Найти тему
ДМИТРИЙ ВОЛКОВСКИЙ

Советские электровозы постоянного и переменного тока тока были максимально унифицированы по тяге и ремонтопригодности.

ВЛ10 — советский магистральный грузопассажирский электровоз постоянного тока, выпускавшийся Тбилисским и Новочеркасским электровозостроительными заводами с 1961 по 1977 год.

ВЛ10 Ранних серий с круглыми буфеными фонарями под флажки. Позывной "ВОЛ".
ВЛ10 Ранних серий с круглыми буфеными фонарями под флажки. Позывной "ВОЛ".

ВЛ10 Тбилисского завода , встречались версии пятисотых номеров с цельной панелью пульта машиниста прозванной пианино, но при ремонтах менялась штаиным дешевым решенмем .
ВЛ10 Тбилисского завода , встречались версии пятисотых номеров с цельной панелью пульта машиниста прозванной пианино, но при ремонтах менялась штаиным дешевым решенмем .

ВЛ10 Новочеркасского происхождения , как и серию ВЛ80 отличает красная звездочка и после рейсталинга отличием стали буферные блоки с красными подфарниками.

ВЛ10 Новочеркасского происхождения НЭВЗ
ВЛ10 Новочеркасского происхождения НЭВЗ

Создан с использованием части электрооборудования электровозов ВЛ8, по экипажной части и кузовам унифицирован с электровозами ВЛ80. Википедия

Диаметр колёс: 1250 мм

Длина локомотива: 2×16 420 мм

Габарит: 1Т

Главный конструктор: С. В. Филатик

Годы постройки: 1961 — 1977; 1974 — 2005 (ВЛ10У); 1984 — 1985 (ВЛ10Н)

Конструкционная скорость: 100 км/ч

Всего построено: 2891; ВЛ10 — 1906; ВЛ10У — 982 (в т.ч. 3 перестроены из ВЛ10); ВЛ10Н — 10

ВЛ8 позывной "Кувалда"
ВЛ8 позывной "Кувалда"

ВЛ11 — советский грузовой магистральный двухсекционный электровоз постоянного тока, массово выпускавшийся с 1987 по 2006 год; отдельные модификации мелкими сериями строились до 2015 года. Википедия

Длительная мощность ТЭД: 4 × 575 кВт на секцию

Годы постройки: 1977 - 2006; ВЛ11М4: 2004, 2006, 2007; ВЛ11М5: 2007 - 2008; ВЛ11М6: 2008 - 2015

Конструкционная скорость: 100 км/ч (ВЛ11, ВЛ11М); 120 км/ч (ВЛ11М5, ВЛ11М6)

ВЛ11 Грузинская радость-Сибирские слезы,отличался плогим качеством допусков размеров оборудования и допиливался в ремонтных депо после завода , позывной "ВОЛ", "Щекастый" или Электроаоз с сиськами.
ВЛ11 Грузинская радость-Сибирские слезы,отличался плогим качеством допусков размеров оборудования и допиливался в ремонтных депо после завода , позывной "ВОЛ", "Щекастый" или Электроаоз с сиськами.

Осевая формула: 2, 3 или 4 секции: 2О-2О

Род тока и напряжение в контактной сети: постоянный, 3 кВ

Всего построено: 1346

Завод: ТЭВЗ

Электровозы ВЛ80 всех модификаций являлись самыми массовыми в истории Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ), который занимался созданием этих локомотивов с 1961-го по 1995-й годы по проектной документации Всесоюзного научно-исследовательского электровозостроительного института ВэлНИИ. С середины 1960-х локомотивы данной серии являлись основными грузовыми электровозами на переменном токе в Советском Союзе. На многих железных дорогах уже России некоторые модели электровозов ВЛ80 работают и по сей день.

НСхема электровоза ВЛ80т

На благо электровозостроения в СССР трудились многие предприятия машиностроения, в частности в разработке электровозов серии ВЛ80 принимали участие многие заводы, поставлявшие в частности одну из главных его составных частей — тяговый трансформатор, сердце локомотива завод изготовлявший тяговые трансформаторы располаголя в г. Чирчик УзССР.

Название серии ВЛ расшифровывается как «Владимир Ленин«, а первой моделью, получившей в итоге серию ВЛ80 стал электровоз Н81, где «Н» — первая буква названия завода НЭВЗ.а смену восьмиосным электровозам разработан и запущен в серийное производство двенадцатиосный электровоз переменного тока (25 кВ, 50 Гц) с плавным тиристорным регулированием режимов работы тяговых двигателей и рекуперативным торможением типа BЛ85.

ВЛ15  12ти осный прозвище "Локозавр".
ВЛ15 12ти осный прозвище "Локозавр".

Электровоз разработан в двух климатических исполнениях: для умеренного климата для диапазона температур от +40 до —50 С и для умеренного и холодного климата с диапазоном изменения температур от +40 до —60 °С. От всех предшественников ВЛ85 отличается увеличенной в 1,54 мощностью ив 1,64 силой тяги, к. п. д. повышен с 0,84 до 0,86. На электровозе применена электронная система автоматического управления как в режиме тяги, так и в режиме электрического торможения. Удельная материалоемкость его снижена на 11 %, а трудоемкость изготовления — на 12—15 % по сравнению с восьмиосными электровозами. Электрооборудование надежно защищено от воздействия снега и пыли центробежными вентиляторами-воздухоочистителями типа ЦВВ-89-15 № 82, обеспечивающими очистку воздуха от снега на 94—96 %, от пыли на 50—55 %, от дождя — вертикальными лабиринтными жалюзи, обеспечивающими практически 100 %-ную очистку воздуха от капельной влаги при скорости воздушного потока до 7,5 м/с при потере напора до 210 Н/м2. Отрицательное воздействие низких температур ослабляется частичной циркуляцией охлаждающего воздуха. Для улучшения микроклимата в кабине и создания комфортных условий работы локомотивных бригад на электровозе предусмотрено применение кондиционера.

