Снегопады и морозы сменились бурным таянием снегов. Вся природа обновилась, и Сергей с Зиной тоже проснулись от зимней спячки.
- Теперь можно выезжать на рыбалку каждую неделю. - планировал глава семьи. - Там я поймаю очень крупную рыбу, а ты сфоткаешь её. А потом похвастаемся перед друзьями.
- И улов щуки будет вот такой! - разводила руки в стороны Зина. - И мы нажарим из неё котлеты. Чуешь запах?
- А то! - засмеялся муж.
Именно поэтому Сергей осмотрел резиновую лодку. Он проверил швы между дном и бортом, потом накачал её и посмотрел через четыре часа. Воздух не спустился.
- В хорошем состоянии! - обрадовался Сергей и вечером рассказал о своих испытаниях жене.
Наступили тёплые деньки. Первые лучи утреннего солнца разбудили супругов, и они сразу засобирались.
- Позавтракаем там. На свежем воздухе всё вкуснее кажется.
Сергей остановил хлопоты жены.
- Лучше возьми тёплые вещи, утром прохладно.
До места добрались быстро. На берегу реки уже сидели заядлые рыбаки.
- Они ночевали здесь? - удивилась Зина.
- Скорее всего.
И Сергей вытащил из машины лодку, удочки, рюкзак. Зина доставала бутерброды и термос с чаем.
- Сначала перекусим, - пригласила она.
- Пока не хочу. - отозвался муж. - У меня такой азарт, ведь сегодня первая летняя рыбалка!
- Выпей хотя бы несколько глоточков. - поднесла ему походный стакан жена.
Сергей машинально поднёс стакан к губам, отдал его Зине и заторопился. Он уселся в лодку и поплыл. Зина расположилась с удочками на берегу. Она знала, что Сергей стремился побыть наедине и предаться своим мыслям. Да и она тоже психологически уставала.
- Кажется, это называется отдохнуть друг от друга. - вяло подумала она.
День разгорался, гладь реки не шевелилась. Новые автомобили подъезжали на отдых. Раздавались детские голоса, музыка, смех. Все любовались красотами природы и наслаждались удалённостью от городской суеты.
Совершенно внезапно небо заволокло грозовыми тучами и поднялся ветер. Зина посмотрела вдаль. Муж все ещё увлечённо рыбачил. Казалось, он не замечал перемены погоды.
- Возвращайся! - закричала ему жена.
Непонятно, услышал Сергей её зов или по привычке многих людей решил поступить наоборот. Он так же оставался в лодке и вёл себя безмятежно. И вдруг Зина услышала.
- Помогите! - и сразу увидела Сергея в воде.
Николай узнал от Зины о трагедии на реке и прилетел на следующий день. Всю дорогу он размышлял, как такой опытный рыбак как Сергей мог утонуть среди бела дня на глазах у всех отдыхающих. Ведь они выросли на реке и с детства плавали, ныряли и рыбачили. Правда, однажды будучи подростками, гуляли по первому льду. Рядом одноклассницы, и это придавало мальчишкам бесшабашности. Николай разогнался, заскользил по тонкому неокрепшему катку и провалился. Всё тело сразу пронзила ледяная вода. Одежда отяжелела и тянула вниз. Девчонки завизжали и побежали за взрослыми, а Сергей не растерялся. Он снял с себя куртку и подполз к другу.
- Хватайся за рукава, я тебя вытащу! Голову держи сверху, не опускай под воду.
Наледь крошилась, а Сергей тянул товарища изо всех сил. Тут подоспели взрослые и помогли. Потом долго этот случай рассказывали в школе и в семьях.
А сейчас Сергея не стало. Никто его не спас, и ничего не понятно.
Зина встретила Николая с опухшим от слёз лицом. Они сидели за столом, и Зина рассказывала.
- Сергей не позавтракал. Ближе к обеду я расстелила плед и положила еду. И вдруг смотрю, ветер затрепал ивы, и поднялась волна. Я побежала к берегу и позвала Серёжу. А он как будто не слышал. И неожиданно почувствовала неладное и вздрогнула от его крика о помощи. Я поняла, что случилось страшное. Лодка перевернулась, а Сергей пытался выбраться из воды. Но волны относили его и накрывали с головой. На его лице я увидела панику и ужас. Побежала к рыбакам и умоляла о помощи. Но Сергея уже не было видно. Вызвали спасателей, и они заявили о его смерти.
- Это невосполнимая потеря. - тяжко вздохнул Николай. - Я мечтал о встрече с другом, а приехал проводить его в последний путь.
