Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию. Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми.
СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1.
В Священном Писании страсть гордости (греч. ὑπερηφανία) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления — гордыни.
· Высокомерие:
Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (ὕβριν)[1] и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых (Притч. 8:13).
Злой от высокомерия (ὕβρεως)[2] делает зло, а знающие себя самих — мудры. (Притч. 13:10).
Что принесло нам пользу высокомерие (ὑπερηφανία)[3], и что богатство среди гордости доставило нам? (Прем. 5:8).
Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием (ὕβριν)[4] Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его (Ам. 6:8).
· Надменность:
И Я накажу всю вселенную за зло (Ἐντελοῦμαι τῇ οἰκουμένῃ ὅλῃ κακὰ — букв. определю (слав. заповем) всей вселенной зло), а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (ὕβριν) беззаконных и смирю надменность (ὕβριν)[5] гордых (ὑπερηφάνων). (Ис. 13:11).
Это им за надменность (ὕβρεως)[6] их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя (Соф. 2:10).
Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность (ὕβριν)[7] славных и унизить все славное на земле (Ис. 23:9).
Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности (φρύαγμα)[8] сильных, и будут осквернены святыни их (Иез. 7:24).
Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности (ἀλαζονείαις)[9], тщеславитесь (καυχᾶσθε)[10]: всякое такое тщеславие (καύχησις)[11] есть зло (Иак. 4:15-16).
· Напыщенность (напыщенный):
Ибо люди будут самолюбивы (φίλαυτοι)[12], сребролюбивы, горды, надменны, наглы, напыщенны (τετυφωμένοι)[13](2 Тим. 3:2-5).
· Кичливость:
Слышали мы о гордости (ὕβριν)[14] Моава, — весьма горд (ὕβρισεν)[15] Он, о надменности (ὕβριν)[16] его и кичливости (ὑπερηφανίαν)[17] его, о превозношении (ὑψώθη)[18] и спеси сердца его (Иер. 48:29).
При этом в тексте Священного Писания гордость представлена описательно — четкого определения этой страсти нет. Для того чтобы выделить целостное определение, важно рассмотреть те качества и отличительные особенности гордости, которые выделяет Священное Писание. В его текстах отмечается, что эта страсть совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке, созданном по образу и подобию Творца (см. Быт. 1:26). Таким образом, она не свойственна ни Богу, ни первозданному человеку, ни ангелам.
В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: Гордость (ὑπερηφανί)[19] не сотворена для людей (Сир.10:21), а также: Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить (Сир. 15:20), поэтому гордость не происходит от Бога: всё, что в мире — похоть плоти, похоть очей и гордость (ἀλαζονεία)[20] житейская, — не есть от Отца (1 Ин. 2:16). По этой причине гордость становится главным признаком противления Богу и отличительной чертой нечестивых: Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех (Притч. 21:4).
Среди шести пороков, которые настолько неугодны Богу, что премудрый Соломон для выражения отношения к ним Творца использует слово «ненависть», гордость занимает первое место: Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые (ὀφθαλμὸς ὑβριστοῦ)[21], язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч. 6:17-18). В Псалтири пророк и псалмопевец Давид говорит: гордого (ὑπερηφάνῳ)[22] очами и надменного сердцем не потерплю (Пс. 100:5).
Апостол Павел уточняет, что опасность гордости заключена в том, что в форме превозношения она закрывает возможность познания Бога — в противоположность смирению, разрушающему гордость: Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение (ὕψωμα)[23], восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10:4-5).
В ожесточении сердца гордецы пренебрегают Богом, доходя до Его отвержения: В надмении[24] своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» (Пс. 9:25). Они не опасаются гнева Божия, будучи уверенны в своей безнаказанности — говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла», «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда» (Пс. 9:27, 32).
Страсть гордости ведет к полному отвержению Бога, вследствие чего Он, как неоднократно отмечает Священное Писание, противится гордым: Бог гордым (ὑπερηφάνοις)[25] противится (Иак. 4:6, также: Притч. 3:34, 1 Петр. 5:5). Пребывающий в состоянии надменности сердца настолько отвратителен в нравственном отношении перед лицом Божественного милосердия, что Писание именует его мерзким: Мерзость (ἀκάθαρτος)[26] пред Господом всякий надменный (ὑψηλοκάρδιος) сердцем[27] (Притч. 16:5) — эти слова указывают на то, что гордость и надменность являются отступлением от Богом указанного человеку пути[28]. Священное Писание говорит, что гордость приводит к тому, что люди теряют Божью милость, отпадают от Него (Рим. 11:18-20).
