Найти тему
Подмосквичка N

Как Инна Чурикова «хулиганила» в Букингемском дворце🤣, пока художник по костюмам Виктория Севрюкова фотографировала платье Королевы

Оглавление

Великая и неподражаемая актриса Инна Чурикова умело применяла свой талант и в обычной жизни, а не только на сцене или экране. Но делала это во имя Искусства!

Чтобы создать этот образ, пришлось нимало потрудиться не только художнику по костюмам Виктории Севрюковой и ее мастерицам, но и самой великой актрисе Инне Чуриковой
Чтобы создать этот образ, пришлось нимало потрудиться не только художнику по костюмам Виктории Севрюковой и ее мастерицам, но и самой великой актрисе Инне Чуриковой

Об одном интересном эпизоде из жизни Инны Михайловны, которую мы потеряли в январе этого года (и эта потеря просто невосполнима!😢), поведала удивительная женщина, которая, можно сказать, подарила Чуриковой последние 5 лет активной творческой жизни. Фактически продлив ее!

Неделю тому назад, 15 октября, уникальный столичный Театральный салон «Сцена 23» Вероники Вяткиной

Сцена 23

пригласил на одну из своих творческих встреч самого востребованного художника по костюмам Москвы - Викторию Севрюкову. Встреча состоялась в «Школе современной пьесы», театре, с которого в 1989 году и началась блистательная карьера подлинного мастера костюма на сценических площадках столицы. Встреча протекала в прекрасном камерном Белом зале.

Художник рассказала о наиболее интересных своих работах, которые, со слов Виктории, появились во многом вопреки, а не благодаря неким обстоятельствам «непреодолимой» силы. Будь то отсутствие материалов или финансов.

Просто запоминаются самые сложные проекты, в которых художнику приходится преодолевать немыслимые препятствия. Но в итоге рождаются шедевры - подлинные бриллианты сценического искусства!

Севрюковой есть что вспомнить и чем поделиться с любой аудиторией! За ее плечами сотни постановок в лучших театрах Москвы: в том числе в Большом театре России, во МХАТе имени Горького, Пушкинском театре, Вахтанговском, в театре Наций, театре Терезы Дуровой и других.

15 октября в камерном зале «Школы современной пьесы» на Трубной собрались самые преданные поклонники мэтра театрального костюма.

Встреча называлась «Костюм как искусство». Но сама мастер не без юмора окрестила свою лекцию «попроще»😂 - «откровениями закулисной моли».

Виктория Севрюкова тепло поблагодарила публику за прием
Виктория Севрюкова тепло поблагодарила публику за прием

Как известно, моль - главный враг сценических костюмов) С ней борются всевозможными способами. Отсюда - и специфические запахи, «стоящие» в костюмерных и иногда доносящиеся со сцены в зрительный зал))

Ну и - это иносказание в собственном «наименовании» мастера. Кстати подумалось, что именно так «Откровения закулисной моли» - могла бы называться и автобиографическая книжка художника.

Но, увы, у нее пока нет ни времени, ни сил, ни возможности сесть за компьютер и начать писать. Потому что у Виктории слишком много работы! Сейчас, к слову, в Большом театре России готовится 500-я по счету постановка, которую художник осуществляет в своей творческой жизни. Юбилей, однако) 🥰

  • Если в каждом спектакле я одела примерно 50 актеров (Где-то больше, где-то меньше. - прим. Автора), то вешала с костюмами, пошитыми для всех постановок, разместились бы в огромном длинном помещении! - прикинула сама мастер.

«Закулисная моль» Севрюкова - совершенная перфекционистка, которая, если берется за работу, то отдает ей себя сполна, глубоко погружаясь в историческую атмосферу, находя неожиданные реминисценции и отсылки и мысля при этом абсолютно свободно и креативно! Ну и, кроме того, она смело играет с цветом, красками, материалами, вводя в «костюмное повествование», в образы героев необычные мотивы, подавая тем самым идеи в том числе и для художников-постановщиков. (Обещаю непременно рассказать обо всем об этом в следующем своем посте).

А уж про то, какие ткани и аксессуары используются Викторией Севрюковой для создания тех или иных образов, в столичной театральной среде уже давно легенды сложены!

Она не «стесняется» одевать своих персонажей в крафтовую бумагу, портьеры, полиэтилен, валянье, оберточную бумагу, мешковину, металл, наполненные гелием воздушные шарики и многое-многое другое, умело обыгрывая свои задумки точнейшей ручной вышивкой и невероятным сочетанием составляющих костюм деталей.

Мастеру не важно, что зритель может и не «разглядеть» всех тонкостей работы, главное - что знает она и что позволяет сделать костюм настоящим, подлинным, преумножая зрелищность и волшебство постановки, превращая ее в акт Искусства!

  • Когда б вы знали, из какого сора! - заметила художник в начале встречи, напомнив тем самым известное стихотворение Анны Ахматовой, у которой, как известно, из «сора» рождаются стихи!

