Философ Чарльз Моррис выявил пять измерений, путей жизни, которых придерживаются люди разных стран (методом опроса и анкетирования своих студентов). Он заключил, что эти пути зависят от культуры страны, в которой вырос человек.
Вот его список:
Первое такое измерение ценностей связано с предпочтением ответственного, морального, воздержанного участия в жизни, при котором ценится и сохраняется все то, что приобрел человек.
Второе измерение ценностей связано с радостью активных действий при преодолении препятствий. При этом с уверенностью проявляется инициатива либо в решении личных и социальных проблем, либо в преодолении препятствий в мире природы.
В третьем измерении выделяется ценность самодостаточной внутренней жизни с богатым и развитым самосознанием. Власть над людьми и вещами отрицается в пользу глубокого и доброжелательного проникновения в самого себя и других.
В четвертом измерении, лежащем в основе предпочтений, высоко ценится восприимчивость к людям и природе. Вдохновение, кажется, исходит из источника вне себя, и человек живет и развивается, все время сверяясь с этим источником.
В пятом, и последнем, измерении выделяются чувственные удовольствия, наслаждения. Ценятся простые удовольствия жизни, отдача себя моменту, открытость жизни без напряжения.
И хоть Моррису удалось кратко очертить основные направления среднестатистического человека, психолог Карл Роджерс, писал, что у своих клиентов он наблюдал совсем иные стремления: желание освободиться от этих культурных наслоений, узнать себя, свои эмоции, которые они запрещали себе чувствовать, включая гнев, зависть, сладострастие и другие, о которых не принято заявлять. Они всегда боялись, что если разрешат себе чувствовать эти эмоции, то они зациклятся на них, порок поглотит их разум, осложнит жизнь в обществе. Но такого не происходило. Осознав свою эмоцию, люди просто разрешали себе ее прочувствовать и двигались дальше.
«Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь угодить другим», писал Роджерс. При этом они не знают самих себя.
Я согласна с Роджерсом в том плане, что себя надо знать, чтобы иметь возможность что-то из себя «вылепить», исключить страх из построения концепции своего счастья. Я не психолог, но уверена, что это очень важно. Но вот человек узнал себя и «принял себя таким, какой он есть» (фу, как же банально и инфоцыгански звучит!) Что дальше?
Как философ отвечу: нам нужно строить свою концепцию снова, чтобы эмоции, чувства и разум шли в унисон, делая нас счастливее. И мы опять возвращаемся к ценностям, так как иначе не построишь стратегию.
Даже банальный поиск удовольствий требует концепции. В философии это называется гедонизм. Многие считают гедонистическую концепцию плевым делом с точки зрения напряжения внутренних сил, но это не так. И хоть те же Платон и Аристотель смотрели на гедонистов как на слабаков, но совсем по другим причинам, нежели сегодня мы воротим нос от любителей искать наслаждения.
Аристипп, древнегреческий философ-гедонист, считал, что мозги напрягать ой как нужно, чтобы быть хозяином наслаждений, а не их рабом. Быть рабом чего-либо вообще не входит в понятие гедонизма.
Первый помощник в приручении удовольствий – умеренность. Если вы наброситесь на вкусную пищу и вино, то рискуете приобрести изжогу, похмелье и лишний вес, а это мешает быть «на чиле и расслабоне», «в моменте и в ресурсе». Наслаждаться не объевшись и не напившись – не для всех простая задача.
Аристипп хоть и говаривал, что «любовь к женщине подобна любви к хорошей рыбе» (и то, и то приятно), но уважительно и заботливо относился даже к своим рабыням и гетерам, ибо женщина, как и рыба, должна быть хорошо приготовлена.
Об Аристиппе известен такой случай. Однажды он шел по пустынной местности вместе со своим рабом, который тащил утварь Аристиппа, серебряную посуду, из которой хозяин любил есть. Было жарко, и раб, таща тяжелый груз, стал громко и часто дышать, иногда кряхтеть. Эти звуки вскорости стали напрягать Аристиппа, и он сказал своему рабу:
- Ну хватит уже так пыхтеть. Возьми, выкини из мешка достаточно, чтобы ты мог нормально идти, и пойдем дальше.
Раб выкинул часть из мешка и быстро зашагал за своим хозяином. Он оценил жест Аристиппа и всегда заботливо прислуживал своему господину, зная, что другого такого не сыщешь и опасаясь попасть в другие руки или быть проданным какому-нибудь самодуру.
Возвращаясь к жизненным стратегиям, хочу сказать, что поиски своего жизненного пути, траектории, которая будет приносить радость, содержат три ступени:
- спонтанное получение своих предпочтений и убеждений, сформированное под влиянием общества;
- осознание себя, своих истинных эмоций и мотивов (это к психологии);
- выбор концепции (это к философии).