Н. М. Степаненко — педагог-психолог МБДОУ ЦРР д/с № 5, ст. Старощербиновская, Краснодарский край
Понятие «гиперактивность» состоит из приставки «гипер» и слова «активный». Приставка «гипер» от греч. Hyper («над, сверху») — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относятся невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность.
Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте, есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (то есть совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью.
Коррекция гиперактивного поведения в ДОУ может осуществляться в трех направлениях:
— снятие чрезмерной двигательной активности путем физических упражнений;
— формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками;
— формирование самоконтроля.
Предложенные занятия проводятся индивидуально один раз в неделю и включают в себя физические упражнения, игры и творческие задания по развитию самоконтроля, ролевые игры и упражнения, направленные на формирование навыков позитивного общения.
✏ Занятие № 1
1. Приветствие «Ладошки»
Педагог протягивает руки вперед ладонями вверх и говорит: «Здравствуй, (имя ребенка)!» Ребенок кладет свои ладони на ладони педагога и здоровается.
2. Упражнение на развитие самоконтроля «Повторяй за мной»
Психолог просит повторять фразы, которые ребенку кажутся правильными, а неправильные не повторять.
Я сегодня съел котлету.
Намело сугробы летом.
Я дружу с большой акулой.
В комнате четыре стула.
Ночью солнце светит ярко.
Дарят в Новый год подарки.
У меня живет слоненок.
Я пока еще ребенок.
3. Физическое упражнение «Стакан мыльных пузырей»
Ребенок стаканом ловит мыльные пузыри, которые пускает психолог. Упражнение выполнять 3 минуты.
4. Арт-терапия «Солнце»
На листе картона формата А3 нужно нарисовать контур солнца (лучи объемные). Под музыку Г. Свиридова «Метель» ребенок раскрашивает солнце пастельными мелками желтого цвета.
5. Ролевая игра «Робинзон»
Психолог предлагает ребенку ситуацию, героем которой тот становится: «Представь, что ты оказался на необитаемом острове. Что ты будешь делать? Кого ты позовешь на помощь?»
6. Прощание «Ладошки»
Аналогично приветствию.
✏ Занятие № 2
1. Приветствие «Колокольчик»
Психолог звонит в колокольчик и здоровается с ребенком. Ребенок делает так же.
2. Упражнение на развитие самоконтроля «Тихо, очень тихо, еще тише»
Ребенок сидит на подушке. По сигналу «Тихо!» он начинает мять лист бумаги. По сигналу «Очень тихо» сжимает смятый лист в кулаке. По сигналу «Еще тише!» закрывает глаза и ложится на подушку.
3. Двигательное упражнение «Звездочка — клубочек»
Ребенок лежит на полу (на коврике) в позе звезды — руки в стороны, ноги в стороны. По сигналу психолога «Клубочек!» ребенок прижимает руки к туловищу, подтягивает согнутые в коленях ноги к подбородку. По сигналу «Звезда!» принимает первоначальное положение.
4. Арт-терапия «Виноград»
На листе акварельной бумаги или картона нарисовать гроздь винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку С. Рахманинова «Этюды — картины ля минор, до минор» отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.
5. Ролевая игра «Айболит»
Психолог предлагает ребенку поиграть в доктора Айболита: «Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверюшек?» Психолог может почитать сказку К. И. Чуковского, а ребенок показывает.
6. Прощание «Колокольчик»
Аналогично приветствию.
✏ Занятие № 3
1. Приветствие «Поздороваемся с помощью песенки»
Психолог предлагает ребенку поздороваться с помощью песенки и начинает петь: «Здравствуй, (имя ребенка)!» Затем предлагает ребенку сделать так же.
2. Упражнение на развитие самоконтроля «Солдат на посту»
Ребенок стоит по стойке смирно в течение одной минуты. По сигналу «Сели!» садится на подушку. Упражнение повторить 3 раза.
3. Арт-терапия «Желтые круги»
На листе картона или акварельной бумаги нарисовать несколько кругов. Под музыку «Звуки природы. У ручья» половину круга замазать пластилином желтого цвета, а другую закрасить желтой акварельной краской.
4. Физическое упражнение «Цирк»
Психолог говорит ребенку: «Сегодня ты будешь львом. Ты должен прыгнуть через обруч». Психолог держит обруч, а ребенок пролезает в него, изображая льва. Повторить 3 раза.
5. Ролевая игра «Колобок»
Психолог предлагает игровую ситуацию: «Представь, что ты Колобок. Что ты скажешь и сделаешь, чтобы лиса тебя не съела?»
6. Прощание
Аналогично приветствию.
✏ Занятие № 4
1. Приветствие «Мизинчики здороваются»
Психолог предлагает ребенку поздороваться с помощью мизинчиков: сначала соединяют мизинцы одной руки, потом другой.
2. Упражнение на формирование самоконтроля «Очень сильно рассердились»
По сигналу психолога «Рассердились!» ребенок топает ногами, машет руками, сжав кисти в кулак. По сигналу «Все!» садится на подушку. Повторить 3 раза.
