Сегодняшние молодые любители геральдики, выросшие уже в "цифровую эпоху", скорее всего заинтересовались гербами, благодаря интернету. А откуда пошло увлечение геральдикой у более старшего поколения, заставшего еще СССР? Подавляющее большинство "зацепили" многочисленные металлические сувенирные значки с гербами городов, продававшиеся во времена СССР чуть ли не в каждом киоске "Союзпечати". Любители таких значков до сих пор являются одним из образцово спаянных сообществ по интересам, ежегодно собираются на слёты, обмениваются экземплярами из своих коллекций. Другие заинтересовались красочными публикациями в журналах (здесь вне конкуренции журнал "Наука и жизнь" со своей серией гербов Российской империи, созданной О. Рево). Кому-то в свое время полюбились ГДР-вские переводные картинки с гербами загадочных городов Котбуса, Карл-Маркс-Штадта и Геры. Кто-то увлекался иностранными почтовыми марками с цветными гербами. А где еще можно было встретить гербы в то время? Ответ есть - на настольных медалях.
Производство настольных медалей было широко распространено в то время. К их разработке привлекали серьезных художников-медальеров. В отличие от сувенирных значков медали были более дорогим и более элитным развлечением. Обычно их даже не пускали в свободную продажу, а распространяли как подарки и сувениры почетным гостям, шефам и т.п.
Наиболее пафосными и профессионально исполненными были настольные медали с гербами союзных и автономных республик. Их заказывали относительно небольшими тиражами на монетных дворах. Как правило, медаль помещалась в красивый футляр, выстланный бархатом. Для республик было делом чести оформить "свою" памятную медаль лучше и профессиональнее, чем соседи. Поэтому встречались медали даже с несколькими разными цветными эмалями (ими могли выделять, например, флаги).
Но и памятные монеты с городскими гербами порой не уступали в качестве проработки.
В конкурсе на лучший проект герба города Комсомольска-на-Амуре победил московский медальер Б. Старис. Он же стал и автором настольной медали к 50-летию города. На медали изображен раздвигающий тайгу комсомолец в штормовке, ватных штанах и кирзовых сапогах. К сожалению потомки уже не смогли рисовать комсомольца-первопроходца так же хорошо как Старис. Теперь на герб Комсомольска страшно смотреть: сапоги стали какими-то модельными полусапожками, ватные штаны обрели угловатые формы...
Также в разработке настольной медали к юбилею города Береники в Пермском крае стал автор этого герба - Владимир Шека. Или вот весьма симпатичная медаль к 250-летию Челябинска (1986 г.), рисунок на ней так и не стал гербом Челябинска, но образцом дизайна может быть и сейчас.
Большинство медалей с гербами пропагандировали новую советскую геральдику. Ниже представлены медали с гербами Краснодара (нарочито "некубанский" герб утв. 1979 г.), Сыктывкара (совершенно новый герб утв. в 1978 году, только в центре сохранился маленький щит с историческим гербом Усть-Сысольска), Симферополя (герб 1971 г.), Ташкента (герб 1981 г.), Бендер (герб 1967 г.), Кокчетава (герб 1970 г.).
Правда, иногда медали все же делали "на отвали" - дешево и сердито, из легкого алюминиевого сплава с дурного качества рельефом. Но это скорее исключение из правил. Обычно на медали было приятно смотреть и приятно держать их в руках.
Ниже изображены также гербы Одессы, Омска и Вентспилса. У латвийских городов были весьма симпатичные городские гербы еще до присоединения к СССР, но их не восстанавливали, т.к. то тут, то там на них появлялись крамольные кресты. У Вентспилса тоже был герб с крестом. В 1970 году для Вентспилса был придуман новый герб, вместо креста на нем был изображён штурвал. Посмотрите как красиво художник-медальер обыграл этот герб, разместив его на кораблике.
На некоторых настольных медалях помещались либо проекты гербов, либо значимые для города символы. Например, на медали к 250-летию Первоуральска автор изобразил четыре вполне геральдических щита с символами промышленности города. На медали к юбилею Златоустовского машиностроительного завода помещен .... Именно этот конь стал позже гербом города Златоуста.
Достаточно часто на настольных медалях СССР изображались и старые дореволюционные городские гербы. Вот, например, крупная (в 98 мм диаметром) настольная медаль "Золотое кольцо". Медаль делалась в основном для иностранных туристов, поэтому на ней изображены исторические гербы практически без купюр. Но гораздо чаще права украсить советские настольные медали добивались только гербы, безупречные в идеологическом отношении, т.е. не имевшие ни изображений корон, ни крестов.
В некоторых случаях когда исторические гербы не удовлетворяли идеологическим установкам, художники добавляли (или удаляли) некоторые элементы. Так на медали к юбилею города Владивостока в центр городской короны добавили серп и молот, а с головы орла на медали города Карачева убрали императорскую корону (заменив ее стилизованной короной, как у королей в мультфильмах).
К сожалению сейчас каста художников-медальеров совершенно пропала, теперь медали и памятные монеты делаются из фотографий методом "копи-паста". Чему пример хотя бы дизайн недавно выпущенной монеты в честь Виктора Цоя.
В общем не видать нам больше образцов хорошего медальерного искусства. Остаётся только перебирать коллекции.