По этой причине этот грех противен не только в очах Бога, но и ненавистен людям, поскольку неправильно поступает тот, кто совершает дела с высокомерием: Гордость (ὑπερηφανί)[29] ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих… (Сир. 10:7).
Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (ὕβριν)[30] и пути лукавых; возненавидела и я развращенные пути злых (Притч. 8:13).
Потому Священное Писание определяет, что гордость непременно подвергается суду Божию и влечет отвратительное наказание[31].
Особенно часто об этом говорится в книгах пророческих: Поникнут гордые (ὕψος)[32] взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое (ὑβριστὴ)[33] и высокомерное (ὑπερήφανον)[34] и на все превознесенное (ὑψηλὸν)[35], — и оно будет унижено… (Ис. 2:11-12), Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых (ἀνόμων)[36], и уничижу надменность (ὕβριν) притеснителей[37] (Ис. 13:11).
В некоторых текстах Священного Писания прямо указывается, какие конкретно наказания посылает Бог превозносящимся: Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее (Откр. 18:7-8).
В Священном Писании говорится не только о том, что гордецов ожидает праведный суд Божий, но и о том, что Сам Господь выступает Судией над нечестивыми, преступающими заповеданное им: Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение (τῆς ὑπερηφανίας)[38] (2 Мак. 7:36); Ты, все создавший и всем управляющий, праведный Владыка: Ты судишь тех, которые делают что-либо с дерзостью и превозношением (τοὺς ὕβρει καὶ ἀγερωχίᾳ)[39] (3 Мак. 2:3).
Также отмечается, что иногда Бог ради вразумления гордецов не наказывает грешников за другие грехи, чтобы праведное наказание тщеславные и надменные не рассматривали как повод для своего превозношения и не коснели в гордости: Не отмщай нам за нечистоту их, и не накажи нас за осквернение, чтобы не тщеславились беззаконники в мыслях своих и не торжествовали в превозношении (ὑπερηφανίᾳ)[40] языка своего, говоря: мы попрали дом святыни, как попираются домы скверны (3 Мак. 3:14).
Священное Писание показывает, что гордость становится источником всякого нечестия и зла. Например, от высокомерия (ὕβρεως)[41]происходит раздор (Притч. 13:10); по гордости (ὑπερηφανεύεσθαι)[42] своей нечестивый преследует бедного (Пс. 9:23); уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба; сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его (Пс. 9:28-31).
И в то же время гордый обкрадывает и наказывает сам себя. Гордость губительна для человека, поскольку страсть помрачает ум, лишает его мудрости. Так, пророк Иезекииль, возглашая слово Божие к начальствующему в Тире, свидетельствует о том, что гордость становится причиной утраты гордецом мудрости: От красоты твоей возгордилось (ὑψώθη)[43] сердце твое, от красоты твоей ты погубил мудрость твою (Иез. 28:17).
Потеря мудрости свидетельствует о том, что человека поражает глупость. Кто надеется на себя, тот глуп (Притч. 28:26), и слова гордеца бичом обрушатся на него же: в устах глупого — бич гордости (ὕβρεως)[44]; уста же мудрых охраняют их (Притч. 14:3).
Страсть гордости имеет настолько разрушающее воздействие, что овладевает всем человеческим составом, парализует его волю и подавляет свободу мысли. Гордость, проникая во все естество человека, поражая его, как показывает царь и пророк Давид, проявляется и во внешнем облике его, его словах и поступках: Оттого гордость (ὑπερηφανία)[45], как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле (Пс. 72:6-9). Гордость не стыдится саму себя, но, напротив, гордящиеся обнаруживают свое нечестие и неправду, как выказывает кто-либо носимую им одежду[46].
Гордость приводит человека к ложному представлению о самом себе — к обольщению: Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал. 6:3) и, как результат, к поражению своим «мнением»[47] и обману самим собою: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3:17).
