Наверное, нет больше места на земле, которое меняло столько много хозяев, как Крым. Крайне выгодное, уникальное расположение. Следы прибывания различных народностей можно повсюду найти на полуострове. Одним из таких является Судакская крепость. Пожалуй, главная и самая посещаемая достопримечательность Судака.
Когда ехали в Новый Свет, крепость будто огромная хищная птица нависала над нами. Мощная, запоминающаяся, древняя. Крепость на ходится, извините за тавтологию, на Крепостной горе высотой 157 м над уровнем моря, крепость также именуется Дженевез-Кая, что в переводе с крымскотатарского означает «геуэзская скала». По своему происхождению, гора является древним окаменевшим коралловым рифом и представляет собой пологий с севера и обрывистый с юга конусообразный массив, который вдаётся в Судакскую бухту мысом Кыз-Кулле-Бурун.
Средневековая твердыня, построенная на скале, словно специально создана для оборонительного укрепления. С моря, с западной стороны совершенно непреступна, с юга и востока её защищают отвесные стены горы, спускающиеся к морю, с северо-востока, возможно, располагался искусственный ров, существование которого предполагается некоторыми исследователями. Стены крепости – внушительные, повторяют природную форму горы в виде блюдца. Ее построили генуэзцы как опорный пункт для своей колонии в северном Причерноморье. Площадь крепости почти 30 гектаров. Из всех крепостей на полуострове – она единственная сохранившаяся в достаточно хорошем состоянии. Хотя и не без потерь, понятное дело.
У меня был вариант - молча пошляться в 30 градусную жару по скале или же взять экскурсию и тебе расскажут множество интересностей. Выбрал экскурсию. Она, действительно, того стоила. Узнал достаточно.
Внутри крепость поделена на две линии обороны. Внешняя линия обороны опоясывает северные склоны Крепостной горы от башни №7 Безымянной до Угловой. При генуэзцах она также защищала портовую часть города: не сохранившаяся ныне стена перекрывала ущелье между горами Крепостная и Полвани-Оба, на вершине которой, вероятнее всего, существовала ещё одна не уцелевшая башня. Сегодня на портовом участке сохранилась лишь башня Федерико Астагуэрры или Портовая. Рядом с этой башней на вершине холма находится армянская церковь. В состав внешней линии обороны входит 14 башен (не считая Портовой) и комплекс Главных ворот.
Комплекс главных ворот представляет из себя оборону двух превратных башен, укрепленных внешними воротами и барбаканом. Это место наиболее было подвержено нападению, поэтому комплекс был хорошо укреплен. Перед барбаканом, еще существовал восьмиметровой толщины ров, наполненный водой, его можно было перейти, по узкому, перекидному мосту. Главные ворота представляют собой огромную арку, располагающуюся между двумя превратными башнями, ориентированными на север.
Главные ворота представляют собой арочную форму шириной 3,5 метра, ворота закрывались деревянным полотном, обитым железом. С помощью механизмов, полотно поднималось вверх и вниз, это свидетельствует специально выстроенные пазы в стенах.
Основная задача барбакана состояла в том, чтобы, усилить оборону основного входа в город. Вся территория барбакана, а это больше 200 кв. м., давала возможность обороняющимся вести бой не только снаружи, но и внутри. В случае, если враг прорвется через ворота, он оказывался в линии обстрела, с превратных башен и со стен барбакана.
Вторая линия обороны – это внутренняя или проще говоря, цитадель. Это линия включала в себя 4 башни, соединённые в один комплекс стеной, идущей практически по гребню горы, Консульский замок, состоящий из 2 башен, а также Дозорную (Девичью) башню, расположенную отдельно на самой вершине Крепостной горы. Башни цитадели, в отличие от башен внешней линии обороны, не имеют закладных плит. Это обусловлено тем, что эти оборонительные сооружения строились генуэзцами в спешке, в первую очередь сразу же после захвата Сугдеи в 1365 году.
Главным оборонительным узлом верхней лини обороны крепости являлся Консульский замок. Представляет собой обособленное фортификационное укрепление, состоящее из жилой башни, называемой донжоном, и двух других башен, которые соединяет крепостная стена, составляющие отдельный оборонительный комплекс.
На нижнем ярусе донжона была обустроена цистерна и хранилище вооружения. На втором этаже находится помещение с камином. На третьем этаже жил консул. Замок имеет небольшой внутренний двор, который с севера ограничивает угловая башня. В его юго-западной части находится скрытая дверь, от которой начинается спуск к морю. Виды с него просто завораживающие – Судак весь как на ладони.
Кто такие консулы? Консул по традиции избирался сроком на один год, преимущественно из знатного рода, это были люди из жителей Генуи, но никогда до вступления на должность не был в Солдайи. Такие правила связаны с тем, чтобы консул не мог использовать свое положение из корыстных целей. Консулы за служение на посту, получали жалование. И по всем обычаям, его резиденцией и главным управлением был как раз Консульский замок. Вход в замок, вела единственная калитка, ведущая во внутренний двор, отделенная небольшим барбаканом. В древности, в случае осады замка, был устроен тайны выход с южной стороны склона. Выход выводил на узкую дорожку, ведущую к берегу через трещину в скале. Для особой охраны этой дороги, в южной башне замка были утроены дополнительные бойницы направленные, чтобы обеспечить безопасность пути.