3. Арт-терапия «Тюльпаны и лимоны»
На листе акварельной бумаги нарисовать контуры трех тюльпанов и двух лимонов. Выбрать карандаши, мелки, фломастеры разных оттенков желтого цвета. Под музыку П. И. Чайковского «Симфония № 1, финал» раскрасить тюльпаны и лимоны, чередуя оттенки желтого цвета.
4. Физическое упражнение «Пингвины на льдине»
На пол положить обруч. Ребенок под музыку ходит по кабинету. По сигналу психолога «Пингвины на льдине!» ребенок должен запрыгнуть в обруч, по сигналу «Пингвины гуляют!» — выпрыгнуть.
5. Ролевая игра «Капитан»
Психолог говорит ребенку: «Представь, что ты капитан, плывешь в дальние страны. Опиши эти страны». Если ребенок затрудняется с ответом, то можно задать ему наводящие вопросы: «Какие здесь растут деревья? Какие животные водятся?»
6. Прощание
Прощаются так же, как и здоровались, с помощью мизинчиков.
✏ Занятие № 5
1. Приветствие
Здравствуй, (имя ребенка)! Давай поздороваемся вот так. Повторяй за мной.
Здравствуй, солнце золотое!
Рисуем руками круг.
Здравствуй, небо голубое!
Поднимаем руки вверх.
Здравствуй, вольный ветерок!
Качаем вытянутыми руками.
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю —
Я тебя приветствую!
Приседаем, показываем ладонью маленький дубок.
2. Упражнение на формирование самоконтроля «Строим пирамиду»
Пока пересыпается песок в песочных часах, ребенок строит на столе пирамиду из кубиков.
3. Арт-терапия «Елки»
На листе бумаги нарисовать контуры елок. Под танцевальную музыку «Румба» раскрасить елки гуашью зеленого цвета (кисточкой).
4. Физическое упражнение «Перевертыши»
Ребенок лежит на спине (на коврике). По сигналу психолога «Раз!» переворачивается на живот, по сигналу «Два!» — на спину. Повторить 5 раз.
5. Игра-упражнение «Песочные прятки»
Психолог говорит ребенку: «В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай поиграем с ними в песочные прятки. Закрой глаза и скажи волшебные слова: „Раз, два, три — сказка, приходи!“ (Психолог закапывает в песок небольшие фигурки-персонажи из сказки.) А теперь представь, что твои руки — это маленькие кроты, которые решили найти под землей что-то необычное, сказочное. Аккуратно запускаем крота и достаем находку. Кто это? Из какой он сказки?»
6. Прощание.
Психолог: «Наша встреча закончена, скажем друг другу: „До свидания!“».
✏ Занятие № 6
1. Приветствие
Психолог.
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
(ребенок вместе с психологом)
«С добрым утром!
Добрый вечер!
Добрый день!»
Всем говорим.
2. Упражнение на формирование самоконтроля «Повторяем и показываем»
Психолог читает стихотворение и просит ребенка показать то, что он слышит.
Громко топаем ногами,
Сильно машем мы руками,
На одной ноге поскачем,
Выберем красивый мячик.
Сядем ровно на подушку,
Ладонями закроем ушки,
Тихо посидим немного,
Встанем и поднимем ногу.
3. Арт-терапия «Шесть квадратов»
На листе акварельной бумаги или картона нарисовать 6 квадратов. Подготовить восковые мелки, карандаш, фломастер, гуашь, акварельную и пальчиковую краски зеленого цвета. Под музыку «Звуки природы. У ручья» раскрасить каждый квадрат разными «орудиями труда».
4. Игра «Четыре стихии»
Ребенок ходит по кругу, руки на поясе. Если психолог говорит слово «земля», он опускает руки вниз, «вода» — вытягивает руки вперед, «воздух» — поднимает руки вверх, «огонь» — вращается вокруг себя.
5. Упражнение «Победитель злости»
Психолог: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? Когда ты сердишься, твое злое настроение заставляет тебя говорить и делать разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того, как злость ушла, тебе бывает грустно и неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться, но нужно уметь побеждать злость».
Психолог предлагает ребенку вылепить из мокрого песка злого волшебника. Нужно сделать шар, на котором углублениями обозначить глаза, нос, рот. Теперь прогоняем злого волшебника — разрушаем песочный шар со словами: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Затем нужно медленно выровнять поверхность песка руками, положить ладошки на песок и почувствовать победу над злостью.
6. Прощание
Психолог и ребенок прощаются друг с другом.
✏ Занятие № 7
1. Приветствие «Ладошки»
Педагог протягивает руки вперед ладонями вверх и говорит: «Здравствуй, (имя ребенка)!» Ребенок кладет свои ладони на ладони педагога и здоровается.
2. Упражнение на формирование самоконтроля «Рисуем стихотворение»
Психолог читает стихотворение целиком, потом просит повторить ребенка по строчке и нарисовать.