Механическая часть рассчитана на восприятие растягивающих и сжимающих усилий силой 300 т. Народнохозяйственный экономический эффект от создания и применения одного электровоза составляет 194,7 тыс. руб.

На базе электровоза ВЛ80С был разработан и запущен в серийное производство электровоз 8G для поставки в Китайскую Народную Республику.

Если снова ернуться к постоянникам восьмиосным электровозам ВЛ10У и ВЛ11 то оба электровоза полностью унифицированы за исключением системы многих единиц, имеющейся на электровозе ВЛ11, которая позволяет одной локомотивной бригаде управлять 2,3 и 4 четырех осными секциями. К. п. д. электровозов в часовом режиме 88 %, управление в режиме рекуперативного торможения осуществляется электронной аппаратурой типа САУРТ, возбудитель рекуперации — вращающаяся машина. Для Польской Народной Республики был разработан и поставлен восьмиосный двухсекционный электровоз постоянного тока (3 кВ) типа ЕТ-42.

В связи с увеличивающимися грузопотоками Министерством путей сообщения СССР была поставлена задача создания более мощного двенадцатиосного электровоза постоянного тока. Разработан и запущен в серийное производство двухсекционный двенадцатиосный электровоз типа ВЛ15 , отличающийся от восьмиосных электровозов повышенной в 1,68 раза мощностью и в 1,75 раза силой тяги.

ВЛ 85 НЭВЗ Плач Магнитки после того как их перебросили на дальний восток прозвище "КРОКОДИЛ" иногда "Сарай" или "Выпрямитель" кривых.
ВЛ 85 НЭВЗ Плач Магнитки после того как их перебросили на дальний восток прозвище "КРОКОДИЛ" иногда "Сарай" или "Выпрямитель" кривых.

Электрическая схема электровоза позволяет получить оптимальное расположение безреостатных тяговых характеристик в зоне наиболее часто используемых в эксплуатации скоростей движения, что обеспечивает значительную экономию электроэнергии.

На электровозе предусмотрено применение статического преобразователя при работе в режиме электрического торможения. Управление рекуперацией осуществляется электронной системой управления. Механическая часть электровоза унифицирована с механической частью электровоза ВЛ85. Общий экономический эффект от создания и внедрения электровоза составляет 158,8 тыс. руб. в расчете на один электровоз.

Двенадцатиосный электровоз переменного тока типа ВЛ85 был запущен в серийное производство, а ему на смену готовилась более разработана усовершенствованная модификация — электровоз с независимым возбуждением тяговых двигателей и микропроцессорной системой управления типа БУТЭП, взявшей на себя функции управления электровозом в режимах тяги и рекуперации, а также функции многих единиц эти наработки в последствии вошли в конструкцию электровозов серии 3ЭС5к ЕРМАК с еоллекторными ТЭ.

Для перспективы ВЭлНИИ совместно с финской фирмой «Стрёмберг» и Новосибирским институтом комплексного электропривода вел работы по созданию электровозов переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями. В 1985 г. был изготовлен и проходил испытания двенадцатиосный электровоз переменного тока типа ВЛ86Ф.

ВЛ86Ф оборваный полет на закате СССР.
ВЛ86Ф оборваный полет на закате СССР.

Электровоз переменного тока Ермак 3ЭС5 но это уже пост советская т. е. уже другая история.

Электровоз переменного тока Ермак 3ЭС5К от НЭВЗ
Электровоз переменного тока Ермак 3ЭС5К от НЭВЗ

В 1966 году на базе уже существующих грузовых локомотивов ВЛ10 и ВЛ80, был создан инновационный по тем временам электровоз постоянно-переменного тока ВЛ82

-10

Фактически, первые два экземпляра, ВЛ82-001 и ВЛ82-002, представляли собой электровозы постоянного тока, но с возможностью работы под переменным током благодаря встроенным трансформаторно-выпрямительным устройствам. Эти локомотивы прошли испытания на Северо-Кавказской железной дороге, и вскоре Новочеркасский электровозостроительный завод построил ещё 22 машины.

Сначала ВЛ82 работали на Северной железной дороге, затем их передали на Южную, а позднее – в Минеральные Воды. Однако со временем они уступили место более современным моделям и в начале 2010-х годов были окончательно списаны. Один из электровозов, ВЛ82-016, был сохранён как музейный экспонат и сегодня стоит на станции Гниловская в Ростове-на-Дону.

Интересный факт: фотография именно этого локомотива попала на обложку альбома «Runaway Train» американской группы Soul Asylum. .

В 1972 году завод представил усовершенствованную версию – ВЛ82М.

В статье использованы фото из открытого доступа без маркировки автора, если вы являетесь автором , канал разместит эту информацию под Вашим фото и ссылку на Ваши ресурсы.