Найти в Дзене
BFM.ru

Участники Каирского саммита по палестино-израильскому конфликту не примут итоговое заявление

   UAE Presidential Court/ Ryan Carter/Reuters
UAE Presidential Court/ Ryan Carter/Reuters

Обновлено в 20:33

Участники саммита в Каире не примут итогового заявления, сообщает канал Sky News Arabia. По информации канала, согласовать итоговое заявление не удалось из-за разногласий в позициях европейских и арабских государств. Разногласия касались формулировки «права Израиля на самооборону» и вопроса осуждения действий ХАМАС.

Саммит по палестино-израильскому кризису начался в субботу, 21 октября. В переговорах участвует Палестина, но нет ни Израиля, ни США. Зато в Каир прибыли представители ЕС, в частности председатель Евросовета Шарль Мишель, премьеры Италии, Испании и Греции, главы МИД Германии и Франции. Всего 30 стран, включая членов Лиги арабских государств, а также представители России и Китая.

Этот саммит готовился параллельно с трехсторонней встречей лидеров США, Египта и Палестины. Она должна была пройти в Иордании на этой неделе сразу после поездки Байдена в Израиль, но из-за удара по больнице в Газе лидер Палестины отказался от переговоров с американским президентом — и встречу отменили.

В чем смысл переговоров без одной из сторон? Комментирует
главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

— Это абсолютная калька применительно к этому конфликту того процесса, который некоторое время назад был организован по поводу конфликта с Украиной. Прошло два мероприятия — в Дании и Саудовской Аравии — по урегулированию, и там все было здорово, кроме того, что там не было России. Результат соответствующий, то есть это некое обсуждение с некими пожеланиями. То же самое и здесь. Обсуждать реальное прекращение кровопролития без основного участника и его главного патрона имеет смысл только с точки зрения создания некоего психологического давления, атмосферы, в которой Израиль может склониться к тому, чтобы как-то изменить характер своих действий. Скорее всего, это никак не повлияет. Но поскольку очень острый кризис, то все ощущают необходимость что-то делать, вот и делают.

— СМИ сообщают, что даже в Госдепе зреет раскол из-за односторонней помощи Израилю. Там готовят письмо, что совершенно не учитываются страдания мирных палестинцев, в основном все идет в поддержку действий Израиля. Есть ли у США еще силы помогать Израилю в таком одностороннем формате?

— У США силы есть помогать Израилю, кроме того, у них выхода нет, кроме как помогать Израилю. Потому что Израиль — это важнейший опорный союзник, и это для США, для любой администрации не внешнеполитический вопрос, а в том числе и внутриполитический по целому ряду причин. Администрация Байдена действительно заняла крайне жесткую одностороннюю позицию, это несколько нетипично. Учитывая остроту конфликта, масштаб кровопролития и неоднозначность реакции в мире, многие ждали более сбалансированной позиции США. Но они по своим соображениям заняли такую очень явственную позицию в пользу одной из сторон, что не может пользоваться полной поддержкой, в том числе в самих США. Это видно и по общественному мнению, и даже в самой Демократической партии, от которой Байден, и там позиция далеко не такая однозначная, но и в Госдепартаменте, я тоже думаю, многие считают, что вот такая односторонность, дело даже не в моральной стороне, а в том, что она сокращает возможности для американской дипломатии. Но поскольку решение принято, решение именно такое, я не думаю, что сейчас оно будет как-то изменено.

— В то же время в ЕС растет недовольство политикой по Газе, в частности позицией Урсулы фон дер Ляйен.

— Европейская позиция достаточно малозначительна, потому что Европа не играет никакой роли в этом конфликте. И эта череда визитов европейских лидеров израильских представителей скорее должна раздражать: дела какие творятся, а тут визитеры просто для того, чтобы поприветствовать. Внутри ЕС существует интересный диссонанс, который может далее нарастать. Политическая элита ведущих стран, ну а, как следствие, в целом Евросоюз, как и Соединенные Штаты, заняли строго произраильскую позицию, притом что для Европы она не всегда была типична. А вот общественное мнение, настроение в государствах не столь однозначно. Во-первых, значительная доля выходцев из мусульманских стран во многих европейских государствах, во-вторых, левоориентированные силы в Европе всегда были на стороне палестинцев. Если в США столь ясная позиция Байдена может вызывать вопросы, но вряд ли вызовет какое-то серьезное внутреннее напряжение, то в Европе может.

Встреча в Каире проходит на фоне временного открытия в КПП «Рафах» на границе Египта и сектора Газа. В анклав проехали 20 грузовиков с гуманитарной помощью. В ООН заявили, что этот первый конвой «не должен быть последним».

Израиль между тем ввел полную блокаду сектора Газа и готов начать наземную операцию. Она будет продолжаться без установленного графика до тех пор, пока не будут достигнуты ее цели. Об этом рассказал РИА Новости спикер Армии обороны Израиля Авичай Адри. По его словам, Израиль не исключает освобождение военным путем заложников, похищенных движением ХАМАС. Спикер ЦАХАЛ напомнил, что помимо граждан Израиля среди заложников есть граждане еще 42 государств. Авичай Адри также подтвердил, что со стороны Израиля в сектор Газа не ничего поступает — ни вода, ни электричество, ни медикаменты. Вопрос гуманитарной помощи решается на политическом уровне в Израиле и между государствами.