Существенным качеством гордости является ее ненасытность. Не довольствующаяся никакими успехами, она, напротив, все более и более ищет похвалы и возвеличивания.
«Первый грех, по Писанию, — говорит св. Исихий Иерусалимский — есть гордыня»[48]. Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником, — Денницу, который увлек и многих других ангелов, подчиненных ему и последовавших за ним. Об этом свидетельствует пророк Исаия: А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12-13). Толкуя этот отрывок из Священного Писания, многие святые отцы соотносили его с диаволом, но были и те, которые считали, что речь в данном случае идет о вавилонском царе.
Так свт. Амвросий Медиоланский под гордыней понимал диавола[49], преп. Иоанн Кассиан данную цитату тоже соотносил с ним[50], а свт. Иоанн Златоуст особо отмечает, что некоторые толковники, его современники, этот отрывок приводят в отношении как диавола, так и вавилонского царя. При этом сам свт. Иоанн придерживается толкования, которое употребляется «относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10:18)»[51]. Так он пишет: «Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло»[52]. Блаж. Иероним Стридонский прямо приписывает эти слова в книге пророка Исаии Люциферу[53].
Блж. Августин настаивает на том, что этот библейский отрывок нужно применять исключительно к диаволу, а не к вавилонскому царю[54]. И римский толкователь Кассидор так же соотносит эти слова с сатаной[55]. И этот ряд святых отцов и толкователей можно было бы продолжать. Хотя есть и другая точка зрения, трактующая это место из Писания не в иносказательном, а в историческом смысле, относя эти слова к Вавилонскому Царю (Например, преп. Ефрем Сирин[56], А.П. Лопухин[57]).
В этом кратком повествовании отпадения денницы от Бога не встречается детальное объяснения «механизма» зарождения злого намерения в сознании Ангела, а описывается лишь его побудительный мотив.
Можно отметить, что достоинства, какими денница был украшен от своего Творца, внушили ему горделивое помышление, будто он не ниже самого Бога и может существовать независимо от Него: «В преисподнюю низвержена гордыня (δόξα)[58] твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:11-12). В данном случае для обозначения гордыни используется слово «δόξα». И это может современного человека смутить, поскольку «δόξα» используется в положительном смысле, однако в древнегреческом языке слово«δόξα» рассматривается и в смысле, как небольшая или пустая слава или «воображать себя лучше чем»[59].
Толковники и святые отцы соотносят эти слова пророка исключительно с диаволом. Так известный экзегет Ориген пишет: «То, что говорится во многих местах, и особенно у Исайи, о Навуходоносоре, тоже нельзя понимать в отношении к этому человеку; потому что Навуходоносор-человек не падал с неба, не был денницею и не восходил утром над землею»[60]. Причина падения диавола заключается в его свободном произволении уподобиться Богу. Видя свое исключительное положение среди прочих ангелов, могущество и сила, данная Деннице, стерла между ним и Богом все «границы»
Толкователь Священного Писания Ориген писал: «Это пророчество весьма ясно показывает, что с неба ниспал тот, кто прежде был денницею и восходил утром. Если же он был существом мрака, как думают некоторые, то как же тогда говорится, что он был денницею? Или каким образом мог восходить утром, не имея в себе ничего светоносного... Следовательно, дьявол был некогда светом... И только потом совершил измену и ниспал, и слава его обратилась в прах».[61] Следовательно, мотивация диавола, до его выпадения из духовного мира, должна была быть благостной, а после превратилась в свою противоположность.
Святой преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры» пишет следующее: «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла… Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу»[62]. Слова: «от блага ко злу» и указывают на то, что, имея сначала благостную мотивацию по любви приближаться к Богу, он, потеряв ощущение дистанции между Творцом и творением, впал в гордыню.
Диавол из-за гордости первым согрешил среди бестелесных разумных существ —ангелов, до появления человека. Он же первым согрешил и среди всех разумных существ, после появления человека, так как из-за зависти к блаженству человека способствовал его падению своими лживыми речами[63]. Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло (Быт. 3:5).
