У меня на тему клинического мышления несколько публикаций уже было. Но тема вновь всплывает, как актуальная. И связано это с тем, что я, вдруг и неожиданно, при проведении мастер-классов узнаю про пробел в знаниях на эту тему у участников. Возможно, требуется несколько сместить фокус внимания. Возможно, нужно будет дать несколько фокусов внимания, чтобы до специалистов дошла важность наличия клинического мышления в их практике. Полагаю, что у каждого терапевтического метода есть свои особенности, которые отражаются в клиническом мышлении.
В методе биодинамического центрирования «Касание ангела» (метод КА) тоже есть свои особенности. Я этот метод создавал для решения проблем больных, которые не смогли получить желаемую врачебную помощь. Что-то у них в здоровье осталось неудовлетворенным, и проблема переходила в разряд хронических. Метод создавался для решения таких хронических проблем, связанных со здоровьем. К первичному больному применяется врачебное клиническое мышление. К хронически больному требовался иной подход.
К клиническому мышлению подойдем через понимание мышления вообще. И делать это, полагаю, нужно в прикладном варианте. К нам на прием поступает пациент, который уже был на приеме у других специалистов. И нам нужно работать с проблемой этого пациента. Применять тот тип мышления, который использовали до нас другие специалисты можно, но глупо. Потому что надеяться на то, что вот тебе-то удастся найти причины проблемы — это глупо.
И в процессе решения проблемы пациента возникает мышление. Каким оно должно быть? Есть такое определение: «Мышление — это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий».
Мышление специалиста при решении проблем пациента должно активно отражать ту объективную реальность, которая высвечивается принятыми в методе КА терапевтическими подходами. Знаете, ведь не всю реальность целиком мы можем воспринимать, а лишь то, на что укажет наше внимание. И случается так, как писал в своем четверостишии Омар Хайям: «В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой — листвы зеленой вязь, Весну и небо голубое …».
В биодинамическом центрировании КА приняты два терапевтических подхода: 1. Холистический и 2. Гуманистический. Но и это еще не все, что обуславливает восприятие и, значит, мышление в целях терапии. В самом названии метода, «биодинамическое центрирование «Касание ангела», скрыто то, что обуславливает мышление терапевта. Приставка «био» в слове «биодинамика» указывает на отношение динамики к жизни, к процессам жизнедеятельности. Часть сложного слова «динамика» указывает на движение с его причинами.
И слово «центрирование» указывает, что у динамики есть фулькрум, относительно которого динамика организуется. Не факт, что фулькрум будет являться причиной самой динамики, но организатором движения являться будет. При патологии фулькрум, на мой взгляд, может стать и причиной динамики. Если позаимствуем определение из остеопатии, то «Фулькрум (от лат. fulcrum - «подпорка») - точка опоры - в остеопатии - условный функциональный центр, относительно которого происходит организация и движение окружающих тканей - элементов системы организма.»
Определение, которое было позаимствовано из остеопатии, для метода КА не является полностью раскрывающим горизонты мышления. Это определение ограничивает мышление только телом, сомой. А холистический подход определяет границы восприятия, а значит и мышления, до психосоматических проблем. Для решения психосоматической проблемы горизонт мышления требуется расширять до психических явлений. В целях решения психосоматической проблемы более подойдет такое определение фулькрума: «каждое движение характеризуется относительно консервативным центром и относительно динамичной периферией». Консервативный центр будет являться и причиной и фулькрумом динамики.
И отдельной строкой нужно выделить тот факт, что фулькрумы имеют иерархическую структуру построения.
И самым, на мой взгляд, вызывающим вопросы, является в названии указание на ангела – «касание ангела». Слово «ангел» в названии указывает на присутствие в терапии Наблюдателя от Бога, на терапевтический эффект от акта такого наблюдения. В терапевтической технологии КА активно используется эффективное действие акта наблюдения и осознования того, что «Бог во мне приветствует Бога в тебе» - это и гуманистический подход.
Нужно отметить, что холистический подход применяется не абы «как хочу так и верчу», а по определенным критериям. Но сначала о самом подходе. «Холизм (от др.-греч. ὅλος — целый, цельный) — в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям».
Когда речь заходит об отношении целого к его частям, не могу не вспомнить о правиле золотого сечения: «меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому». Древние видели в золотом сечении отражение космического порядка. В широком смысле правило золотого сечения можно назвать универсальным и отражающим структуру и порядок нашего мироустройства.
