Найти тему
Лого-pro 🌿

Про тренера "Диму" и воспитателя "Катю".

В последнее время я все чаще встречаю детей, которые обращаются к взрослым людям (воспитателям, преподавателям тренерам) на "ты". Что вы думаете по этому поводу?

Фото взято тут: https://pin.it/30KQHXG
Фото взято тут: https://pin.it/30KQHXG

В нашей стране исторически сложилось так, что уважительное обращение к незнакомому или к более старшему человеку всегда обращаются на "вы". Как же так стало получаться, что все больше детей обращаются к взрослым на "ты"? 🤔

Я думаю, тут несколько причин, и возможно одна из них — заимствование у англоязычных стран обращение "ты".
Вторая причина , на мой взгляд, — это существенное ухудшение речевого развития детей.

Конечно, пока ребёнок маленький и только учится разговаривать ни о каком "вы" речи быть не может. Но как вы думаете, с какого возраста ребёнок, посещающий детский сад, например, должен обращаться к воспитателю на "вы"?

Я не стану вам давать точных рекомендаций, могу только поделиться своим собственными наблюдениями и личным опытом.

  • Если мы говорим о ребёнке, который развивается нормативно. У него хорошо развитая речь, мышление, и в свои 2-3 года он уже достаточно хорошо разговаривает, как и должно быть в таком возрасте. Считаю вполне нормально с 3 лет приучать ребёнка к обращению на " вы " и по имени-отчеству.
  • Если же ребёнок имеет сложности в развитии (речевые, интеллектуальные и прочие), ситуация немного изменяется. Могу рассказать, как делаю я в своей работе.

Когда мы с ребёнком занимаемся запуском речи, и он с трудом может произнести простые слова типа "зима/каша/луна"... то, конечно, достаточно обращение "тётя Юля". (Обычно звучит это как "Люля". Такая милота. 😌😌). Многие так и делают: кто-то говорит просто "Юля", кто-то "тётя Юля", и пока он в таком возрасте и речевом состоянии — это допустимо.

По мере улучшения речевых навыков ребёнок уже может говорить короткие предложения. С этого момента я постепенно приучаю ребёнка к тому, что взрослых посторонних людей нужно называть на " вы " и по имени-отчеству. Объясняю ему, что некоторые взрослые (его родители, бабушки и члены его семьи) к этому не относятся. Но к остальным: преподавателям, учителям, тренерам, окружающим людям в поликлинике, в магазине и так далее —обращаться нужно на "вы".

Конечно, это требует некоторого времени. Не сразу, это не не одна неделя, может быть, даже это несколько месяцев. Постепенно ребёнок привыкает к тому, что нужно обращаться по имени-отчеству и на "вы". Больше никаких трудностей не возникает .

Если родители имеют другую точку зрения, то это их право. Вне моего занятия они могут делать так, как считают нужным.

Сторонники обращения на " ты " часто приводят такой аргумент, что подобное обращение сглаживает, уменьшает дистанцию между ребёнком и преподавателем, делает её более дружеской. Я не думаю, что это полезно для ребёнка.

🔹Во-первых, дружеское обращение и тёплое отношение к ребёнку формируется не только словами, но и всем своим отношением к нему. И дети, конечно, это чувствуют.

Профессионал всегда сумеет создать тёплую атмосферу на занятии, не пренебрегая при этом структурой и задачами работы.

🔹С другой стороны, преподаватель, тренер, воспитатель не могут быть наравне с ребёнком, как его друг, ровесник. Некоторая дистанция всегда должна оставаться. Взрослый для ребёнка все равно остаётся немножко выше, чуть-чуть важнее, главнее, и ребёнок его слушается.

Именно таким образом у детей происходит формирование нужных им жизненных и учебных навыков. Поэтому я не вижу необходимости сглаживать эту дистанцию при умении взрослого человека общаться с ребёнком дружелюбно.

А ваши дети как обращаются к посторонним взрослым ?