Поверив ложному обещанию у прародителей, как прежде у самого Денницы возникло гордостное решение, противное воле Божией, и в этом проявилось «явное отступление от Бога и враждебное восстание против Него»[64].
Так, гордость сделала первого ангела врагом Богу и низринула его с неба. Потому Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом, и предупреждает словами апостола: чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1Тим. 3:6).
О том, что гордости не было в первозданном мире, что она возникла, как показывает Священное Писание, в результате отвержения Бога падшими ангелами и человеком, повторившим этот грех и выбравшим жизнь вне Бога, и определяется одно из основных свойств гордости — отвержение Бога.
Описывая внешний вид такого человека, Священное Писание указывает физиолого-психические особенности. Описывая его глаза (очи, взор), Писание отмечает: очи надменные (Пс.17:28), глаза гордые (Притч 6:17), о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! (Прит.30:13), мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза (Прит.27:20), нет страха Божия пред глазами его (Пс.35:2), перемигиваются глазами при замышлении зла (Пс.34:19), прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство (Прит.16:30), глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери (Прит.30:17), глаза его подсматривают за бедным (Пс.9:21), закрывает глаза свои от нищего (Прит.28:27), ненасытимы и глаза человеческие (Прит.27:20).
Описывая уста, язык, и речь: уста, говорящие высокомерно (Дан.7:8), уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? (Пс. 11:4-5), уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем (Пс. 30:19), злобно разглашают клевету, говорят свысока (Пс. 72:8), слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят (Пс. 58:13), слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро (Пс. 35:4); речи надменные, дерзкие слова (1 Цар. 2:3), царь Давид писал «гордые скрыли силки для меня» «изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их» (Пс.139:4), они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие (Пс. 93:4), надменно говорят устами своими (Пс. 16:10), скрежещет на него зубами своими (Пс. 36:12).
Говоря о сердце, Священное Писание отмечает: надменность сердца (Притч 21:4), сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6:18), они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань (Пс. 139:3), огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6:10, Матф. 13:15, Деян. 28:27), и гордость Израиля унижена в глазах их и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его (Ос. 7:10); говорят от сердца притворного (Пс. 11:3), оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам (Пс. 80:13), ходили каждый по мыслям злого сердца своего, служа иным богам, совершая злые дела пред очами Господа Бога нашего (Вар. 1:22).
Священное Писание также достаточно подробно описывает портрет гордого человека. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. (Прит.6:12-14). Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. Выкатились от тука очи их, и бродят помыслы в сердце их! (Пс. 73:6-7).
Священное Писание указывает характерные особенности проявления гордости в отношении с ближними, выражающееся в презрении. Когда Саула избрали на царство, Священное Писание отмечает презрение, с которым отнеслись некоторые люди к этому выбору: А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того (1 Цар. 10:27).
Гордые радуются преткновениям других: А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими (Пс. 34:15, 16).
Царь Давид говорит о превозношении нечестивых, что в сердце у них: Хорошо! [хорошо!] по душе нашей! … мы поглотили его (Пс.34:25). Враги мои говорят обо мне злое: когда он умрет и погибнет имя его? И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует. Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. (Пс. 40:6-11).
Гордость проявляется в ссорах, распрях и раздорах. От высокомерия происходит раздор (Притч. 13:10); Надменный разжигает ссору, (Притч. 28:25), коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры (Притч. 6:14), ссора надменных — кровопролитие, и брань их несносна для слуха (Сир. 27:15) и др.
Признаком гордости является и упрямство, упорство. И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим (Пс. 77:8).
Проявлением гордости является надменность. И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы (Мал. 3:15). Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи (Пс. 39:5) Также и преследование других людей — одно из ее проявлений. По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют (Пс. 9:23); да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня (Пс. 35:12), Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его (Пс. 36:32).
Таким образом, на основании отмеченных Священным Писанием качеств и отличительных особенностей гордости, можно заключить, что гордость — это греховная страсть, не присущая человеческой природе по естеству, возникшая под влиянием диавола, через грехопадение и соблазны мира, проявляющаяся в пренебрежении, забвении и потере страха Божия, удалении от Него, выражающаяся во все большем превозношении себя над другими, обусловленная неимоверной ненасытностью, которая не остается без наказания от Бога. В Священном Писании страсть гордости рассматривается, как отрицательное качество в человеке, влекущее его к погибели.
