Найти в Дзене
Заметки о культуре

Квартирник Ольги Ивановой

Что вы представляете себе в тот момент, когда слышите слово «квартирник»? Наверное, это либо атмосфера передачи «квартирник у Маргулиса», либо небольшие посиделки у кого-то дома с какими-то песнями. Однако бывают и другие квартирники! Сегодня я смогла побывать на таком невероятном вечере. Начну с предыстории.

Смотря конкурс Чайковского в июне, я заинтересовалась небольшими интервью с туров. В этом поиске я совершенно случайно наткнулась на канал «записки пианистки». И как же мне понравилась подача! Я очень давно искала небольшой и уютный блог о внутренней кухне музыкантов, о творчестве и композиции в целом. Я его нашла, а ещё нашла приятное сообщество, объединённое любовью к музыке. Вот так я и познакомилась с творчеством композитора и музыканта Ольги Ивановой.

В сентябре Ольга анонсировала квартирник, который она традиционно устраивает на свой день рождения. Какая же это всё-таки потрясающая атмосфера! Уютный зал музея Скрябина, расслабленное настроение исполнителей и слушателей, тепло и музыка, музыка, музыка... Как Ольга сказала: «Каждый год мы собираемся здесь, чтобы слушать и играть музыку».

Всего лишь два часа, а эмоции переполняют меня, так как я смогла прикоснуться к отчасти закрытому сообществу музыкантов, которые творят, открывают свою душу и веселятся во время таких вечеров.

Выход всех артистов на сцену в конце.
Выход всех артистов на сцену в конце.

Звучало многое: арии, частушки, прелюдия, вальс-скерцо, песни, несколько произведени от её учеников по классу композиции, произведения самой Ольги, написанные ею переложения. Исполнители тоже были совершенно разные! Виолончель, кларнет, скрипка, флейта, аккордеон и голоса! Много цепляющих и очень красивых голосов, которые хочется слушать ещё и ещё.

Почти все произведения были записаны на диктофон мною, так как мне захотелось сохранить такое воспоминание о необычном вечере, что открыл для меня много исполнителей, за которыми я точно буду следить сейчас. Если выделить что-то конкретное, то это точно будут:

  • Частушки Ольги на стихи Хармса. Очень милое произведение, которое она исполнила вместе с солисткой театра Натальи Сац. Весёлые и забавные, вызывающие только улыбку на лице.
  • Прелюдия Рахманинова ре мажор. Я влюблена в этого композитора и переложение Власова (если не ошибаюсь) для виолончели и фортепиано заставило мурашки бегать табунном по моей коже. Такое протяжное звучание, глубокий звук виолончели... Михаил так чувтсвенно сыграл, что мне показалось, будто я перенеслась в то время, когда это было написано Рахманиновым.
  • Вальс-скерцо Чайковского. Много я его слушала в записи, в трансляции, но вживую никогда! И как же была рада, что Ольга вместе со своей подругой Софией Федотовой исполнили эту чудесную мелодию.
  • Романс «Колыбельная» Чайковского. Вообще вся музыка Чайковского мне кажется такой простой и одновременно сложной. И вся эта сложность заключается в простоте мелодии (да-да тавтология). Вот идёт музыка, всё настолько естественно, что удивляешься тому, а как можно к вот этой самой сути мелодии прийти? И этот романс ещё одно тому подтверждение. Мелодия, что идёт из самой природы человека и кажется такой естественной, словно ты родился с этим.
  • «Борьба с судьбой» авторства Анатолия – одного из учеников Ольги. Во-первых, я отдельно хочу восхититься учениками Ольги, так как эти дети в столь юном возрасте пишут просто шокирующие произведения. В них столько эмоций и мыслей заложено, сколько ни один взрослый студент НИУ ВШЭ не сможет передать в каком-то простом тексте или разговоре. Анатолий – самый старший из тех, кто сегодня играл. Его произведение для четырёх рук просто поразило меня. Переслушивая это на обратной дороге, я всё ещё не могу поверить, что этот юноша написал такое.
  • Танго «Oblivion» Пьяццоллы в переложении Ольги. Было очень приятно слышать разные истории о том, как Ольга знакомилась с исполнителями, ка кона писала что-то и т.д. И это танго не исключение, с ним тоже была связана очень романтичная и немного грустная история, которая ещё больше открыла для меня исполнительницу и то, как она работает с материалом. Само танго было таким щемящим, затрагивающим душу и выворачивающим его наизнанку. Это та мелодия, которая вызывает слёзы на глазах, а сердце заставляет остановиться и сжаться до самых маленьких размеров. А, уж, когда его исполняют скрипка, аккордеон и рояль, то тут нет просто шансов остаться равнодушными.
  •  «Luna tu», обработку для которой написала Ольга. Вообще, в прошлом сезоне Илья Авербух взял именно эту версию и поставил произвольную программу для Марка Кондратюка под этот номер. История была не очень хорошая, так как разрешения Ольги он не просил (это я поняла из её блога, когда читала старые статьи). Хотя не удивлена, что он взял именно это версию, так как она волшебна. В ней много краски, эмоций и такой красивый вокал Ярослава Кучерова, что пройти мимо невозможно.
  • Ария Хлестакова из оперы «Ревизор» Дашкеевича. Ох, как уже это было стильно, ярко и красиво! Валерий Макаров просто невероятен! Артист, который устроил даже небольшой спектакль, включив зрителей отчасти в своё выступление. Это видео я буду пересматривать очень много раз, так как оно пропитано такой сильной любовью к своему делу, что это хочется ощущать вновь и вновь.
Танго «Oblivion».
Танго «Oblivion».

Это лишь малая часть произведений, что были на квартирнике. Было очень много всего о чём мне хотелось бы с одной стороны рассказать, а с другой оставить и сохранить в душе никому не говоря, так как это отчасти будет пустой звук. Ведь всё то настроение, что я получила, нельзя ощутить в полной мере через слова. Это надо прочувствовать, находясь на таком квартирнике классических музыкантов.

Ярослав Кучеров и Ольга Иванова перед номером «Luna tu».
Ярослав Кучеров и Ольга Иванова перед номером «Luna tu».

Я очень счастлива, что есть такие люди, которые собирают вот так зрителей и делятся музыкой и исполнением. Это действительно волшебные моменты, которые точно нигде больше в мире не найти.

Невероятная Ольга Иванова.
Невероятная Ольга Иванова.