Воспитывая своих детей, родители часто прибегают к наказанию, которое чаще всего оказывает деструктивное влияние на ребенка. Оно может иметь краткосрочный эффект, быстрый, но на дальнейшую перспективу не годится. Ребенок взрослеет, детско-родительские отношения портятся, инструменты наказания устаревают и не работают. И тогда родитель встает в тупик и не знает, как взаимодействовать со своим ребенком. Давайте рассмотрим такие способы наказания.
Физическое насилие - очень распространенный, жестокий и совсем неприемлемый способ наказания. Когда родитель бьет ребенка, он нарушает его границы тела, это ведет к пренебрежению своим телом, не чувствованию своих границ. В будущем человека могут ждать сексуальные проблемы, потому что он перестает чувствовать удовлетворение от близости. Если родитель угрожает физическим насилием, замахивается, психика ребенка воспринимает это как свершившийся факт. Это недопустимо ни в каких вариантах. Ребенок, в отличие от взрослого, не может уйти от родителя, а по факту от человека, который причиняет ему боль, наказывая физически.
Эмоциональный холод или метод, известный как лишение родительской любви, работает в определенном возрасте. Когда агрессия маленького ребенка (2,5-3г) направлена на родителя, здесь этот метод срабатывает. Мы блокируем нежелательные действия ребенка, например удерживаем руку, отходим от него, безэмоционально реагируем на его действия. Даем понять, что родителя нельзя бить. Взрослый не включается в игру, то есть в ответ на действия ребенка он не ведет себя также, как ребенок. "Я тебя люблю, но меня бить нельзя". После 3 лет это наказание не работает. Избегание наказание - самое простое, и этот момент отстранения становится выгодным. Получается, что не исправлять свои ошибки можно.
Возбуждение в ребенке чувства вины. Когда родитель хочет как-то пожурить, обвинить в чем-то. Насаждение чувства вины в ребенке может отразиться во взрослой его жизни постоянным долженствованием, особенно родителям (ну выгодно же!) Мы добиваемся, что ребенок будет чувствовать всегда, что он кому-то что-то должен. "Я не хочу делать что-то для своей мамы, потому что у нас нет с ней близких отношений, но я должен ей помогать." Это свойственно родителям, которые не хотят формировать доверительные теплые отношения со своими детьми, потому что это сложно. Проще навязать идею ребенку, что он мне должен. Для детей, выросших в Советском Союзе, это был любимый метод воспитания.
Запугивание. Мы что-то просим ребенка сделать, а он это не делает, потому что не хочет. Тогда проще напугать, чтобы он быстрее это сделал. Это формирует тревожность в детях, боязливость и неуверенность. Никогда не говорите ребенку то, что на самом деле не произойдет. Это обман и манипуляция. Дети быстро перенимают такое общение и сами начинают шантажировать.
Ограничение действий, свободы. Часто применяется в детском саду, когда воспитатель просит ребенка пойти и постоять в углу или посидеть на стульчике. Этот метод работает до 4-5 лет, когда не связан с эмоциональным насилием, то есть когда ребенка спокойно просят, а не ругают при этом. После пяти лет это уже не работает, потому что любое состояние покоя воспринимается как наказание. Хорошо видно на девочках-перфекционистках. Все время надо что-то делать. Состояние покоя совершенно не воспринимается как отдых.
Наказание трудом. "Будешь неделю полы мыть, потому что получил двойку!" Когда труд не связан с проступком, то есть нет причинно-следственной связи. Если ребенок пролил воду и вытер её за собой, он видит эту связь, и это правильно.
Лишение материальных благ ведет к тому, что ребенок не понимает ценности собственности. Мне нет смысла вкладываться в материальные ценности, ухаживать за вещами, потому что это все равно отберут родители или кто-то ещё... Часто подростки уходят в воровство по той же причине.
Вербальная агрессия, негативное сравнение. Это не очень эффективная стратегия - обзывать ребенка и ждать от него успехов. Как корабль назовете, так он и поплывет. Таким образом родитель закладывает в ребенка установки на жизнь. Он все время будет подтверждать то, о чем вы говорите.
Принуждение к действию. Когда ребенок что-то делать не желает, то приходится его заставлять силой. Принуждение и покорение сильному взрослому формирует установку у ребенка - тот, кто сильнее, тот и прав.
Любой родитель должен понимать, что без формирования причинно-следственных связей любое наказание не работает. Ребенок должен видеть последствия своего неправильного поведения. Если правила, установленные вашей семьей нарушаются, то ответственность несет за них тот, кто их нарушает.
Буду рада помочь вам при личной встрече, либо онлайн.
Обращайтесь для записи на консультацию https://www.b17.ru/id76753/#consultation
Автор: Лащенко Мария Григорьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru