Найти в Дзене
Аркив

Гений выше морали? О том, как поступать с творческим наследием плохих людей

Толстой, Пикассо, Вуди Аллен, Хайдеггер, Гоген, фон Триер, Горький, Караваджо, Отто Мюль… — Продолжать можно бесконечно. Поэтому лучше сразу отмечу общий для этих персонажей и важный для нашего разговора момент: все они творили/творят откровенный мрак (от хамства и клеветы до насилия и убийств) и при этом обладают бесспорным статусом гениев. Ну… как минимум людей, оказавших мощное влияние на нашу культуру.

В связи с этим встаёт дико сложный вопрос. — Что делать? Безжалостно вычёркивать и отменять на основании чьих-то спорных публичных заявлений — это мы, конечно, умеем... Ну а если серьёзно. Вот «преступления» уже доказаны. Куда девать наследие таких людей: читать/не читать, слушать/не слушать, смотреть/не смотреть, снимать со стен/оставлять, где висело?

Сперва вроде бы понятно. — Не можешь принять, что Толстой ставил женщину и корову на плюс-минус одну социальную ступень, — не читай его и успокойся. Но как быть с тем, что этот «монстр» имеет статус великого классика и изучается в школах на обязательных началах? (Хотя конкретно в этом случае важен принцип историзма: некорректно упрекать Толстого в том, что он не поддерживал феминизм, который почти не застал, и не уважал права женщин, бесправное существование которых было абсолютной нормой.) А Горький, который ездил на «Соловки» и писал, что это необходимый для страны лагерь со сногсшибательными видами? А Караваджо, который мало того, что убил человека, так ещё и угрожал кинжалом натурщикам, которые отказывались ему позировать? Как быть с гениальным философом и сторонником нацизма Хайдеггером? Что делать с Пикассо и Гогеном и их статусом основоположников модернизма? — Если кто не в курсе, Гоген совращал 13-летних гаитянских девочек, заражал их сифилисом, о котором прекрасно знал, а на одной 13-летней женился, когда ему было 47 (во Франции подобный брак уже тогда был запрещен законом и считался аморальным). Пикассо, в свою очередь, насиловал женщин и практиковал на них свои садистские наклонности, о чем создал цикл гравюр "Изнасилование". Большинство его женщин либо сошли с ума, либо покончили с собой. К слову, красноречивая цитата маэстро:

"Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен уничтожить ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мне мою молодость..."

Короче, крайне жуткие персонажи, без которых нашей культуры (какой мы ее знаем) просто не было бы. Но всё же многим не даёт покоя чувство огромной, почти вселенских масштабов несправедливости, когда возвеличивая одних людей мы будто предаем память их жертв (а количество последних порой достигает десятков).

Очевидным и как будто бы
единственно верным решением этой проблемы является принцип отделения творчества от его создателя. — Тезис противоречивый и требующий серьезного разбора. Но я буду краток. — Речь не о том, чтобы вычеркивать имя Горького с томика «Жизнь Клима Самгина» (вычеркивание имён — жуткая практика, ведущая лишь к новым «старым граблям»). Нет. Речь о компромиссе. О том, чтобы ставить творческое наследие автора в какой-то разумный противовес его преступлениям. Не выше, не ниже, а на другую чашу весов. И одинаково полно информировать общество об этих двух сторонах (например, указывать над полотнами Гогена имена его жертв) и дать каждому зрителю возможность самостоятельно взвесить и понять, хочет он смотреть/слушать/читать или предпочтет пройти мимо.

Подчеркну. — Самой по себе этой концепции недостаточно, если всё сводится к решению «избранных» зрителей, которым повезло самостоятельно покопаться в теме. Принципиально важно, чтобы в основе таких решений лежал обязательный диалог, инициированный институциями, представляющими неудобных авторов. — Условная галерея Олбрайт-Нокс обязана демонстрировать, что она в курсе, чьи работы висят в её залах, и чтит память жертв. Такой подход ослабит тягу сводить этот компромисс к «ну да, гению позволено всё». Нет, гении не выше морали. Но так уж вышло, что как общество компромисса, повернутое на культуре, мы вынуждены считаться с их вкладом.

А что думаете вы? Как поступать с гениями, которые творят беспредел прямо сейчас? Как вы поступаете с творчеством крутого автора/плохого человека?

-3

Для проявления душевной щедрости, которая очень поможет моему блогу (заранее большое спасибо):

Тинькофф 2200 7004 6266 6024

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если вам он понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно: только от вас зависит продвижение материалов на Дзен!