Главным консульским жилищем являлась самая высокая башня, а именно донжон (или Катара-Куле — «проклятая башня» как прозвали ее турки). Донжон имел три этажа и четыре яруса, в подвальном этаже были складские помещения, а также устроенная цистерна объемом 40 куб м, для хранения воды. На втором этаже помещения замка можно было попасть либо через вход со двора консульского замка, либо через съемный мост со стороны примыкавшей цитадели. С восточной стороны замка, на втором этаже встроена арочная ниша, украшена остатками росписи средневекового стиля. Вероятно, для консула, ниша, которая служила личным алтарем. С северной стороны замка расположена ниша для большого камина, который поддерживал тепло в жилище консула в зимнее время. Нам удалось побывать внутри здания, но только как раз на первых двух.
Но жилым помещением служил и третий этаж замка, который также имел камин, расположенном с северной стороны комнаты. С западной стены южной и восточной находятся окна, освещающие помещение консула. Свод замка перекрыт камнями, установленными на двух арках. На самой крыше замка, то есть на четвертом ярусе организована площадка для дополнительной обороны безопасности консула. На ней удалось побывать. Ветер, конечно, поднялся в тот момент знатный! Но виды по-прежнему оставались превосходными.
По всем законам Солдайи, консулам строго-настрого запрещалось выходить за стены крепости. Поэтому они весь год проводили в замке – бедняги!
В состав экскурсии входило посещение музей историко-архитектурного заповедника «Судакская крепость», находящегося в бывшей мечети Падишах-Джами, известной также как «храм с аркадой». Любопытное место.
Здание, построенное в 1222 году сельджуками, было изначально мечетью. После занятия города генуэзцами, здание переоборудовали под католическую церковь, а уже после взятия Судака турками в 1475 году, храм вновь стал мечетью под названием Падишах-Джами.
Правда, есть и другие сведения, что генуэзцами здание использовалось как консульская зала, а после занятия Крыма российскими войсками мечеть переделали в православную церковь и освятили во имя апостола Матфея, которую закрыли в 1817 году из-за ветхого состояния. А в 1883 году храм вновь реставрировали и открыли как армяно-католический храм, который закрыли советскими властями в 1924 году, а через два года в здании разместился музей Генуэзской крепости. Интереснейшая судьба у здания, конечно. Это единственное хорошо сохранившееся сооружение на территории крепости, называемое в официальных документах «Храмом с аркадой». Её стены при помощи гофрированных «парусов» переходят в сферический купол без барабана. Такие сферические купола типичны для зодчества османской Турции, испытавшей сильное влияние византийской архитектуры. Сложенная из серого известняка и песчаника, «храм с аркадой» в плане имеет форму прямоугольника со сторонами 14,3 и 13,9 м. К подкупольному пространству здания примыкает удлиняющий две его стороны внутренний притвор. От квадратного в плане помещения притвор отделён тремя стрельчатыми арками. Арки опираются на столбы с капителями, украшенными сталактитовым резным орнаментом.
У северо-восточного угла притвора располагался вход в когда-то бывший здесь минарет. Такие встроенные в угол внутренние минареты не характерны для турецкой архитектуры. С восточной стороны здания располагалась открытая галерея — портик. За левым столбом входа виден другой, пониже. Над ним просматривается основание арки. Значит, как предполагают архитекторы, арка входных сеней опиралась на более высокие столбы и, следовательно, аркада была неравновысокой. В южной стене здания находится мусульманская культовая ниша — михраб. Судя по всему, строительство мечети не было завершено, в силу захвата города генуэзцами. В здании не была закончена резьба по камню. Резной орнамент на капителях закончен только на одной из 8 граней. Остался не орнаментирован и наличник входа, на блоках которого сохранились только подготовительные штрихи.
Когда Солдайя была захвачена генуэзцами, строительство здания было временно прекращено. Через 7 лет после захвата города генуэзцы обратили недостроенное здание мечети в католическую церковь, оштукатурив стены внутри здания и покрыв их росписями с изображениями христианских святых. Над михрабом появилась латинская строительная надпись: «Во имя Христа, аминь. 1423 года, в четвёртый день января эту постройку велел сделать… консул Талано Кристиано Мондиано». Под надписью расположено два герба. Левый, с изображением трех башенного замка — герб генуэзской Каффы, а справа—герб с изображением львиной морды — герб рода Каталани.
В общем, споры не утихают, кто построил, когда и что. Важно другое, сейчас тут музей, в котором представлены материалы археологических раскопок и фотографии памятников Судакской крепости. С удовольствием и большим любопытством разглядывать экспонаты разных эпох. Это увлекательно. Вблизи мечети находится круглое в плане полуподвальное помещение. Яма, выложенная плитами, имела купольное перекрытие. По всей видимости, это был бассейн для хранения воды. В настоящее время яма засыпана грунтом.
Одним словом, место колоритное и весьма кинематографичное, стоит взглянуть на список фильмов, чтобы понять, что колоритная натура пользовалась и пользуется популярностью до сих пор: «Двенадцатая ночь», «Овод», «Отелло», «Василий Буслаев», «Мастер и Маргарита», «Викинг», «Вечная жизнь Александра Христофорова» и это далеко не полный перечень.
Внутри крепости комфортно. Несмотря на 30 градусную жару – она совсем не чувствуется. Ветер и море не давали задохнуться от солнца. Не обошлось без потери. В тот самый момент, когда я делал селфи, моя кепка попрощалась со мной, и самым наглым образом слетела с головы. И ладно бы просто слетела и упала где-то на территории, она, воспользовавшись поднявшимся ветром, с радостью перескочила через стены и поток ветра ее унес в сторону моря. Бежать за ней было уже бессмысленно – слишком крутой спуск.
Буду заканчивать.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь на мой канал, я обещаю Вас радовать новыми очерками.
О Новом Свете здесь есть и про шампанское - тут, про Тропу Голицына - сюда
У меня есть несколько очерков и о Болгарии: Вот о Помории, о Несебре - здесь.
О Турецком побережье - тут.