АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ О ПРИРОДЕ
Любовь к природе , впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства.
И. Соколов-Микиток
Охранять природу – значит охранять Родину.”
Природа , как добрая улыбчивая мать, отдает себя нашим мечтам и лелеет наши фантазии.
В. Гюго
***
Не обвиняйте природу , она сделала свое дело, делайте теперь свое.
Д. Мильтон
***
Природа - приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.
М. Монтень
***
В природе нет ничего бесполезного.
М. Монтень
Творения природы совершеннее творений искусства.
Цицерон
Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.
Р. Эмерсон
Приходя в гости к природе , не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях.
Д.Армонд
Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.
К.Паустовский
Надо любить все: зверей, птиц, растения, в этом — красота жизни!
А.Куприн
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.
А. Герцен
Мы живем среди природы , мы друзья ее. Она престанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдает. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти. И.В.Гете
Был бы лес, соловьи прилетят.
русская пословица
Самый чудесный врач – природа , хотя бы потому, что излечивает три четверти всех болезней и никогда не отзывается дурно о своих коллегах.
ШЕРБЮЛЬЕ Виктор
Управлять природой можно лишь подчиняясь ей
Природа - творец всех творцов. Неизвестный автор
Природа - творец всех творцов.
Иоганн Вольфганг Гете
Природа - это единственная книга с великим содержанием на каждом листе.
Иоганн Вольфганг Гете
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
Эпикур
Надо любить все: зверей, птиц, растения, в этом — красота жизни!
А.Куприн
Имеющий в руках цветы плохого совершить не может.
В. Солоухин
Природа не знает никаких прав, ей известны только законы.
Д. Адамс
***
Природа наделяет гением, общество - умом. занятия - вкусом.
Л. Вовенарг
***
Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
Ф. Бэкон
***
Природа создала нас легкомысленными, чтобы утешать нас в несчастьях.
Ф. Вольтер
***
Природа всегда имела больше силы, чем воспитания.
Ф. Вольтер
***
Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.
Г. Гейне
***
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.
А. Герцен
***
Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность.
И. Гете
***
Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.
И. Гете
***
Все изменяется, но ничего не пропадает.
Овидий
***
Природа питает отвращение к пустоте.
Ф. Рабле
***
Природа никогда не обманывает нас, это мы сами постоянно обманываемся.
Ж.Ж. Руссо
***
***
Человек овладевает природой , еще не научившись владеть собой.
А. Швейцер
***
Земля, природы мать, - ее же и могила:
Что породила, то и сохранила.
У. Шекспир
***
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
не беречь поросли, не видать и дерева.
русская пословица
Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека.
Вольтер
Я страстно полюбил лес, с тех пор как узнал его поближе, и чем больше его узнаю, тем больше люблю. И это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать, — не зная, нельзя любить. Кто полюбит лес, тот будет его беречь.
Д.Н.Кайгородов
...Ибо природа , заставив все другие живые существа наклоняться к земле, чтобы принимать пищу, одного только человека подняла и побудила его смотреть на небо...
Марк Тулий Цицерон
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.
Виталий Бианки
У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы . Нов конечном счете природу может спасти только его любовь.
Ж.Дорст
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, человека не может не занимать природа , он связан с ней тысячью неразрывных нитей.
И. Тургенев
Вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа .
А. Чехов
Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.
К.Паустовский
Тайна жизни растения — такая же, как тайна нашей жизни...
Г.Торо
Чтобы лес стал как книга, — нужно сначала не по верхушкам глядеть, а нагнуть голову и вникнуть в мелочи. Это не очень легко, потому что хочется смотреть на вершины. Много нужно в себе пережить, чтобы захотелось с любовью и радостью глядеть себе под ноги. Надо, чтобы стало тесно в себе, и очень больно от этого, и почувствовать малость свою, и возненавидеть вместе с птицами летать по вершинам. Тогда в глубокой уничтожающей тоске опускаешь глаза и встречаешь маленькое чудо какое-нибудь... Так нашелся выход из себя.
М.Пришвин
Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта в этом чувстве исчезали огорчения, забывалось неприятное...
М.Горький
Было бы неблагодарностью не назвать и лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа.
Л.Леонов
Поведение человека в природе - это и зеркало его души.
К. Зелинский
В лесных делах не может быть равнодушия. Народу нашему вечно жить на этой земле.