Для Зины весь мир превратился в серую беспросветную мглу. Ей ничего не хотелось и ничто не радовало. Все эти дни Николай поддерживал её. Он приносил продукты, нарочно говорил, что голоден, лишь бы Зина съела несколько кусочков. А Зина только и делала, что вспоминала тот злополучный день по минутам. И в который раз излагала всё это Николаю. А он выслушивал и не перебивал.
Весь отпуск он провёл рядом с ней, постоянно утешал и успокаивал.
- Скоро мне улетать. - заявил он при очередной встрече.
- И я останусь совершенно одна. - голос у Зины дрогнул и сник.
И тут Николай пробасил.
- Тебе нужно сменить обстановку. Здесь каждая мелочь напоминает о Сергее и травмирует тебя. Полетим вместе на Север. Устроишься там на работу, и станем вдвоём справляться с нашим горем.
Зина призадумалась. Действительно, её здесь ничего не держит, только воспоминания о трагедии. Скорбь подтачивала её силы, и она решилась.
- Ты настоящий друг.
На новом месте их дружба продолжалась. По-прежнему они говорили о Сергее и вспоминали всё самое лучшее.
Так прошло два года, и Зина опять научилась улыбаться и радоваться жизни. Неожиданно она заметила, что Николай выполнял её желания, иногда абсурдные. Он посещал с ней магазины и терпеливо ждал её примерки. Зина заметила его грустный и влюблённый взгляд, но ни разу он не прикоснулся к ней.
Она наводила чистоту в своей квартире и услышала звонок в дверь.
"Николай", - и поспешила открыть.
- Ирина? - удивилась Зина.
- Я пришла по старой дружбе. - объяснила гостья. - Слышала, ты стала вдовой. Соболезную.
Зина стояла в нерешительности, а потом догадалась, что Ирина нашла её неспроста.
- Идём. - пригласила хозяйка. - Чаю попьём.
Ирина подала свёрток с пирожными.
- Вот, я принесла с собой.
Они уселись. Ароматный чай с лимоном навевал приятные мысли. После нескольких глотков Ирина спросила.
- Ты приехала сюда из-за Коли?
- Нет, он сам позвал меня. Я сменила обстановку, чтобы избавиться от тоски по мужу.
- А тогда зачем встречаешься с Николаем? Я видела вас вместе несколько раз.
- Мы просто друзья, и я храню память о Серёже.
- Мы всегда находили общий язык, - вкрадчиво произнесла Ирина. - Вот я и предлагаю. Ты улетай на Большую землю, а я хочу возобновить встречи с Николаем. Пыталась пересекаться с другими, но лучше Коли никого не нашла.
"Так он ведь выгнал тебя", - вертелось у Зины на языке, только она промолчала. Ей-то какое дело? Николай один, а Ирина любит его.
- Действительно, мне здешний климат не понравился. - созналась Зина. - Николай помог пережить моё горе, а теперь ему пора жениться. Я куплю билеты и улечу.
- Только Коле не говори. - попросила Ирина. - Пусть он не знает о нашей женской солидарности.
- Но ведь мы же друзья, неудобно. Он обидится.
- А ты потом позвони и извинись. Придумай, что мама заболела, и ты срочно уехала, а времени в обрез.
Зина сидела в аэропорту и вслушивалась в слова диктора. Сейчас начнётся регистрация, а там и посадка. И Николай навсегда уйдёт из её жизни, а она так привыкла к его присутствию и заботе. И вдруг она увидела его. Он шёл быстрыми шагами между рядами и кого-то искал. Зина захотела вжаться в кресло, а он уже стоял напротив.
- Не покидай меня! Моя жизнь превратится в пустоту. - басил Николай. - Я увидел тебя впервые на свадьбе и с тех пор не могу забыть. Полюбил всей душой. Именно поэтому улетел подальше на Север, но расстояния для любви неважны. Вспоминал, держал твою фотографию под подушкой, грезил. Видел, что вы счастливы с Сергеем, и запретил себе всякие намёки. Молчал, страдал, проводил бессонные ночи. А при редких встречах я даже боялся смотреть в твою сторону. А тут как гром среди ясного неба - твоя телеграмма. Я потерял своего лучшего друга. И задался целью облегчить твои страдания. Позвал тебя с собой и окружил вниманием и душевным теплом. Постоянно медлил со своим признанием, и вдруг случайно узнал, что ты в аэропорту. Примчался на такси. Будь моей женой!
Тёплая волна счастья захлестнула Зину, и она протянула руки к Николаю.
- Ты единственный и лучший на целом свете!
Ирина узнала, что её план не удался, и сама покинула Север.
- Столько лет зря морозилась! - ругала она себя. - Ничего, найду достойного.
Николай с Зиной сыграли скромную свадьбу и зажили вместе. Они родили двух детей, воспитывали их в любви и согласии. И Сергей не ушёл из их памяти и незримо присутствовал рядом.
Конец.