Если в жизни Пушкина была трогательная дуэль, то это – дуэль с Кюхельбекером, о которой я хочу сегодня вам рассказать.
Кюхельбекер был однокашником Пушкина по царскосельскому лицею. По возрасту он был ровно на два года старше Пушкина и так же, как и Пушкин, он немалую часть своего лицейского времени посвятил писанию стихов. Напомню, что стихотворчеством в лицее занимались многие, на этой ниве между юными лицеистами даже развернулась борьба за первенство и поначалу в этой борьбе лидировал Илличевский, но очень скоро всё встало на свои места. Все признапи первенство в поэзии за Пушкиным, но это не мешало и остальным пробовать себя на литературном поприще.
Вслед за Пушкиным успешнее всех стихи писали Дельвиг и Кюхельбекер, но если добряк Дельвиг и не пытался соревноваться с будущим гением, а наоборот, почти сразу стал одним из его преданных друзей, то Кюхельбекер избрал для себя иную линию поведения – линию некоего гордого писательского воздержания от линии Пушкина. Дело в том, что Пушкин частенько не упускал возможности покритиковать произведения своих товарищей, как, впрочем, они, в свою очередь, не упускали возможности покритиковать произведения самого Пушкина, а многие из них в пору становления великого поэта были далеко не бесспорны по качеству и по этой причине до нас не дошли.
Если работы раннего Пушкина легко становились предметом для свободной критики его лицейских товарищей, то что говорить о работах Кюхельбекера, который, положа руку на сердце, был обычным стихотворцем? Да он был трудолюбив, старателен, последователен – как всякий немец, а Кюхельбекер был немцем, самым настоящим немцем. И что из того, что до шести лет он не знал ни слова по-немецки и говорил только по-русски? Это не меняет внутренней структуры, если угодно – механики человека. Из Кюхельбекера мог бы получиться отличный делатель некоего регулярного дела – может быть, он мог бы строить корабли, работать на сталелитейном производстве – мы не знаем его истинного таланта. В литературе, скорее всего, он был бы отличным критиком – из посредственных поэтов получаются замечательные критики, вполне может быть, что из него получился бы первоклассный редактор газеты, но Кюхля, как его звали лицейские товарищи, твёрдо намерился писать стихи и не отступался от своего намерения.
Кюхельбекер не был бесталанен, но он не был хорошо одарён и уж тем более – не был гениален. Это чувствовал Пушкин, это чувствовал и сам Кюхельбекер, но он любил стихи, считал себя поэтом и признавал за собой право на творчество. Пушкин никогда не издевался над товарищем – он любил его, но постоянно подшучивал над ним. Если говорить по хорошему – таким людям, как Кюхельбекер (и автор этих строк) не надо писать стихи, им надо заниматься чем-то другим. Если бы Кюхельбекер (и автор этих строк, и многие другие) вдруг перестали писать стихи, этого бы никто не заметил, но Пушкин так сказать Кюхельбекеру не мог в силу любви к нему, и поэтому был просто обречён подшучивать над творчеством друга, а Кюхельбекер в гордой позе в это время оставался в стороне, в то же самое время так же любя Пушкина и признавая его выдающуюся незаурядность.
Нельзя сказать, что Кюхельбекер вообще не преуспел в поэзии – он начал печататься ещё в лицейском возрасте почти одновременно с Пушкиным, что тоже, безусловно, вдохновляло его. В споре карамзинистов и шишковистов он закономерно, в отличие от Пушкина, примкнул к последним – Кюхельбекер был защитником охранительных идей в литературе, что то, катати, косвенно подчёркивает его поэтический уровень.
После выпуска из Лицея Кюхельбекер активно включился в литературную жизнь, свёл знакомство с Жуковским и стал часто бывать у него. Добросердечный Василий Андреевич, будучи не в силах отказать, периодически с тех пор был обречён внимательно выслушивать нудноватые опусы молодого гостя, и тут, зимой 1818 года, и случилась та самая история, о которой мы сегодня с Вами и говорим. Лучше всего и короче всего о ней пишет П.И. Бартенёв:
«Лицейского своего товарища Кюхельбекера Пушкин очень любил, но часто над ним подшучивал. Кюхельбекер хаживал к Жуковскому и отчасти надоедал ему своими стихами. Однажды Жуковский куда-то был зван на вечер и не явился. Когда его после спросили, отчего он не был, Жуковский отвечал: «Я еще накануне расстроил себе желудок; к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». Пушкин написал на это стихи:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно.
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно!
Кюхельбекер взбесился и требовал дуэли. Никак нельзя было уговорить его. Дело было зимою. Кюхельбекер стрелял первый и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища; но тот неистово закричал: «стреляй, стреляй!» Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол».
Пушкин в конечном итоге не захотел стрелять в Кюхельбекера, и то ли выстрелил в воздух, то ли просто не выстрелил, и сказал Кюхельбекеру: «Полно дурачиться, милый, пойдём чай пить!». После этого подал Кюхельбекеру руку и отправился с ним и друзьями домой. Дома за столом вдобавок ко всему выяснилось, что во избежание печальных последствий друзья обоих поэтов без их ведома зарядили пистолеты клюквой. Тем всё и кончилось.
В завершение хочу напомнить читателям что дружеское и трогательное отношение друг к другу оба поэта сохранили до последних дней своей жизни.
Всех, кто хочет знать больше о Пушкине и окружавшем его мире я приглашаю на страницы своей книги «Пушкин и мiр с царями», размещённой по адресу:
а также: https://proza.ru/avtor/ytgjcktlybq