Л.Леондв
В сосновом бору,
В березовой роще,
Где так многогранно желанье жить,
Мне, сильному, только добрей и проще
И человечней хочется быть.
А.Яшин
Если человек сам не подпишет смертного приговора тайге, она никогда не исчезнет.
Э.Кельер
Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования.
К.Паустовский
Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай.
К.Паустовский
Человека не может не занимать природа , он связан с ней тысячью неразрывных нитей он сын ее.
И. Тургенев
...Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, nocaженый моими руками, я сознаю, что климат немножко й в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.
А. Чехов
Природа в школьной программе и поныне представлена "окунями в разрезе", скелетами кроликов и взъерошенными чучелами птиц. И если, на беду, еще и са учитель не отличает вороньего крика от сорочьего, есл он не покажет ученикам, как по весне желтыми огням цветет ива в низинах, если не поведет их в осенний лес и не покажет, сколько поэты посвятили ему прекрасных строчек, — из школы выходит плохо воспитанный человек. Он не умеет ни любить природу , ни правильно хозяйничать в ней.
В.Песко
Грандиозные вещи делаются грандиозными сред ствами. Одна природа делает великое дело с даром.
А.Герцен
Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком.
А.Швейцер
Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему.
А.Швейцер
Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес. Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей...
Н.Некрасов
Я жду опять дождя грибного. Я по лесам бродить привык, Когда на свет пробьется снова Едва приметный боровик.
П.Комаров
Там в лесу глухом, Под корявым пнем Мох зашевелился — Гриб на свет родился.
А.Плещеев
Известно ли Вам, как старик-подосиновик В траву загоняет свою детвору, Как в желтых платочках, ярко-малиновых Ведут хоровод сыроежки в бору?
А.Коваленков
Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.
Л.Берне
Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
Ф.Бэкон
Природа не знает никаких высших интересов, чем те, что касаются вида, ибо вид относится к индивиду как бесконечное к конечному.
Э.Гартман
Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.
Г.Гейнг
Я глубоко убежден, что каждый крупный шаг вперед в истинном познании природы должен вызывать, посредственно или непосредственно,также соответственное нравственное усовершенствование в челов
Э.Геккем
Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность.
И.В.Гетц
Мы живем среди природы , мы друзья ее. Она престанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдает. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти.
И.В.Гете
Истинное убежище, во всякое время открытое для всех страждущих нравственно, есть и будет природа .
Г.Линднер
Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них; люди действуют заодно с ней, даже когда хотят действовать против этих законов.
И.В.Гете
В природе — мир истины: он чудесно привлекает нас, как приятная противоположность миру признаков и лжи, в котором мы объективно вращаемся, сами его создавая.
Г.Линднер
Если столько умственных усилий требуется от нас для исследования одного крылышка какой-нибудь ничтожной букашки, то сколько нужно их для познания всей бесконечно великой, разнообразной и дивной природы .
Г.Линднер
Надо писать природу не такой, какова она есть, а такой, какою она должна быть.
Рафаэль Санти
Законы природы — суровые, неумолимые силы, не знающие ни морали, ни приспособления.
К. Фогт
Природа во всем действует постепенно, и больше тайно, чем открыто. Отношения и влияния везде глубже и проще, чем кажутся при своем разнообразии простираются удивительно далеко и чреваты последствиями.
К.Ритт
Живи согласно природе , и ты никогда не испытаешь бедности живя по мнению света, ты никогда не будешь достаточно богат.
Сене
Будьте тем, чем предназначила вам быть природа, и вы будете иметь успех; попробуйте быть чего нибудь другим, и вы станете в десять тысяч раз хуже
ничтожества.
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое
даром. ГЕРЦЕН Александр Иванович.
С берега море красиво, а с моря - берег ещё красивее.
датская пословица
Был бы лес, соловьи прилетят.
русская пословица
Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.
русская пословица
Новый год - к весне поворот.
русская пословица
Январь - году начало, зиме середина.
русская пословица
В феврале зима с весной встретятся впервой.
русская пословица
Сугробы снега на полях - урожай зерна в закромах.
русская пословица
Зима спросит, что летом припасено.
русская пословица
Зимой волка бойся, а летом мухи.
русская пословица
Зимой солнце сквозь слезы смеется.
русская пословица
Зимой тулуп всякому люб.
русская пословица
Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
русская пословица
Много снега - много хлеба, много воды - много травы.
