Если бы Гамлет был не датским, а индийским принцем, он мог бы решить вопрос так: "Быть или не быть, вот в чем вопрос. Или быть и не быть. Или ни быть, ни не быть".
Конечно, с этой классической, якобы всеобъемлющей квадрилеммой он столкнулся бы в университете. А если бы он встретил буддийского монаха, то, возможно, запутался бы еще больше. А может быть, и меньше. Монах сказал бы ему, что для просветленного существа ни одна из этих четырех возможностей не работает.
Однажды один из браминов с благоговением спросил Будду, является ли он кем-то вроде бога, ангела или демона. Будда ответил, что нет, это не так. Он просто Будда. Отвечая таким образом, он не предлагал новую категорию бытия. Он дал имя трансцендентности всех категорий.
Создание категорий - полезный инструмент для упорядочивания информации и ее применения. Но конечная, неограниченная истина не может быть заключена в категорию, созданную ограниченным рациональным человеческим разумом. Безусловно, иррационально думать, что это возможно.
Есть только один надежный способ подойти к глубокому вопросу о состоянии Будды. Это путь практики. Как учил Будда досточтимого Вакхали: "Тот, кто видит Дхамму, видит Будду".
Аджан Джаясаро
22.08.23