Подготовка к следующему сезону «Ф-1» уже началась.
Отношения семикратного чемпиона «Формулы-1» Льюиса Хэмилтона и болидов «Мерседеса» нового поколения с граунд-эффектом – история боли, страданий, поражений и попыток быстро все исправить ради возвращения в битвы за победу.
№44 разносил и болид 2022-го, называя W13 «худшим в карьере», а затем пинал и новый W14, называя тот «худшим в настройке» с целым ворохом проблем с управляемостью и прижимной силой в задней части.
Его постоянные недовольные комментарии о недостатках машины и трудностях настройки довели даже довели до раздраженных высказываний технического директора «Мерседеса» Джеймса Эллисона:
«Мне кажется, порой гонщики путают определение проблемы машины и знание, как эту проблему решить.
Для команды гонщик может быть лучшим датчиком. Если он может сказать: вот здесь машина меня подводит из-за слабой передней оси, вот здесь подводит задняя ось, вот здесь от поведения болида есть странные ощущения, и я ему не доверяю. И вот это может быть для команды очень полезным.
А вот если гонщик просто говорит, что машине не хватает прижимной силы на задней оси – все, я решил проблему, съездите в магазин прижимной силы и прикупите мне немного, то такая обратная связь становится уже не такой полезной».
Однако шеф «Мерседеса» Тото Вольфф жестко настроил и команду, и общественность на радикальные изменения с учетом всех требований Хэмилтона:
«В конце концов, дело в физике, а не в какой-то мистике. Поведение машины на трассе трудно воспроизвести в аэротрубе и в симуляциях. В некоторые уик-энды болид делает то, чего мы не видим в симуляциях.
Перед сезоном-2024 мы многое поменяем, мы намерены вернуться к основам. Не хочу больше слышать от Льюиса о слишком сдвинутом вперед положении в кокпите, о подвеске и тому подобном. Надо двигаться вперед, взяв с собой то, что мы понимаем, и оставив то, чего не понимаем.
Главная проблема с текущей машиной состоит в том, что гонщики больше не чувствуют уверенности в W14. Они въезжают в поворот, не понимая, как отреагирует болид.
Когда есть надежная база, результаты приходят. Посмотрите на «Уильямс» и Албона: простое и аэродинамически эффективное шасси, в которое не вложены большие ресурсы».
И команда вместе с Хэмилтоном уже осенью бросила все силы на подготовку болида для 2024-го и обкатку деталей для W15 – первую волну таких изменений «Мерседес» привез для тестов на Гран-при США. Фаза 1: обновление днища в стиле «Ред Булл».
«Надеемся, оно принесет небольшой выигрыш, но главная цель – еще одна важная точка подготовки к развитию W15», – анонсировал деталь босс «Мерседеса» Тото Вольфф.
«Мерседес» изменил входные кромки днища – геометрию воздуховодов и трубок для смещения аэродинамического баланса назад, по желаниям Хэмилтона:
А следом – и все, что позади: фактически восьмикратные чемпионы обкатали новое днище:
Насколько велик выигрыш от новинки?
«Обновленное днище должно хорошо проявить себя в оставшихся гонках сезона и позволить болиду стать быстрее где-то на 0,1 секунды на круге. Мы считаем, что новое днище поможет нам сделать неплохой шаг вперед. Помимо прочего, обновление должно снизить интенсивность подскоков болида», – анонсировал Эллисон.
Хэмилтон в итоге квалифицировался третьим – всего в 0,15 секунды от обладателя поула Шарля Леклера. Однако главным впечатлением стал даже не результат на одном круге, а эмоции от поведения машины.
Льюис вроде бы постоянно хвалит и благодарит команду за обновления, однако именно после квалификации в США высказался оглушительно честно: он впервые за два года почувствовал разницу!
«Само новое днище – не такое уж огромное изменение. Знаете, когда кто-то привозит новинки, люди всегда раздувают из этого историю, но остальная часть машины осталась прежней и нам все еще нужно улучшать ее во многих областях.
Но машина действительно стала лучше. Это одно из первых за два года обновлений, эффект от которого я действительно почувствовал. Это радует. Нам просто нужно сделать еще два-три таких же шага вперед, чтобы вернуться в режим супер-конкурентоспособности, а я верю, что ребята способны это сделать.
Определенно это шаг вперед, который дал мне чуть больше уверенности в машине, позволил бросать ее в повороты. Может, прибавка и заключалась в 0,1 секунды с круга, но, по крайней мере, это десятая уверенности, которую она мне дала. А когда такое случается, мы видим двойной эффект.
Не знаю, на самом деле, для какого периода деталь важнее: на данный момент или для следующего года. Продолжая экспериментировать с болидом, мы получаем все больше и больше знаний о том, куда движемся, какой мы видим оптимальную версию болида».
Довольный Хэмилтон – зловещий знак для соперников. На следующий день после радости от улучшений болида он вновь оказался третьим в спринтоквале – теперь уже с отставанием от самого «Ред Булл» Макса Ферстаппена всего на 0,069 секунды! В спринте семикратный чемпион обогнал на старте Леклера и привез «Феррари» на финише 9 секунд. Только Льюис на стартовом отрезке и Норрис на финишном сумели поддерживать темп лидера на части дистанции.
А в гонке Льюис разделался колесо в колесо с обеими «Ферарри» и красиво убрал Норриса на «Макларене»:
Дальше №44 гнал Ферстаппена до самого финиша – для настоящей схватки за победу не хватило пары кругов. Разрыв на ленточке составил лишь две секунды. Правда, после финиша Льюиса убрали из протокола за чрезмерный износ планки днища на огромных кочках «Трассы Америк» – команда полностью включила режим проверки эффективности «днища в стиле «Ред Булл» и опустила его как можно ближе к асфальту ради максимума прижимной силы. Даже ниже, чем у Ферстаппена!
Но на других этапах таких кочек не будет.
«Выбор настроек на Гран-при со спринтом – это всегда испытание, поскольку у вас всего одна часовая тренировка. Тем более на кочковатой «Трассе Америк» и с новинками. Но, в конечном счете, все это не имеет значения. Мы просчитались, а другие все сделали верно – и у правил нет другой трактовки. Так что нужно собраться, вынести урок из случившегося и стать сильнее на следующем гоночном уик-энде», – отметил Вольфф.
Операционный технический директор Эндрю Шовлин признался, что команда «разочарована»:
«Увы, это одна из ловушек гоночного формата со спринтом – все один час на практику, а затем вступает в силу режим закрытого парка. Из-за того, что в этой тренировке мы работали без загрузки топливом, а также учитывая кочковатые участки трека, на которых гонщикам нужно постоянно отлавливать машину – все это привело к более высокому уровню износа [планки].
И все же этап в Остине вызывает осторожный оптимизм. Оба наших гонщика почувствовали эффект от обновлений, и с точки зрения развития шасси 2024 года это несет позитив. Да, сегодня мы разочарованы, но показанная скорость нас радует».
«Мерседес» возвращается?
Фото: twitter.com/AlbertFabrega, The Race; Gettyimages.ru/Clive Mason, Chris Graythen
Что случилось на Гран-при США: Норрис и Хэмилтон почти достали победу. Гонку Леклера убила команда, «Астон Мартин» – в топ-10 с пит-лейн Хэмилтон ударился в самокритику: второй сезон «Ф-1» не вывозит квалификации. «Я ужасен, сильно ниже среднего» Главная проблема Хэмилтона с новым «Мерседесом»: Льюису не нравится посадка и ощущения от машины