Найти тему
Международная панорама

Военная логика «тотальной» блокады сектора Газа Израилем

Оглавление

Основная цель осад — держать людей в голоде, холоде и жажде — чтобы они были ослаблены, если не побеждены. Это мы знаем по ленинградской блокаде германскими нацистами. Палестинцы Газы переживают блокаду нацистов израильских.

Грузовики с гуманитарной помощью для сектора Газа въезжают из Египта в Рафах в субботу, 21 октября 2023 г. [Фатима Шбаир/AP Photo]
Грузовики с гуманитарной помощью для сектора Газа въезжают из Египта в Рафах в субботу, 21 октября 2023 г. [Фатима Шбаир/AP Photo]

Суббота ознаменовалась двумя, по меньшей мере, наполовину хорошими новостями: открытием контрольно-пропускного пункта Рафах для въезда в Газу грузовиков первой помощи и освобождением двух заложников. Эти события отражают ещё один ключевой аспект последнего ближневосточного конфликта: блокаду Израилем сектора Газа.

Осада является одной из старейших военных операций. Атакующий перерезает коммуникации и снабжение своего врага, надеясь, что лишения, болезни и деморализация заставят осажденные силы и гражданское население, находящееся вместе с ними в блокаде, прекратят сопротивление и сдадутся.

Если не считать полного подчинения, захватчик может надеяться, что боевой дух и боеспособность защитников будут настолько подорваны длительной осадой, что в конечном итоге они поддадутся решительной атаке.

В былые времена, если бы мирные жители не были убиты вторгшимися силами, лучшее, на что они могли бы надеяться, — это оказаться в плену, заложниках или рабах. Сегодня такое жестокое обращение считается неприемлемым, но мирные жители неизменно страдают, даже если им удаётся выжить.

Грузовики с гуманитарной помощью въезжают в сектор Газа в Рафахе в субботу, 21 октября 2023 г. [Хатем Али/AP Photo]
Грузовики с гуманитарной помощью въезжают в сектор Газа в Рафахе в субботу, 21 октября 2023 г. [Хатем Али/AP Photo]

Сама осада всегда жестока и бесчеловечна. Это тактика, призванная держать людей голодными, холодными, несчастными и без лекарств. Не имея возможности поддерживать гигиену без водопровода, те, кто находится в блокаде, заболеют холерой , дизентерией и многими другими заболеваниями.

В детстве я смеялся над предупреждениями стариков о том, что «когда вырастешь, всегда должен держать дома сахар, крупы, спички». Намного позже появились такие же старики, которые пережили войну и лишения в странах от Ливана до Афганистана и Восточного Тимора, и всюду предупреждали своих родственников, чтобы те имели запас круп или бобовых. Но даже те, кто прислушался к советам своих бабушек и не был застигнут врасплох, увидели, что их резервы исчезают с угрожающей скоростью. Если им пришлось бежать, они потеряли не только запасы еды, но и кухонную утварь, печи и топливо.

Сектор Газа находился в блокаде уже 16 лет, но, по крайней мере, имел достаточно предметов первой необходимости. После нападения ХАМАС 7 октября Израиль прекратил все поставки в Газу, а также отключил воду и электричество. Закрытие контрольно-пропускных пунктов не позволило доставить помощь в этот палестинский анклав. Израильские воздушные бомбардировки и приказ об эвакуации с севера усилили отчаяние жителей Газы.

Это означает, что более двух миллионов палестинцев Газы теперь зависят от продовольственной помощи, чтобы выжить.

В среднем человеку требуется около 2200 калорий в день. Эксперты утверждают, что недолгое время — до месяца, а может и двух — человек может прожить на 1200 калориях. Питание заключенных фашистских концлагерей содержало не больше 1000 калорий.

Людям также необходимо в среднем пять литров воды в день для питья, приготовления пищи и личной гигиены. Эксперты утверждают, что в чрезвычайных ситуациях может хватить и полутора литров, но при этом придётся пожертвовать очень многим

Ленинградцы-блокадники могла рассчитывать на воду из своих обильных рек. Однако в засушливой Газе практически нет пресной воды.

Если считать самые основные потребности в еде и воде, каждый сектор Газы должен получать по два килограмма гуманитарной помощи в день. Для двух миллионов жителей это составляет 4000 тонн в день. Типичный грузовик перевозит 20 тонн. Простые математические расчеты показывают, что очередь грузовиков, доставляющих товары в Газу, будет каждый день иметь длину не менее четырёх километров.

Логистика оказания помощи ошеломляет. Для доставки помощи внешнему миру потребуется использовать специальный порт, куда каждый день могли бы пришвартоваться в среднем два корабля. К счастью, в Египте есть такая гавань всего в 40 км от Рафаха, в прибрежном Синайском городе Эль-Ариш.

Грузовики с гуманитарной помощью для палестинцев от египетских НПО ждут открытия контрольно-пропускного пункта Рафах на египетской стороне, чтобы въехать в Газу [Stringer/REUTERS]
Грузовики с гуманитарной помощью для палестинцев от египетских НПО ждут открытия контрольно-пропускного пункта Рафах на египетской стороне, чтобы въехать в Газу [Stringer/REUTERS]

Некоторые из наиболее срочных грузов можно было бы доставить самолетом, но воздушные поставки не могут удовлетворить все потребности. Аэропорт Газы, расположенный на самом юге сектора, был разрушен Израилем в 2001 году, но две египетские взлетно-посадочные полосы находятся достаточно близко: в Аль-Гора и в том же Эль-Арише.

Там могло бы приземлиться большое количество грузовых самолетов, но полагаться только на них нельзя: средний грузовой самолёт принимает 11 тонн грузов. При таких темпах потребуется 360 посадок каждый день, а это совершенно нереальная перспектива.

Но прежде чем кто-либо сосредоточится на больших данных и решении вопросов логистики, палестинцам в секторе Газа необходимо убедиться, что любая помощь может доставляться регулярно. Пока ничего подобного нет....

ВНИМАНИЕ: Дзен не показывает все мои публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи, заходите непосредственно на канал. Читайте, комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».