монах Кирилл (Попов)
Ключевые слова: гордость, Священное Писание, превозношение, надменность, высокомерие, напыщенность, кичливость, нечестие, зло.
[1] Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1266. («Наглость, дерзость» — слав. «с досаждением»).
Перевод греческих слов здесь и далее дается согласно: 1) Симфонии словарных форм, размещенных на сайте, где представлены тексты Септуагинты и Новый Завет с подстрочным переводом (Электронный ресурс) // URL: http://manuscript-bible.ru/index.htm (дата обращения: 01.03.2016); 2) Греческо-русскому словарю А. Д. Вейсмана.
[2]Там же.
[3]Там же. С. 1280. («Высокомерие»).
[4]Там же. С. 1266. («Высокомерие, наглость, дерзость» — слав. «укоризна»).
[5]Там же. (греч. ὕβριν «надменность, наглость, дерзость», ἀνόμων «беззаконный, противозаконный; нечестивый, преступный» — слав. «укоризну беззаконных»).
[6]Там же. («Надменность, наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» — слав. «досаждение»).
[7]Там же. («Надменность, наглость, дерзость» — слав. «гордыня»).
[8]Там же. С. 1328. («Высокомерное презрение к кому-л, гордость» — слав. «величание»).
[9]Там же. С. 48. («Бахвальство, хвастливость» — слав. «гордынех»).
[10]Там же. С. 696. («Хвастаться, похвальба, гордость» — слав. «хвалитеся»).
[11]Там же. («Хвастовство, похвальба» — слав. «хвала»).
[12]Там же. С. 1314. («Самолюбивый»).
[13]Там же. С. 1264. («досл. Окутывать дымом, перен. наполнять чванством; помрачать, сводить с ума»).
[14]Там же. С. 1266. («Надменность, наглость, дерзость» — слав. «гордыня»).
[15]Там же. («Надменность, наглость, дерзость» — слав. «гордыня»).
[16]Там же.
[17]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «кичение»).
[18]Там же. С. 1304. («Превозношение (себя), высокомерие» — слав. «возношение»).
[19]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыня»).
[20]Там же. С. 48. («Бахвальство, гордость, заносчивость»).
[21]Там же. С. 1266. («Глаз наглый» - слав. око досадителя).
[22]Там же. С. 1280. («Высокомерный, надменный, презрительный» — слав. «гордым».)
[23]Там же. С. 1304. («Превозношение (себя), высокомерие» — слав. «возношение»).
[24]Синодальный перевод ориентируется на древнееврейский текст стиха псалма, где употреблено слово со значением «вышина, высота, рост»; перен. «величие, слава; надменность высокомерие, гордость» (см.: URL: http://manuscript-bible.ru/S/S/h13.htm#1363). В то время как церковнославянский перевод тождественен тексту Септуагинты: παρώξυνεν τὸν κύριον — «раздражи Господа».
[25]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1280. («Высокомерный, надменный, презрительный»).
[26]Там же. С. 37. (Букв. с греч. «нечистый; испорчен и порочен»).
[27]Там же. С. 1302. («Гордый, букв. высоко + сердце» — слав. «высокосердный»).
[28]Примечательно, что в следующих стихах упоминается: Начало доброго пути— делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы… (Притч. 16:6).
[29] Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыня»).
[30]Там же. С. 1266. («Наглость, дерзость» — слав. «досаждения»).
[31] Феофан Затворник, свт. Толкование на 118 псалом. — М.: Правило веры, 2008. — С. 110.
[32]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1304. («Высота, вышина; высокое положение, вознесенность» — слав. «высота»).
[33]Там же. С. 1280. («Разнузданный, наглый, дерзкий; дерзостный по отношению к кому-л.» — слав. «досадителя»).
[34]Там же. С. 1266. («Высокомерный, надменный, презрительный; роскошный, пышный» — слав. «горделивого»).
[35]Там же. С. 1280. («Высокий, возвышенный; высокомерный, надменный» — слав. «высокого»).
