Найти тему

Иркутск. Выезд в сторону Листвянки. Путевые заметки нетипичного экскурсовода

Итак, в нашей предыдущей публикации мы с вами добрались до площади то ли 50-летия Октября, то ли 50-летия СССР. Будем считать, что так действительно было задумано: площадь к 1967 году, а стела к 1972. И миновав треугольный перекресток Байкальской и Седова, мы устремляемся дальше на юго-восток. При этом сейчас мы движемся по достаточно высокому плато, которое возвышается над Ангарой на 40-50 метров. В советские годы справа от улицы во множестве возникали стихийные горки, на которых катались не только дети, но и взрослые. А по бульвару Постышева, что чуть ниже к Ангаре, вообще лыжня прокладывалась. Я там постигал азы лыжной техники. При этом берег был практически не застроен, а вдоль Ангары вплоть до самой плотины ГЭС тянулась вереница цехов кирпичных заводов, но о них чуть позже.

Бульвар Постышева. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Бульвар Постышева. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, а Вы знаете, чем мы обязаны Постышеву? Празднованием Нового года. Где-то в 30-х гг. ХХ века ему удалось продавить эту инициативу. Вот его именем и назвали один из немногочисленных бульваров Иркутска Я знаю в Иркутске только три улицы такого типа: бульвар Рябикова, бульвар Гагарина и как раз бульвар Постышева.

Сам же Постышев был неоднозначным человеком. Многие считают его идеологом репрессий. Ходил такой мрачный юмор о "способностях" этого человека: он на спичечном коробке мог найти профиль Троцкого, а на срезе колбасы - немецкие символы. В общем, он сам, причем вместе с женой, и пал жертвой машины репрессий. В наших же краях он был на поселении (примерно 250 км вниз по Ангаре).

Слева и справа от дороги улицы с географическими названиями из одного региона страны: Волжская, Донская и, конечно, Цимлянская. Ну в общем-то логично.

И как раз в районе Цимлянской начинается спуск в распадок, который называется достаточно интересно - Лисиха. По городской легенде в этих местах была деревня, в окрестностях которой решил поохотиться купец Яковлев. Охота ему удалась, а главной добычей была лисица. Так название и закрепилось. Кстати, ещё один купец Яковлев привез в Иркутск и первый автомобиль. Перепад высот на этих холмах приличный. От 485 метров наверху в районе Цимлянской до 455 в районе Лисихи.

Подъем от Лисихи к Цимлянской. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Подъем от Лисихи к Цимлянской. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, то место, что показано на фотографии - это место главного иркутского потопа во время даже очень небольшого дождя. Просто с окрестных холмов всё стекается именно на улицу 30-й дивизии и течет вниз по направлению к Ангаре. Вот топографическая карта местности, где расположена эта "воронка".

Карта высот района Лисиха. Источник: https://ru-ru.topographic-map.com/map-pk6jmt/Россия/?center=52.25805%2C104.32373&zoom=15
Карта высот района Лисиха. Источник: https://ru-ru.topographic-map.com/map-pk6jmt/Россия/?center=52.25805%2C104.32373&zoom=15

Ещё с середины XIX века здесь делали кирпич. В огромных количествах, но по весьма примитивной технологии. В 30-е годы ХХ века подумали и решили, что достаточно эффективно будет использовать на этих работах труд заключённых, в том числе и женщин. В годы войны на заводе делали мины, а после войны к работе ещё и японцев привлекли. На одном из зданий вниз к Ангаре от Лисихи есть табличка, напоминающая, что в годы войны здесь за 27 дней организовали производство мин. Всего же делали по 1000 мин в сутки.

Завод закрыли всего лишь около 10 лет назад. Часть цехов закрыли и снесли, часть до сих пор можно лицезреть в разрушающемся состоянии. При этом есть сведения, что, используя остатки тепла, здесь организовали большой тепличный комплекс, на котором чуть ли не арбузы выращивали. А до революции тут был ещё винокуренный завод и спиртоочистительный. А сейчас весьма элитная застройка с видом на Ангару.

Район Нижней Лисихи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Район Нижней Лисихи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а ещё в этих местах в 1926 году организовали лепрозорий. Проказа, ленивая смерть, болезнь святого Лазаря, лепра, наконец. Эта болезнь встречалась в нашем регионе. Особенно на острове Ольхон. Там первоначально и хотели открыть лечебницу. Но открыли спустя почти четверть века в Иркутске чуть ниже татарского кладбища. Обратного пути из учреждения не было. В конце 70-х гг. болезнь почти сошла на нет. Больных, которые там оставались, вывезли куда-то в западную часть страны. За следующие 20 лет выявили лишь одного больного, которого также отправили на лечение в другой регион.

