Толстой, Пикассо, Вуди Аллен, Хайдеггер, Гоген, фон Триер, Горький, Караваджо, Отто Мюль… — Продолжать можно бесконечно. Поэтому лучше сразу отмечу общий для этих персонажей и важный для нашего разговора момент: все они творили/творят откровенный мрак (от хамства и клеветы до насилия и убийств) и при этом обладают бесспорным статусом гениев. Ну… как минимум людей, оказавших мощное влияние на нашу культуру. В связи с этим встаёт дико сложный вопрос. — Что делать? Безжалостно вычёркивать и отменять на основании чьих-то спорных публичных заявлений — это мы, конечно, умеем... Ну а если серьёзно. Вот «преступления» уже доказаны. Куда девать наследие таких людей: читать/не читать, слушать/не слушать, смотреть/не смотреть, снимать со стен/оставлять, где висело? Сперва вроде бы понятно. — Не можешь принять, что Толстой ставил женщину и корову на плюс-минус одну социальную ступень, — не читай его и успокойся. Но как быть с тем, что этот «монстр» имеет статус великого классика и изучается в школ
Гений выше морали? О том, как поступать с творческим наследием плохих людей
2 ноября 20232 ноя 2023
305
3 мин