[36]Там же. («Наглость, дерзость» ἀνόμων «беззаконный, противозаконный; нечестивый, преступный» — слав. «укоризну беззаконных»).
[37]Там же. С. 1266. («Наглость, дерзость» — слав. «укоризна гордых»).
[38]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыни»).
[39]Там же. С. 1266. (Греч. τοὺς ὕβρει «наглость, дерзость» καὶ ἀγερωχίᾳ «гордость, надменность» — слав. «с укоризною и гордостию»).
[40]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордость»).
[41]Там же. С. 1266. («Наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» — слав. «с досаждением»).
[42]Там же. С. 1280. («Возгордиться, надмеваться» — слав. «гордитися»).
[43]Там же. С. 1304. («Возносить, возвышать; превозноситься, кичиться (свой) красой» — слав. «вознесеся»).
[44]Там же. С. 1266. («Наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» — слав. «досаждения»).
[45]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыня»).
[46] Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям. — М.: Синтагма, 2000. — С. 569.
[47]Игнатий Брянчанинов, свят. Аскетические опыты. Том Ι. — М.: Сибирская Благозвонница, 2012. — С. 97.
[48] Исихий Иерусалимский, преп. Сочинения. — М.: Директ-Медиа, 2014. — С. 19.
[49]«Сколь прочна гордыня, чей создатель — дьявол, которого пророк изображает говорящим: Вознесу престол мой над облаками и буду подобен Всевышнему». (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Ветхий Завет. Том X: Книга пророка Исайи 1-39 / Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Стивэна А. Маккиниэна / Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. — Тверь: Герменевтика, 2011. — С. 128).
[50]«И потому Творец вселенной и врач Бог, зная, что гордость есть причина и начало болезней, захотел уврачевать противное противным, так чтобы то, что распалось от гордости, было восстановлено смирением. Ибо гордый диавол говорит: взойду на небо (Ис. 14, 13); а смиренный говорит: смирилась до земли душа моя (Пс. 43, 26)». (Иоанн Кассиан, преп. О духе гордости // Его же. Писания. — Сергиев Посад, 1993. — С.147. (О постановлениях киновитян. Кн. 12).
[51]«Некоторым это кажется сказанным относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10:18). Не отвергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого выражения, тем не менее, примем это толкование, так как оно теперь полезно». (Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 6. Кн. 1. — СПб.: Издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1900. — С. 141.)
[52] Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 6. Кн. 1. — СПб.: Издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1900. — С. 141-142.
[53]«Ибо Люцифер говорил в сердце своем: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Ветхий Завет. Том X: Книга пророка Исайи 1-39 / Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Стивэна А. Маккиниэна / Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. — Тверь: Герменевтика, 2011. — С. 127).
[54]«А что касается написанного у Исайи: Как упал с неба денница, сын зари, — и прочих слов, которые под образом вавилонского царя сказаны об этом лице или к этому лицу, то они, несомненно, должны пониматься как относящиеся к дьяволу на основании самого контекста этой речи…». (Там же. С. 127).
[55] «И дьявол посчитал себя великим, когда изрек: Поставлю престол свой на севере и буду подобен Всевышнему. Гордые и сегодня считают себя значительнее других. Но никто не может быть назван действительно великим, кроме одного Бога». (Там же. С. 129).
[56] «Царь Вавилонский возрыдал заутра, в тот день, который воссиял по совершении семидесяти лет, и в который Евреи получили избавление, а царство Вавилонское рушилось». (Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 5. — М.: Отчий дом, 1995. — С. 350).
[57] «Пророк, со своей стороны, подтверждает удивительный для всех факт погибели царя вавилонского». (Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т. 6. — 1909. — С. 312).
[58]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь, 1899. — С. 340 («Слава, сияние» — слав. «слава»).
[59]Там же. С. 340-341.
[60]Творения Оригена, учителя Александрийского. О Началах. — Казань: Типография Императорского Университета, 1899. — С. 357.
[61]Творения Оригена, учителя Александрийского. О Началах. — Казань: Типография Императорского Университета, 1899. — С. 357.
[62] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. — С. 55.
[63] Добросельский П. В. О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. — М.: Благовест, 2008. — С. 45.
[64]Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М.: Правило веры, 1996. — С.105.
Источник: Sdamp.ru