Недавно прошел круглый стол по теме "Ценообразование в строительстве. Переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства» II Евразийского строительного конгресса в рамках III Международного строительного чемпионата (МСЧ-2023) на котором свои доклады представили, первые лица, ответственные за РИМ. Рассмотрим основные тезисы их выступлений.
📌Российский ресурсный метод
Директор Департамента ценообразования Минстроя РФ А. П. Вилков
Нормативно правовые аспекты, регламентирующие порядок перехода на ресурсный метод:
1) 191-ФЗ от 26.07.2017
Данный закон ввел понимание основных характеристик о переходе на ресурсный метод. Разработаны все методологические документы, которые на сегодняшний момент успешно введены в действие и включены в ФРСН;
Последние основное условие перехода - дата размещения в ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, для того субъекта для которого они публикуются.
С 2016 года началось реформа ценообразования, по замыслу которой ожидалось быстрое наполнение ФГИС ЦС ценами от поставщиков (в течение года) и дальнейший переход на ресурсный метод. Но наполняемость системы оказалась ниже предполагаемой и как переходный механизм был разработан и введен ресурсно-индексный метод. В принципе РИМ - это тот же самый ресурсный метод за исключением того, что те ресурсы, по которым производители сегодня не дают информации для размещения в ФГИС ЦС, они замещаются базой 2022 года (новая ФСНБ-2022 - уровень цен на 01.01.2022) и индексами к данной базе по группам однородных строительных ресурсов - ГОСР. Данные индексы ГОСР помогают привести стоимость сметных расчетов в ресурсный уровень цен.
2) ПП № 1452 от 23.12.2016
В данном Постановлении был прописан обязательный переход с 1 по 3 квартал 2023 года на РИМ всех субъектов РФ. В процессе этого перехода выяснилось, что есть отстающие регионы и на основании просьб от данных субъектов о переносе перехода на РИМ, настоящее Постановление скорректировано для таких регионов - до 1 квартала 2024 года.
ПП № 1452 так же регламентирует размер заработной платы. Данный уровень заработной платы в регионе устанавливается для определения цены объектов капитального строительства.
ПП №1452 устанавливает необходимость органам исполнительной власти направлять ежеквартально в гос.учреждение информацию на строительные ресурсы.
Пока еще сохраняется проблема, в том что, если для БИМ каким-то образом субъекты научились мониторить и предоставлять информацию, то для РИМ, по которому немного поменялся порядок обработки информации, пока еще сохраняется ряд сложностей для некоторых регионов. Но тем не менее на сегодняшний момент процесс идет и далее останавливаться не будет.
3) Приказ Минстроя РФ от 04.08.2020 № 421/пр
4) Статистика перехода на РИМ на сегодняшний момент
49 субъектов на РИМ:
☝БИМ на данный момент не отменен полностью! Те задания на проектирование, которые выданы в субъектах до даты вступления субъекта в РИМ, по прежнему действуют. Та документация, которая уже наработана, либо разрабатывается в процессе работы над проектом, она по БИМ продолжает поступать в экспертизу - запрета на ее изготовление нет.
☝Однако, если субъект РФ уже перешел на РИМ и в задании на проектировании не учтено, что необходим расчет по РИМ, то в экспертизе будет выдано такое замечание - пересчет с БИМ на РИМ.
5) Статистика по отстающим регионам
в 4 квартале 2023 - ожидается переход на РИМ 26 регионов
в 1 квартале 2024 - ожидается переход на РИМ 10 субъектов
Основная проблема перехода на РИМ - некачественный мониторинг строительных ресурсов, поступающий от таких регионов.
6) Анализ применения БИМ/РИМ
Надо быть готовыми к тому, что где "+" отклонения в будущем будут поступать вопросы от контрольно-проверяющих органов. Основной ответ на такие вопросы это достоверный мониторинг в субъектах, который должен подкреплять повышенную стоимость предоставлением данных с мест.
7) Из "свежего" НПА и что в разработке до конца 2023 года
В Методику по Приказу 421/пр ожидается ряд внесения изменений, где в одну из глав планируется внести порядок формирования технологий информационного моделирования.
8) Новые результаты работы с данными по инфляции в 2023
Заместитель начальника Управления ФАУ "Главгосэкспертиза России" Л. А. Дюкарев
Основные вехи реформы ценообразования:
Уточнился предмет проверки определения сметной стоимости:
Если первоначально документация прошла проверку по БИМ - на корректировку она предоставляется так же по БИМ:
Т.е. в "чистом виде" повторная экспертиза с пересчетом из БИМ в РИМ не может быть, кроме одного случая. Этот случай предусмотрен для повторной экспертизы до начала заключения контракта. Проводится она по п. 45 (13) ПП №145, допускается перевести смету из БИМ в РИМ на основании соответствующего решения заказчика, выраженного в задании на проектирование и смету можно пересчитать.