русская пословица
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
русская пословица
Красна весна цветами, осень - снопами.
русская пословица
Весна да осень - на дню погод восемь.
русская пословица
Весенний дождь растит, осенний гноит.
русская пословица
Весной день год кормит.
русская пословица
Где в апреле река, там в июле лужица.
русская пословица
Летняя неделя дороже зимней.
русская пословица
Летом каждый кустик ночевать пустит.
русская пословица
Лето - припасиха, а зима - подбериха.
русская пословица
Лето собирает, а зима подъедает.
русская пословица
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
русская пословица
Осенью и воробей богат.
русская пословица
Осенью скот жиреет, человек добреет.
русская пословица
Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.
русская пословица
Октябрь ни колеса ни полоза не любит.
русская пословица
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
русская пословица
В ноябре зима с осенью борется.
русская пословица
Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
русская пословица
Одно дерево еще не лес.
русская пословица
Под большим деревом и гриб вольготней живет.
русская пословица
Без корня и полынь не растет.
русская пословица
Не все стриги, что растет.
русская пословица
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
русская пословица
Ветра в рукавицу не поймаешь.
русская пословица
Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла.
русская пословица
Пчела хоть и жалит, да мед дает.
русская пословица
Не всегда молния ударяет там, где она сверкает.
немецкая пословица
Как месяц не свети, а все не солнышко.
русская пословица
Возле леса жить - голодному не быть.
русская пословица
Огонь - беда, вода - беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды.
русская пословица
Для муравья и роса - наводнение.
русская пословица
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром.
ГЕРЦЕН Александр Иванович
Пьесы природы всегда новы, потому что каждый раз появляются новые зрители.
ГЕТЕ Иоганн Вольфганг
Самый чудесный врач – природа , хотя бы потому, что излечивает три четверти всех болезней и никогда не отзывается дурно о своих коллегах.
ШЕРБЮЛЬЕ Виктор
Человек победил природу , но это тот случай, когда репарации платит не побежденный, а победитель. Много придется выложить победителю, чтобы побежденный окончательно не протянул ноги.
- Какая прекрасная сегодня луна!
- Да, но если бы вы видели ее до войны...
Оскар Уайльд
В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется в свет в совершенно готовом виде.
Александр Герцен
Вот, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой , форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей.
Михаил Булгаков
Все естественные науки имеют тот неизбежный недостаток, что они рассматривают природу исключительно с объективной стороны, забывая о субъективной стороне ее.
Артур Шопенгауэр
Все стремления и усилия природы завершаются человеком; к нему они стремятся, в него впадают, как в океан.
Александр Герцен
Жаба, производящая на свет другую жабу, создает шедевр. Вы сомневаетесь? Попытайтесь сделать то же.
Виктор Гюго
Лондонские туманы не существовали, пока их не открыло искусство.
Оскар Уайльд
Люди повинуются законам природы , даже когда действуют против них.
Иоганн Вольфганг Гете
Надо не выдумывать, не измышлять, а искать, что творит и приносит природа .
Фрэнсис Бэкон
Натура и культура - два стержня, на коих красуются все достоинства.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам.
Александр Герцен
Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Иоганн Вольфганг Гете
Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
Фрэнсис Бэкон
Сам по себе муравей - существо мудрое, но саду он враг.
Фрэнсис Бэкон
Так ветры порой, враждуя в эфире,
Борются между собой, равны отвагой и силой,
И не хотят уступать ни они, ни море, ни тучи;
Долго упорствуют все, и неясен исход их сраженья.
Публий Вергилий
Ты из себя должен понять природу , а не себя из природы . Это мой революционный принцип.
