Требуется ли определение КХА и биотестирование для подтверждения отнесения отходов V класса опасности, включенных в ФККО, к конкретному классу опасности?
Отвечает юрист Центра Каменев Артём:
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом согласно п. 2 указанной статьи Федерального закона подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 данного Федерального закона, не требуется.
Следует отметить, что с 1 января 2021 г. вступил в силу Порядок подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1027) (далее – Порядок).
Согласно п. 1 указанного нормативного правового акта данный Порядок устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее территориальные органы Росприроднадзора) документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242) (далее - ФККО) к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 5 Порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1026) установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792.
На основании изложенного, Порядком установлены требования к рассмотрению территориальными органами Росприроднадзора документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в ФККО, к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.
Установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792.
Наряду с указанным необходимо отметить следующее.
Приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536 утверждены Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее - Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности).
В соответствии с п. 3 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.
При этом в соответствии с п. 4 указанного нормативного правового акта в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом.
При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.
Ввиду отсутствия порядка отнесения отходов V классов опасности к конкретному классу опасности, в целях минимизации административных и финансовых рисков хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно определить необходимый перечень документов, подтверждающих отнесение отходов V классов опасности к конкретному классу опасности.
При этом в качестве таких документов могут быть использованы:
- документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов;
- копии акта отбора проб отхода и копии актов исследования химического и (или) компонентного состава отхода - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;
- копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;
- документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду - при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев.
Отсутствие у хозяйствующего субъекта документов, подтверждающих отнесение отходов V классов опасности, включенных в ФККО к конкретному классу опасности, не является нарушением законодательства.