«Аудиенция»

Сегодня мне хочется рассказать о спектакле «Аудиенция» с Инной Чуриковой в главной роли - Английской королевы Елизаветы II, которая в этом году почила в бозе…

Я благодарна судьбе. Мне удалось увидеть великую актрису в этой роли. Пьеса английского драматурга Питера Моргана, третья по счету франшиза, специально адаптированная для России (в тексте для постановки в нашей стране появилось большое количество упоминаний о лидерах и событиях разного времени в СССР), шла на сцене Вахтанговского театра. Здесь бережно сохранили сценические костюмы, в которых Чурикова выходила на прославленные подмостки. Сегодня ее коронационное платье (копия, конечно же, но очень близкая к оригиналу) выставлено в витрине, которая помещена в историческом театральном буфете театра Вахтангова.

Вернусь к теме моего поста. Надо сказать, что Виктория Севрюкова сделала все, чтобы спектакль, специально поставленный для Примы «Ленкома» - народной артистки России Инны Чуриковой - ее мужем режиссером Глебом Панфиловым, стал одним из наиболее ярких событий театрального мира столицы на протяжении последних лет. Ее костюмы - невероятно шикарны, а главное - подлинны! Ну, может, за исключением драгоценностей, вместо которых использовались точные искусственные реплики.

Просто потому, что натуральные «золото-бриллианты» - очень тяжелые.

А Инна Михайловна, когда в 2018 году только начиналась работа над «Аудиенцией», уже была сильно травмированной. (У нее были тяжелые переломы рук и ног).

Настоящая корона, которая была на голове Королевы в день ее восхождения на Британский престол, весит 6,5 килограмма. Но Чурикова просто не смогла бы нести на себе такую тяжесть! За счет использования искусственных «каменьев» вес головного убора удалось уменьшить до 4,5 кг.

Инна Чурикова царственно несла на себе почти настоящую «шапку Мономаха», каждый камень которой и каждая деталь были точной копией подлинников
Инна Чурикова царственно несла на себе почти настоящую «шапку Мономаха», каждый камень которой и каждая деталь были точной копией подлинников

Шлейф подлинного коронационного платья Елизаветы II «тянется» на 6 метров. Но в сценическом костюме для постановки метраж сократили на треть: тем самым существенно облегчив нагрузку на актрису.

Вообще, из-за многочисленных травм Инна Михайловна могла и не сыграть в этой постановке. Но когда она узнала, что ей предстоит стать английской Королевой, а костюмы для нее сошьет Виктория Севрюкова, отличающаяся тщательнейшим подходом к материалу, тотчас же согласилась!

  • Этот спектакль продлил жизнь Инны Михайловны на целых пять лет - так говорили многие, - сказала Виктория Севрюкова на встрече.

И это так и есть!

Господь тому свидетель!

Инна Чурикова была великолепна в образе английской Королевы. Причем, в разном «возрасте».

Вот, по пьесе, перед зрителями престарелая леди с «горбиком», а в следующей сцене - это 26-летняя девушка, вступающая на престол!

  • Во время спектакля Инне Михайловне приходилось быстро переодеваться прямо на сцене, - не представляю, как она это делала при многочисленных травмах! - восхищается Виктория.

«Отвлекающий маневр»

Поскольку «Аудиенция» была франшизой, Виктория Севрюкова решила обратиться за помощью к фирме-франчайзеру. Россиянка полагала: в таком случае они должны предоставить для постановки пьесы в РФ если уж не сами костюмы, то хотя бы их копии. Ну - или раскрыть некие профессиональные секреты пошива и вышивки.

Ведь настоящие платья Королевы - это сложнейшая фактура! Так, по подолу коронационного наряда Елизаветы II размещены гербы всех стран Британского Содружества. И это ручная вышивка!

Кстати, Виктория Севрюкова рассказала, что из-за этих-то вышивок чуть международный скандал не разразился. Их было доверено выполнить индийским мастерицам. И почему-то они выполнили канадский кленовый лист гораздо больше, чем прочие гербы. Другие страны тотчас же «поднялись»: почему так? И на каком основании вообще вышивку доверили индусам?!

Раздрай удалось погасить, когда британский престол вернул недоделанное платье в Лондон. И довершали работу уже английские золотошвейки.

Короче, Севрюкова полагала, что обязана в точности воспроизвести на сцене подлинный наряд Королевы. Но брать в аренду копию, пошитую в одном из лондонских ателье не очень, надо сказать, хорошо (чуть не из марли 😢), она наотрез отказалась. А фотографии платья франчайзеры москвичам предоставлять не захотели. Мол, «секрет фирмы».

Но, как говорится, в чем нельзя отказать нашим соотечественникам, тау это в смекалке!😹 Выход нашелся!

Как раз в то время, когда художник и актриса находились в столице Великобритании, там проходила выставка нарядов Английской Королевы. И Севрюкова вместе с Чуриковой отправилась на нее, чтобы заснять на камеру то самое коронационное платье.