С утра я очень разозлился,
Да так, что даже не умылся.
И в сад идти я не хотел,
Я целый час сопел, пыхтел.
Нарочно долго одевался,
С сестренкой я потом подрался
И на себя компот пролил,
Назло я в лужу угодил.
В зеркало я на себя посмотрел
И от обиды почти заревел:
Грязный, лохматый, упрямый и злой.
Что это, братцы, случилось со мной?
Задать вопросы: «Как по-твоему, что случилось с мальчиком? Как ему можно помочь?»
3. Арт-терапия «Геометрические фигуры»
Под музыку «Звуки природы. У ручья» пальчиковыми красками желтого цвета рисовать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и закрашивать их.
4. Физическое упражнение «Весы»
Ребенок держит на двух ладонях пластиковые тарелки, на которых лежит по маленькому мячику. Прыгая на одной ноге, ребенок старается не уронить мячики. По 5 раз подпрыгнуть то на левой, то на правой ноге.
5. Игровая ситуация «Дед Мороз»
Психолог обращается к ребенку и говорит: «Каждый год к зверятам и ребятам, которые хорошо себя вели, приходит Дед Мороз, чтобы раздать им подарки. Выбери среди игрушек персонажи и придумай, что попросил бы каждый из них у Деда Мороза».
Варианты персонажей: зайчик, белочка, медвежонок, девочка Маша.
6. Прощание «Ладошки»
Аналогично приветствию.
✏ Занятие № 8
1. Приветствие
Психолог предлагает ребенку поздороваться с помощью песенки и начинает петь: «Здравствуй, (имя ребенка)!» Затем предлагает ребенку сделать так же.
2. Упражнение «Смотрю очень внимательно»
Ребенок сидит на подушке, закрыв уши ладонями, и внимательно осматривает комнату. Через 3 минуты закрывает глаза и называет предметы, которые он запомнил.
3. Арт-терапия «Волшебные капли»
На лист бумаги кистью накапать капли разного цвета и предложить ребенку подуть на них через трубочку.
4. Двигательное упражнение «Несу кубик, не уроню»
Психолог кладет кубики на тыльную сторону ладони ребенка. Ребенок вытягивает руки перед собой и старается пройти по комнате, не уронив кубики.
5. Задание «Нарисуй на песке круглые предметы»
Психолог предлагает ребенку назвать предметы круглой формы и нарисовать их на песке.
6. Прощание
Аналогично приветствию.
✏ Занятие № 9
1. Приветствие с колокольчиком
Психолог звонит в колокольчик и приветствует ребенка: «Здравствуй, (имя ребенка)!» Ребенок так же здоровается с педагогом.
2. Упражнение «Солдат на посту»
Ребенок стоит по стойке смирно в течение одной минуты, по сигналу психолога «Сели!» садится на подушку. Упражнение повторить 3 раза.
3. Творческое задание «Превращаем кляксы»
Предложите ребенку набрать побольше краски на кисточку и капнуть краской на лист. Наклоните лист влево-вправо. Попросите дорисовать кляксу, чтобы получился законченный рисунок.
4. Двигательное упражнение «Локоть — колено»
Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Ребенок должен правым локтем коснуться левого колена, а левым локтем — правого колена. Повторить 4—6 раз.
5. Упражнение «Рисуем на песке»
Психолог предлагает ребенку игру: «Нарисуй на песке фигуры, которые я „нарисую“ у тебя на спине». Ребенок должен почувствовать, что изобразил психолог, и нарисовать это на песке.
6. Прощание
Аналогично приветствию.
✏ Занятие № 10
1. Приветствие «Коленки здороваются»
Психолог предлагает ребенку поздороваться с помощью коленей: сначала соединяют коленки одной ноги, потом — другой.
2. Упражнение «Маленькие обезьянки»
Выполняется под музыку. По сигналу психолога «Раз!» ребенок берется за мочки ушей, высовывает язык, прыгает то на левой, то на правой ноге. По команде «Стоп!» прекращает выполнение. Повторить 3 раза.
3. Арт-терапия «Желтые фигуры»
Под музыку «Звуки природы. У ручья» пальчиковыми красками желтого цвета ребенок рисует геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и раскрашивает их.
4. Двигательное упражнение «Крутим педали»
Ребенок лежит на спине (на коврике), подняв ноги вверх. По сигналу психолога начинает движения ногами, как будто крутит педали велосипеда. Упражнение продолжается 1—2 минуты.
5. Игровая ситуация «Представь, что ты волшебник»
Психолог предлагает ребенку придумать наряд для волшебника и рассказать, какие он будет делать чудеса.
6. Прощание
Аналогично приветствию.
Источники
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: метод. материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
2. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Арцишевская И. Л. Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду. — М.: Книголюб, 2007.
4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. — М.: Просвещение, 2001.
5. Ермолаева М. В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. — М.: Ин-т практ. психологии, 2006.