Модели расчета БИМ/РИМ
Разная структура состава сметной документации БИМ/РИМ:
Плюсы и минусы РИМ:
Сервис проверки смет РИМ (пилотная стадия):
ФГИС ЦС - информационная платформа с примерами по РИМ и не только
Статистика перехода на РИМ
Замечания к РИМ аналогичны по БИМ:
Заработная плата машинистов не входит в стоимость эксплуатации машин и механизмов на РИМ:
Состояние реформы по переходу на РИМ:
📌Белорусский ресурсный метод
Директор Республиканского научно-технический центра по ценообразованию в строительстве Г.А. Пурс (Республика Беларусь, г. Минск)
Переход на ресурсный метод состоялся в 2011 году за 4 месяца. В Республике Беларусь 4 региона, что в разы меньше чем в РФ, поэтому задача перехода на ресурсный метод была задана за такой более короткий срок.
С 1 января 2012 года на новое строительство стал применяться новый метод расчета смет.
Сейчас анализируется полученный многолетний опыт (11 лет) работы по ресурсному методу с заведением в "цифру".
Ресурсный метод - это правильная, точная и понятная цена как для заказчика, так и для подрядчика. Если обговорена точная контрактная цена - значит она должна быть выполнена. Если подрядчик управился за меньшие деньги, но при этом выполнил все договорные требования - значит это его экономия, если нет - его убыток.
3 основных составляющие системы ценообразования Республики Беларусь:
- нормативы расхода ресурсов (по аналогии с ГЭСН в РФ);
- база текущих цен;
- прогнозные индексы на период строительства (рассчитываются на 3 года) с раскладкой по 3-м составляющим (СМР, прочие, оборудование);
База с ценами по материалам (информационно-справочная система по материалам) заполнена в настоящее время на 70%. По состоянию на конец 2023 года планируется пополнить систему до 95%.
Мониторингом занимается 20 человек в центре по ценообразованию.
База текущих цен формируется ежемесячно. Выборка цен происходит практически по розничным (прайсовым) ценам, оптовые скидки не учитываются.
Самая главная задача которая стоит на первом месте - это обязательность пополнения базы текущих цен.
Для организации работы на государственном уровне на первом этапе было выпущено постановление, которое установило штраф для предприятий, которые не передали информацию о ценах на свою продукцию в информационную справочную систему при реализации своей продукции.
Далее данное положение установило порядок согласно которому региональный цент по ценообразованию обязан давать справку проектным организациям по ценам на некоторые материалы. Если ресурс включается в смету без данной справки на экспертизе такой расчет отклоняется.
Таким образом с помощью кодирования и с привлечением проектных институтов так же был внесен вклад в наполнение информационной базы.
На сегодняшний день идет пересмотр нормативов расхода ресурсов (аналог ГЭСН в РФ) для удаления "мертвых" цен.
На государственном уровне получен положительный эффект - экономия от применения реальных цен.
В базе нормативов расхода ресурсов на сегодня 46 000 и 600 типовых технологических карт. Главная задача: под каждый норматив - технологическая карта. Поэтому сейчас активно создается информационный фонд нормативов расхода ресурсов. Пересмотр базы происходит 1 раз в 5 лет.
Учет заработной платы в строительстве происходит по данным органов статистики.
Для разработки ресурсного метода в Республике Беларусь был изучен опыт Германии, который был положен в основу.
📌Казахстанский ресурсный метод
Директор центра нормирования в строительстве Астанинского филиала АО «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры» (АО «КазНИИСА») Арман Хасен Ақылбекұлы
Тема доклада:
Многие государства-члены ЕАЭС и СНГ использовали в первые 10 лет после 1991 года базу СНБ-84,91.
С 2009-2011 принято решение о переходе на ресурсный метод ценообразования в строительстве. К 2015 году новая база для этого была разработана и внедрена с 01.07.2015 года в Казахстане.
На актуальный период состояние системы ценообразования в строительстве в Республике Казахстан:
Отличительные особенности ценообразования в Республике Казахстан:
уход от ресурсного метода к детализации затрат
С 1 января 2023 года внедрен процессный метод калькулирования
Акцент сделан не на методе (базисный или ресурсный), а на правильности определения стоимости ресурсов - максимальное их приближение к рыночным ценам.
Зимнее удорожание убрано как категория затрат, вместо этого введены климатические коэффициенты к трудозатратам (заработной плате) в зависимости от климатических зон в стране.
Вопрос о сборе текущих цен решен следующим координальным образом: запрещено на нормативном уровне включать в проект и в сметы ресурсы отсутствующие в нормативной базе - прейскуранте (прайсы для учета в проекте запрещены). В итоге, все производители стараются попасть в нормативную базу со своими ресурсами и их ценами. Т.о. нормативная база за год увеличилась на 50% по объему. В формируемом прейскуранте присутствует шифр, который указывает в проекте проектировщик и ее использует при составлении смет сметчик - исключены споры по применению материалов - все по шифру прейскуранта.
Пересмотр текущих цен происходит 2 раза в год: на 1 января по итогам осеннего роста цен и на 1 июля по итогу весеннего роста цен. В строительстве номенклатура материалов огромная поэтому скачек цен на разные материалы происходят в разное время и ежемесячно или ежеквартально принято решение не менять так часто базу - это не целесообразно.