Нас, целителей, всегда волнует вопрос о целом. Что, чем, или кем является целое в психосоматической конструкции? У других могут быть иные мнения, но у меня мнение такое: целым в этой конструкции является человек. Отношение психики (или сознания) и тела можно определить как отношение большей части к меньшей. Психика (или сознание) безгранична, не имеет границ ни в пространстве, в физическом пространстве уж точно не имеет, и не имеет границ во времени, так как, по метафизике, живет вечно. То есть, измерению в пространстве-времени душа (психика, сознание) не может быть подвергнуто. А тело можно измерить и вдоль, и поперек и в глубину, и во времени тело конечно. Поэтому тело является малой частью целого.
В каждой части тела имеется душа. Поэтому мы, измеряя тело в целях определения отношения его частей, можем руководствоваться правилом золотого сечения. Ну вот тут возникает проблема тождества души и сознания. Принято в просторечии душу и сознание отождествлять. Я советую их, все же, не отождествлять, но и не разделять. И вот почему.
Биодинамическое центрирование КА основывается на идеях и концепциях ТТМ. И в древних трактатах по буддизму, по бон, имеется упоминание, что 1. сознание это функция ума по коммуникации с объектами ума и 2. Сознание следует за нервной активностью. Душа может по телу распределяться ровно и в большей части тела души будет больше, чем в меньшей части. А вот относительно сознания такого не скажешь. Сознания будет больше там, где больше всего нервного возбуждения. И почему это так, интересно?
Так как являясь функцией ума по коммуникации с объектами (познания) ума, то нервное возбуждение является приманкой для объектов невидимого мира. А может быть является светом во тьме. Простой пример с объектом невидимого мира — это вирус герпеса, которого очень привлекает активность ганглий. Другими невидимыми объектами могут быть сущности нематериальных измерений.
Если говорить об этом образным языком, то вокруг очагов нервного возбуждения сознание устраивает «терки с пришлыми братками» на предмет территориальности. Типа, «эта наша корова и мы ее доим! И мы вам тут не рады!» А пришлые «братки» бывают разные. Раздвинув ряды мелюзги мощными плечами на терки могут прийти и демоны или духи. По концепции ТТМ есть такая категория причин психосоматических расстройств. И с этим сознание человека может и не справиться.
Вы представляете, мои дорогие КАсатели, что с вами может случиться, если вы со всей широтой своей душевной эмпатии, «раскрыв варежку, как последний лох», приметесь перцептировать своего пациента на предмет выявления причин психосоматических проблем? А там к вам навстречу, широко улыбаясь в предвкушении всяких вкусностей, сам… не будем называть имя всуе. Для перцепции вы же всю информацию о состоянии больного загружаете к себе в свои анализаторы, для афферентного синтеза загружаете в свои нейронные сети. Все врачеватели для диагностики делают так. Кто-то меньше так делает, кто-то больше. А дозировку регулирует клиническое мышление.
Не, вы можете и без клинического мышления. Можно и по старинке, как делают бабушки и дедушки целители. Только ведь они с верой крепкой это делают и с Верой в Бога.
Ну, ладно, не будем о таком грустном, будем о том, с чем чаще всего приходится заниматься в терапии методом КА. Чтобы не раскрывать «широко варежку», в методе есть система выстраивания динамичных отношений терапевта с пациентом. Это «внутренняя улыбка», присутствие и информационное пространство. И есть указание на что нужно обращать внимание во время перцепции. Если терапевт полон ожиданиями встречи с демонами, сущностями и другими представителями тонкого плана, он с ними встретится. И встретится по той причине, что зависит от терапевта с чем он будет работать.
Хочу сказать о «внутренней улыбке» (ВУ). Это состояние сознания, когда спонтанно возникает чувство радости. ВУ всем дается на семинаре КА-1 способом прямой передачи и дается как аванс и как маяк, на который нужно направлять свои практики. У этой спонтанно возникающей радости есть метафора: «Радость сына от встречи с матерью». Сыном в этой метафоре является ум, а матерью - пустота. Практики многими годами своих практик добиваются такой «встречи сына с матерью». И вам, друзья КАсатели, нужно усиленно практиковать медитацию на ВУ, работать с собой, чтобы во время встречи с разными «братками» у вас не возник резонанс, а если возник, то было бы как негативную энергию нивелировать.