Артур Шопенгауэр
Мы не можем ждать милостей от природы ; взять их у нее - наша задача. Иван Мичурин
Эхо - неизменный ответ природы на вопросы, которые мы ей задаем. Неизвестный автор
В природе ничто не пропадает, кроме самой природы . Андрей Крыжановский
Окружающая среда: то, во что превращается природа , если ее не охранять. Неизвестный автор
Розы прививают любовь к природе , а шипы - уважение. Антон Лигов
Природа - как фокусник: за ней нужен глаз да глаз. Сэмюэл Батлер
Природа проста и не роскошествует излишними причинами. Исаак Ньютон
Всё совершенствует природа . Лукреций (Тит Лукреций Кар)
Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой. Эпикур
Возможности ночи смешивать краски безграничны. Клод Леви-Строс
Не всегда будет лето. Эзоп
Не всегда будет лето. Эзоп
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы , которые они сумели открыть и подчинить. Фредерик Жолио-Кюри
Древние, наблюдая небесные явления, как-то: гром, молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, - приходили в ужас и полагали, что виновные - это боги. Демокрит
Мы - продукты природы , но природа же дала нам власть изменять мир, предвидеть и планировать будущее и принимать далеко идущие решения, за которые мы несем моральную ответственность. Карл Раймунд Поппер
земля никогда не возвращает без излишка то, что получила. Марк Туллий Цицерон
Земля удивительно плодородна. Публий Корнелий Тацит
Во все времена земля была человеку родной матерью, а вода злою мачехой. Карпьо Лопе Феликс де Вега (Лопе де Вега)
Море - пот земли... Эмпедокл из Агригента
Море имеет голос, очень изменчивый и слышимый безостановочно. Элиас Канетти
В нескольких метрах от берега, там, куда заплывают даже дети, море может оказаться для начинающего... местом самых заманчивых и увлекательных приключений, если только он будет знать, как обращаться со своим снаряжением... Джеймс Олдридж
Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец. Томас Фуллер
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Антуан де Сент-Экзюпери
Природа всегда приходит на помощь обездоленным; там, где ощущается недостаток во всем, она отдает всю себя безраздельно, она покрывает руины цветами и зеленью; для камня у нее есть плющ, для человека - любовь.
Глубокое великодушие сокрытых сил природы . Виктор Мари Гюго
Занятие по теме; Охрана растений
Цели:
1. Вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету;
2. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;
3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить бережно относиться к растениям, учить беречь родную Землю;
4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника;
5. Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание);
6. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
7. Воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в парах, в группе.
Оборудование: плакат М.Пришвина “Охранять природу – значит, охранять Родину”, Красная книга, растения Красной книги, картины с лекарственными растениями, карточки с надписями, картины природы, кроссворд, кассета с музыкой природы, цветы к сценке, маски для сценки, кассета с песней “Не рвите цветы”, тексты песен, запрещающие знаки (для аппликации), видеоролик, толковый словарь.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока. Подготовительная работа.
- Ребята, посмотрите внимательно, мы с вами оказались в лесу на сказочной полянке.
(Сценка “Не рви первые цветы”)
В первый тёплый день весенний в лес пошли Марина с Сеней.
Дети видят вдруг цветы небывалой красоты.
“Посмотри сюда, Марина! Что за чудная картина!
Прямо около снегов здесь полянка из цветов!
Посмотри, они какие –нежные и голубые!
Соберу-ка я букетик: Завтра будет женский праздник.
Маме дам цветочки эти, что я – не мужчина разве?
Я и бабушке готов подарить букет цветов!
И тебе, как младший брат, подарить их буду рад!
Посмотри сюда, Маринка! На цветок легла снежинка!
Вижу в первый раз такое чудо дивное лесное!”
“Сеня! Больше рви цветочков! Ты пройдись везде по кочкам!
Подожди, я прибегу и с цветами помогу!”
Дети тщательно и рьяно обобрали всю поляну.
Тут приходят зайчики, прибегают белочки.
И ругают мальчика, объясняют девочке:
“Ну, зачем вы, детвора, все подснежники сорвали?
Мы вчера, позавчера на поляну любовались!
Как росли красиво тут синие цветочки!
А сегодня здесь растут лишь пеньки да кочки!
Знайте, трепетный подснежник очень тонкий, хрупкий, нежный.
Это – редкий вид, и он в книгу Красную внесён.
Если рвать цветочки эти будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов вы не делайте букетов!”
Огорчился очень Сеня, смотрит он на свой букет.
Это не букет, а веник, красоты в помине нет!
“Жаль, поникли все цветочки! – Сеня молвит со слезами. -
И пропал подарок маме!” Никогда Марина с Сеней
Тот букетик не забудут, и подснежников весенних
Больше рвать они не будут!
- Ребята, скажите, пожалуйста, всё ли правильно сделали Марина с Сеней?
- Какую ошибку они совершили?
- А кто из вас любит собирать цветы в букеты?
- Какую пользу вы оказываете этим природе? (наносим вред)
- Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня на уроке мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, совершим путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока: “Охрана растений”.
3. Беседа “Значение растений для животных и человека.”
- Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!
- Какое значение имеют растения для людей?
Растения
Топливо Бумага Кислород Пища Лекарства
Ткани Строительный материал
(Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал.)
- Какое значение имеют растения для животных?
(Для животных растения – это и “Дом” и “Пища”.)
- Могут ли животные и человек жить на Земле без растений? (Не, не могут. Только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества, необходимые для человека и животных).
4. Физкультминутка.
(под музыку дети делают зарядку)
5. Знакомство с Красной книгой.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги)
- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)
- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.
Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, Красная книга!
- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
6. Работа с учебником.
- А какие же растения занесены в Красную книгу, мы прочитаем в учебнике на странице 85 со слов “Многие растения…” (показ растений, занесённых в Красную книгу).
7. Хозяйственная деятельность людей и условие жизни растений.
- Но к сожалению, хозяйственная деятельность людей пагубно влияет на жизнь растений. Например, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу.
- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?
На доске:
Человек наносит вред растениям:
- хозяйственной деятельностью
- сбором букетов
- неумеренным сбором лекарственных растений
- вытаптыванием
- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!
- Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячилистник, калган.
- Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого- вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “Гринпис”. В России таких людей называют “зелёными”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Недаром народная мудрость гласит: “Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево”. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
8. Релаксация. Отрицательное воздействие человека на мир растений.
- Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны составить запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится клей.
(дети составляют аппликацию под музыку)
Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину.”
- Как вы понимаете эти слова?
9. Проверка домашнего задания. Пословицы и поговорки.
- К сегодняшнему уроку вам было задано подобрать, найти пословицы и поговорки об охране природы. Зачитайте их, пожалуйста.Старые деревья – молодые охраняют.
Рощи да леса – всему миру краса.
Лес не школа, а всех учит.
Много леса – не губи, мало леса – береги. Растение – земли украшение.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес и вода – брат и сестра.
Срубили кусты – прощай птицы.
10. Стихи о природе.
- Ребята к сегодняшнему уроку выучили по желанию стихи о природе. Послушаем их. 1 ученик: 2 ученик:
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,
О, люди, мыслю я, у всех у нас есть
Мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев на веки,
В душе её прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки. Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
3 ученик: 4 ученик:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом. Давайте, ребята,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
11. Работа в тетрадях.
- Откроем рабочие тетради на странице 37, задание № 2.
- Пронумеруйте примеры отрицательного воздействия человека на мир растений, выраженные этими знаками.
12. Занимательная минутка. Кроссворд.
- А сейчас, чтобы продолжить дальше наш урок нужно отгадать кроссворд. Если мы правильно впишем в клетки слова, то по горизонтали прочтём очень важное слово.
1. Это растение иногда ещё называют столетником, считая, что он цветёт через сто лет. Растёт в пустыне. А у нас это комнатное растение. Сок в листьях горький, но очень полезный. (алоэ)
2.
Не огонь, а жжётся,
В руки не даётся.
Выросла под ивой,
Звать её (крапива).
3.
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка).
4.
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем (ель).
5.
Первым вылез он с землицы
На проталинке.
Он мороза не боится
Хоть и маленький (подснежник).
6.
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков (горох).
7.
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)
8.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (рябина)
- Какое же слово получилось по горизонтали? (экология)
- Ребята, а как вы думаете, что же такое экология?
- Давайте зачитаем в школьном толковом словаре это определение. (читает ученик).
Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
13. Работа в тетрадях.
- Продолжим работать в рабочих тетрадях, страница 39, задание № 6.
- Запишите буквы по порядку. Что получилось? (Берегите растения!) Это вывод по нашему сегодняшнему уроку.
14. Итог урока.
- Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
- Что люди могут сделать для охраны растений? (Сажать больше деревьев и кустарников).
- Давайте прочитаем правила друзей природы в учебнике на странице 86. (дети зачитывают).
- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?
(Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, птиц).
15. Просмотр видеоролика.
Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!
-Сегодня на уроке многие ребята были очень активны, за это они получают пятёрки.
- Откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок: с. 84 – 88 читать, отвечать на вопросы, с. 37 № 3, № 4.
- Ну а хотела бы я завершить наш урок песней. На столах у вас лежит текст песни, и под музыку мы попробуем её спеть. Песня “Не рвите цветы” (Дети поют песню)
Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
- На этом наш урок закончен, всем большое спасибо.
.