Мало найдется тех, кто не знает, что случилось в СССР 26 апреля 1986 года. Ужасающая по своему масштабу и количеству унесенных жизней авария на Чернобыльской АЭС стала одним из символов уходящей эпохи: трусости, конформизма и безалаберности советских властей. Весь Союз наблюдал по государственному телевидению трехсуточное молчание, а затем — и бесконечные потоки вранья, за которыми старались скрыть масштаб трагедии.
«Мы не должны устраивать из этого панихиду»
В этом аду не обошлось и без светлых моментов, одним из которых был концерт Аллы Пугачёвой в Припяти для ликвидаторов аварии на АЭС.
Немного предыстории.
Вообще, концертов было два: тот, который прошел в спорткомплексе Олимпийском в мае 1986 года, и в Припяти — в сентябре.
Первый концерт — «Счет 904», получил своё название от номера счета фонда пострадавшим от чернобыльской аварии — своими силами организовала Алла Пугачева вместе музыкальным критиком Артемием Троицким (в 2023-м году Минюст РФ включил в реестр иноагентов — Ред.).
И это был рок-концерт. Чтобы вы понимали — организовать подобное мероприятие в обычных условиях было практически невозможно: партия никогда бы в жизни не дала свое согласие.
Чтобы получить разрешение на проведение концерта в Олимпийском, Пугачевой и Троицкому пришлось напрямую обращаться к секретарю ЦК КПСС Александру Яковлеву.
Если бы они пошли обычным путем, «через тернии», то разрешение получили бы в аккурат к периоду полураспада цезия, то есть никогда.
Александр Яковлев ответил положительно и пообещал всякое содействие со своей стороны. Пугачева и Троицкий сразу предупредили, что никаких ограничений и контролеров они не потерпят: Яковлеву пришлось согласиться — но с одним условием:
«Приглашайте, кого хотите, главное — чтобы не выглядело пиром во время чумы».
Артемий Троицкий в своей книге «Back in the USSR» тоже отметил этот настрой:
«Мы не должны устраивать из этого панихиду. Пусть все видят, что мы не падаем духом». Я был за строгость, но без похоронных маршей, но и без карнавала».
Успех концерта был оглушительный: все было раскуплены мгновенно, а на счёт Госбанка поступило 100 тысяч рублей с продажи билетов. Туда же поступали и добровольные пожертвования в фонд Чернобыля.
В августе Госбанк отчитался: на счёт поступило более 500 миллионов рублей.
Концерт в некрополе
Наступил сентябрь. Внезапно Пугачева сообщила своей команде, что она собирается ехать в Припять давать на месте концерт для ликвидаторов аварии на ЧАЭС.
Чтобы Пугачева? Туда? Добровольно...?
Самое удивительное, что она собиралась ехать туда по просьбе партии: Пугачева за всю свою жизнь ни разу не удостоила своей дружбой партийных бонз, а партийные съезды — своим присутствием. Это был редкий момент, когда совпали обстоятельства — и Пугачева отправилась на выполнение государственной миссии.
Как вспоминал её администратор Олег Непомнящий:
«Партийное руководство ей сроду было не указ, а тут: по просьбе партийного руководства я еду петь перед ликвидаторами чернобыльской аварии. Я не вправе просить кого-то из вас ехать со мной. Решайте сами».
Концерт должен был состояться в Зеленом Мысе — поселке вахтовиков на реке Припять. Жили вахтовики там же на баржах, а на реке выстроили сцену. На концерте было около 9 тысяч человек.
Как вспоминала сама Пугачева, ликвидаторы организовали её выступление — вместе с апельсинами и спиртным с одной целью — «вывести стронций из организма». Получилось что-то вроде предписания врача.
Сам концерт длился три часа. Перед началом организаторы строго-настрого запретили Пугачевой брать цветы от поклонников — они могли быть радиоактивны. Но певица, выслушав инструкции, все равно поступила по-своему — не могла отказаться.
Зрители концерта были последними временными жителями мертвого города. Многие уже и сами были мертвы, только ещё не знали об этом.
Последняя артистка империи
Концерт в Припяти вошёл в историю: Пугачева из простой звезды советской эстрады превратилась в фигуру национального масштаба. Она была светлым пятном на мрачном полотне поздней советской истории.
Кстати, тоже государство признало оценило её заслуги: последний глава СССР Михаил Горбачёв перед развалом страны успел наградить её званием последней народной артистки СССР.
Чуть позже в 2019 году он написал её поздравительное письмо, где сказал:
«Как говорится, и мне довелось быть правителем в эпоху Аллы Пугачевой».
Трудно с ним не согласиться.
Давайте обсудим?
Никто не мог поверить, что звезда эстрады и светских тусовок решила рискнуть жизнью и морально поддержать тех, кто находился на грани смерти, стал жертвой обстоятельств или оказался там по долгу службы, или как волонтер.
А как вы думаете, подобное решение — поехать в зону радиации — это что-то из ряда вон выходящее, или так должны поступать все публичные люди во время национальной трагедии? А может, кто-то за этим увидит корыстный пиар-ход?
...Сейчас Алла Пугачева с семьей в Израиле. Они уехали из России после начала СВО. И уже в Израиле пережили момент бесчеловечного нападения боевиков ХАМАС на страну 7 октября 2023 года. После чего муж Пугачевой, Максим Галкин (объявлен в РФ иноагентом, имеет гражданство Израиля), объяснил решение остаться, когда началась мобилизация и активные военные действия против ХАМАС, — тем, что он хочет поддержать Израиль в его трагедии.
Поделитесь с нами вашими мыслями в комментариях!
Этот материал — специальный пересказ для дзена текста Ирины Халип во втором номере журнала «Горби». Полную версию текста читайте тут.