Для сознания тоже есть метафора: «Сознание — это хромой всадник, а энергия — это слепая лошадь, куда всадник лошадь направит, туда она и идет». Не зря я эту метафору вспомнил. Потому что мы, КАсатели, работаем с зонами задержки энергии (ЗЗЭ). В ЗЗЭ застревает энергия. А это ведь ресурс, который по своим каким-то причинам изымается из жизнедеятельности. Но нужно сказать, что ЗЗЭ это и такой способ адаптации к окружающей среде. ЗЗЭ это, ведь, и незавершенный гештальт. Незавершенный гештальт как форма адаптации.
Зона задержки энергии — это всегда нарушение подвижности тканей в теле. И это в первую очередь перцептируется. Затем мы можем перцептировать связь телесной ЗЗЭ с какими-то другими сторонами психосоматической проблемы, например, в социальной сфере. Часто, если не всегда, я говорю «часто» из осторожности в оценках, ЗЗЭ становится патологическим фулькрумом. И несколько таких патологически фулькрумов формируют систему с иерархической организацией с единым центром. У таких систем имеется свой рисунок: зоны задержки энергии выстраивают в некотором роде статичный образ. В этих рисунках будет какой-то определенный узор, который будет повторяться во всех других рисунках. А берется этот повторяющийся узор из рисунка напряжения в фулькруме. В каждом фулькруме повторяется один и тот же узор напряжения, который транслируется на организацию внутренней динамики в организме.
Можно освободить все ЗЗЭ, но если оставить узор напряжения в фулькруме, находящийся в иерархии выше, то вскоре внутренняя динамика в организме выстроится как было по этому узору. На мой взгляд, это происходит по той причине, что, освобождая ЗЗЭ, мы не занимаемся обучением внутренней динамики новым паттернам, отвечающим норме. «Па́ттерн (англ. pattern «узор, образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма») или регулярность — схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе».
Норма (или здоровье) – это оптимальная жизнедеятельность с положительным эмоциональным тонусом. В каждой зоне задержки энергии содержится отрицательная эмоция, потому что это и незавершенный гештальт. Оптимальная жизнедеятельность возникает тогда, когда тело правильно ориентировано в пространстве, где на тело действуют разные внешние силы. Основной действующей силой является сила тяжести. Сила тяжести сжимает тело к центру тяжести. Вектор силы тяжести всегда направлен внутрь тела (объекта). В поле действия силы тяжести возникает другая сила, которая называется вес. Вектор действия веса направлен от центра тяжести наружу. Возникает такая динамичная структура, которая пульсирует, сжимаясь и разжимаясь. Эта пульсация является основой жизни и является главной жизнеобеспечивающей структурой.
В эту структуру встроены все другие структуры жизнеобеспечения. Если эти структуры, назовем их функциональными системами, встроены в главную пульсирующую систему материального тела конгруэнтно, то возникает оптимальная жизнедеятельность. По мере того, как конгруэнтность нарушается, от степени его расстройства, возникают разные психосоматические проблемы. Психосоматические, потому что тело без сознания падает, выключаются со временем и основные функции жизнеобеспечения. Человек в коме без аппаратов, искусственно поддерживающие основные физиологические системы, долго не живет.
Архитектура такой пульсирующей организации называется тенсегрити. Тенсегрити это такая конструкция, где единый элемент, работающий на растяжение, уравновешивает множество элементов, работающих на сжатие. Единым элементом, работающим на растяжение, в теле является соединительная ткань или, как я говорю, фасция. Фасция растянута между костями скелета и уравновешивает множество костей и мышц, работающие на сжатие.
У такой конструкции есть ось центра тяжести со своими реперами. Называется ось постуры. Каждый репер оси постуры в норме является фулькрумом нормальной динамики. Патология развивается, когда сознание человека направляется на удовлетворение интересов другого в ущерб собственных. Вместе с сознанием направляется и энергия. ЗЗЭ формируется в другом человеке или в какой-то зависимости, если это зависимость, и формируется фулькрум патологической динамики.
Чтобы восстановить норму, то есть здоровье, нужно освобождать ЗЗЭ и ресурс направлять на организацию нормальной динамики, а значит нужно динамику организма выстраивать относительно реперов оси постуры. При этом возникает множество нюансов, которые, как правило, и являются основной работой по решению психосоматических проблем пациента.