Иркутская ГЭС. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Иркутская ГЭС. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А дальше по левой стороне еще одно кладбище - Лисихинское. Или Амурское, как его раньше называли.

Мы снова поднимаемся на холм и оказываемся в микрорайоне Байкальский, к которому справа примыкает достаточно знаковый для нашего города объект - плотина ГЭС - первой в целом каскаде ГЭС на Ангаре. Намного ниже по течению будет затем мощнейшая Братская ГЭС, затем Усть-Илимская и, наконец, Богучанская. Но это уже Красноярский край, а не Иркутская область. Самая знаменитая - это, наверное, Братская ГЭС. Она третья по установленной мощности и первая по среднегодовой выработке среди всех ГЭС страны. Иркутская ГЭС была первой, но по показателям намного скромнее. Но на момент строительства она уступала лишь Жигулевской ГЭС по мощности. Главная же особенность нашей ГЭС состоит в том, что после ее строительства и заполнения Иркутского водохранилища уровень Байкала поднялся примерно на метр.

Проектов было много. По некоторым по плотине должна была пройти железная дорога, должны были быть оборудованы шлюзы. Но и от первого, и от второго в итоге отказались. То есть Ангару перегородили в буквальном смысле. Более того, при проектировании всерьез обсуждалась идея взрыва в районе Шаман-камня, куда наша экскурсия и направляется. Но и от нее в итоге отказались.

Понятно, что были и проблемы, связанные с ГЭС. Переселить пришлось тысячи человек. Но в нашем регионе до сих пор самая дешёвая в стране электроэнергия. А если бросить взгляд на акваторию залива, который уже по ту сторону плотины, то взгляд сразу же падает на корабль, пришвартованный у причала. Это ледокол "Ангара". Даже по современным меркам он не кажется маленьким, а по состоянию на начало ХХ века и вовсе был очень крупным. Он входит в пятерку самых старых из числа сохранившихся ледоколов в мире. Сделали его в Великобритании в Ньюкасле специально по заказу для навигации на озере Байкал. Он был там жизненно необходим, поскольку на протяжении нескольких лет, пока строили Кругобайкальскую железную дорогу, перевозка пассажиров и вагонов через Байкал осуществлялось именно ледоколами. В связке с "Ангарой" - именно так называется судно, которое стоит в Иркутске, работал паром-ледокол "Байкал", но он был выведен из эксплуатации в годы Гражданской войны.

Причем, хотя "Байкал" был намного крупнее по размерам, именно "Ангара" всегда выступала тараном. Она была способна преодолевать лед даже более 70 см толщиной, а "Байкал" - нет. В общем, судно верой и правдой служило несколько десятилетий, а потом его поставили недалеко от современного Байкальского кольца (у противоположного берега по сравнению с нынешним положением судна). В 1983 году на нем произойдет пожар и судно наполовину уйдет под воду. В итоге, его поднимут, отреставрируют и организуют музей. Причем, экскурсоводы там разные, но вот прямо чувствуется, что все они любят это судно. Рассказывают очень интересно. А летом можно оплыть его на катамаранах, прокат которых организован на близлежащем пляже.

Лз открытых источников Яндекс.Картинки
Лз открытых источников Яндекс.Картинки

Давайте, например, сравним основные параметры "Ангары" с речными круизными судами знаменитой 588-й серии, которая оказалась самой массовой. Все, наверное, представили себе знаменитый силуэт трехпалубного судна, которые до сих пор бороздят реки нашей страны. Итак, водоизмещение:

  • Ангара - 1400 тонн;
  • 588-я серия - 1492 тонны.

Ну вполне сопоставимо. Теперь основные габариты (длина / ширина / высота):

  • Ангара - 61 * 10,7 * 7,6 м;
  • 588-я серия - 95,8 * 14,3 * 16,7 м.

Ну что ж, все-таки более современные суда были побольше по габаритам. Скорость хода:

  • Ангара - 22 км/ч;
  • 588-я серия - 25,5 км/ч.

Ну и наконец - пассажировместимость:

  • Ангара - 160 пассажиров;
  • 588-я серия - 400 пассажиров.

В общем, определенный прогресс, конечно, есть, но за 50 с лишним лет параметры не слишком то и изменились. Ведь если первые теплоходы 588-й серии были введены в эксплуатацию в 1954 году, то "Ангара" уже выведена из эксплуатации в 1962 году.