Да вот беда. Съемка на выставке категорически запрещалась! Но!

Когда такие запреты русских останавливали?🤣

Костюмы Виктории Севрюковой - 100-процентное попадание в образы героев и тончайшее следование традициям
Костюмы Виктории Севрюковой - 100-процентное попадание в образы героев и тончайшее следование традициям

Виктория попросила Инну Михайловну «отвлечь» охрану, чтобы художник могла сделать не один десяток снимков той самой уникальной вышивки.

  • Как? - спросила у нее Чурикова.
  • Ну, вы же актриса, Инна Михайловна, придумайте что-нибудь! - улыбнулась Севрюкова.

И Чурикова придумала!🥰 Она подошла к охранникам, представилась. Мол, я русская актриса, и мне требуется ваша помощь. Интеллигентные «гварды» действительно «отвлеклись» на необычную посетительницу. А та на смеси русского и английского что-то пыталась выяснить у них. При этом хватала их за лацканы, активно жестикулировала.

Вскоре к ней подтянулись еще несколько смотрителей, которые пытались понять, чего нужно «этой русской»)) Но едва они расходились, Инна Михайловна с новой силой принималась говорить с ними и хватать их за рукава: «Ну как же, скажите мне…!». И те останавливались.

Все это время Чурикова держала в поле зрения Севрюкову, которая снимала на свой фотоаппарат мельчайшие детали коронационного платья. При этом другие законопослушные посетители выставки постоянно шикали на русскую, которая игнорировала все запреты.

Но ей же было нужно сфотографировать каждый квадратный сантиметр наряда, чтобы затем воспроизвести всю эту красоту в сценическом костюме, по максимуму приблизив его к оригиналу!

«Представление» продолжалось до тех пор, пока Виктория не сняла все, что ей было нужно. Она подала знак Чуриковой. И обе спокойно удалились. Как будто ничего и не было)😉

Позже, вспоминая весь этот «спектакль», они от души смеялись над тем, как провели англичан!

«Блистательная»

Когда режиссер приступает к постановке, он обычно делится с художником по костюмам своим видением того, как должны выглядеть герои. Что касается образа главной героини, то Глеб Панфилов видел ее блистательной: даже искусственные камни должны были выглядеть в нарядах Королевы как настоящие!

С этой задачей справиться удалось.

А вот как быть со знаменитыми брошками Елизаветы?

Как известно, у английской Королевы была огромная коллекция брошек. И каждая - со своим значением и «сигналами» окружающим.

Брошки «говорили» о многом: о настроении, об отношении, о конкретных шагах, которые кому-то из верноподданных следовало предпринять или, наоборот, не следовало делать ни в коем случае!

Королева обсуждает с премьер-министром Маргарет Тетчер «перестройку» и Михаила Горбачева
Королева обсуждает с премьер-министром Маргарет Тетчер «перестройку» и Михаила Горбачева

Художник долго искала аналоги украшений Королевы в разных антикварных или ювелирных магазинах Лондона. Увы, нигде не было того, что ей требовалось.

И тут Севрюковой улыбнулась удача. Чуть не в последний день пребывания их с Чуриковой в столице Великобритании.

Реплики брошек Королевы (и недорого!😆) обнаружились в сувенирной лавке Букингемского дворца! Художник скупила украшения по максимуму) На всякий пожарный…

Когда прошла премьера «Аудиенции», на которую приехали, как и положено, и чопорные франчайзеры, они многому удивлялись. Как это русскому художнику по костюмам удалось с такой дотошностью воссоздать уникальные костюмы и аксессуары?! Ведь ей ничего не давали!!!

Они даже подошли к Севрюковой и стали интересоваться: как сделано то да се? Интересно же! Даже спросили: не поделится ли она с ними?!

  • «Секрет фирмы», - помня о нежелании англичан помогать ей в работе, хитро, но на полном серьезе произнесла Виктория.

Утерла нос, что называется! 😼😸😽

Кстати, по словам Виктории Севрюковой, во многом благодаря Инне Михайловне автор пьесы добавил в нее несколько больше эпизодов из «советской действительности», чем у него было прописано изначально.

  • Инна Михайловна умела быть очень убедительной, - вспоминает художник. - В результате иногда создавалось впечатление, что английская Королева только и думала, что о нашей стране. Просыпалась с утра и тотчас интересовалась: «Ну, что там в Советском Союзе?».😉

Это, конечно, шутка. Но в юморе Виктории Севрюковой не откажешь!

P.S. Виктория Севрюкова, отметившая в этом году свое 60-летие, - уроженка Киева. Высшее образование она получила в Школе-студии МХАТ, которую окончила в 1983 году.
Заслуженный художник РФ. Обладатель награды «Золотая маска» в номинации «лучшая работа художника в драматическом спектакле» за спектакль «Рассказы Шукшина» (2010г.) и Премии «Хрустальная Турандот» (2017г.).
В данный момент работает как свободный художник.