Микрорайон Солнечный. Слева вдаль уходит Байкальскмй тракт. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Микрорайон Солнечный. Слева вдаль уходит Байкальскмй тракт. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а у нас остались последняя пара километров до выезда из города. Это место в Иркутске называется микрорайон Солнечный. Возводиться же он начал на месте бывшей деревни Малая Разводная в 70-х гг. ХХ века. От плотины в микрорайон ведет несколько дорог. Одна из самых крупных - проспект Маршала Жукова. В советские годы это был проспект Карл-Маркс-Штадт. Всё просто - этот немецкий город был побратимом Иркутска. В наши дни это немецкий Хемниц. В этом городе есть также памятник-голова. Карлу Марксу естественно. Она будет поменьше, чем голова Ленина в Улан-Удэ, но все равно это почти 6- метровый объект.

Памятник Карлу Марксу. Хемниц. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятник Карлу Марксу. Хемниц. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

После того, как Карл-Маркс-Штадт исчез с карты мира, было как-то нелогично оставлять улицу с таким названием в Иркутске. И ее тоже быстренько переименовали. Теперь это проспект Маршала Жукова. Там установлен и памятник знаменитому полководцу.

Памятник Г.К. Жукову. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятник Г.К. Жукову. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Солнечный расположен на полуострове, который достаточно далеко вдается в акваторию водохранилища. Вот с его юго-восточной стороны находится главная пассажирская пристань, от которой отправляются суда на подводных крыльях и на воздушной подушке на Байкал. Пристань называется "Ракета".

Пристань "Ракета". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Пристань "Ракета". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и вообще весь залив заставлен очень крутыми яхтами. Вот так посмотришь на это и думаешь: неужели у нас в Иркутске столько богатых людей?! Да там каждая яхта минимум стоит по несколько миллионов.

Куда отсюда можно совершить поездку. Прежде всего, конечно, в саму Листвянку, куда ы направляемся в рамках нашего автобусного тура. Как правило, дальше судно следует в небольшой поселок ученых на Байкале - Большие Коты. Туда еще можно по тропе дойти. А больше никак.

Большие Коты. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки.
Большие Коты. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки.

До Листвянки время в пути ровно час. До Больших Котов еще минут 20-25. Это так сказать регулярные пассажирские рейсы. Не экскурсионные. Экскурсий Восточно-Сибирское речное пароходство тоже предлагает приличное количество. Можно посетить остров Ольхон (правда, туда иногда "Комета" отправляется не из Иркутска, а именно из Листвянки.

Остров Ольхон. Скала Шаманка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Остров Ольхон. Скала Шаманка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Примерно раз в неделю собирают экскурсию по воде на КБЖД. В основном возят к самому длинному тоннелю на всей дороге. Вот эти места (мыс Половинный)

КБЖД. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
КБЖД. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Относительно недавно освоили рейсы в Танхой. Но это опять-таки ориентировано на любителей истории, поскольку именно в Танхой была организована переправа из Порта Байкал, пока строили Кругобайкалку. Там, конечно, сделали визитный центр, но по большому счету делать там нечего. Есть, правда, очень живописная тропа в кедровом лесу. Особенно зимой. Но, мне кажется, долго этот маршрут не продержится. Это уже восточный берег озера.

Танхой. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Танхой. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Наверное, самая интересная экскурсия, поскольку туда опять-таки не добраться на машине, это Бухта Песчаная. Вот там пока красиво. Цивилизация, конечно, и до этих мест добирается, но не самыми высокими темпами. Все-таки только водный путь - это трудно. И дорого.

Бухта Песчаная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Бухта Песчаная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В разные годы были еще и мега далекие рейсы в Усть-Баргузин и Северобайкальск. Но в 2023 году их не было. Северобайкальск, кстати, это крупнейший город на Байкале. Это уже не Иркутская область, а Бурятия. Север озера.

Северобайкальск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Северобайкальск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А еще в Солнечном (в современной части микрорайона) еще в 90-х гг. открыли БайкалБизнесЦентр и Сибэкспоцентр. А несколько лет назад Газпром построил единственный в городе 50-метровый бассейн и передал его мцниципалитету. Там же находится и Гормолзавод - это если по старинке. Остановка так и называется до сих пор. В последние годы активно ведется многоэтажное строительство вдоль Байкальского тракта, который номинально начинается после последнего светофора. Там можно сказать возник уже новый микрорайон Sun City с огромной частной школой "Точка будущего". Но все-таки это Байкальский тракт, а потому оставим это на следующую публикацию. Впереди у нас 58 км до истока Ангары. Не переключайтесь! До встречи на новых публикациях!