Найти тему
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 108. Иллюзия выбора

И вот мы с Аней пришли на собрание. Людей в кабинете русского языка было много: все школьники сидели с родителями. Вела собрание сама завуч Раиса Ивановна, поскольку классного руководителя они ещё не нашли. Помогала ей в этом учительница математики Алла Викторовна.

Аня была права: первое, с чего начала Раиса Ивановна, это профили. Она сказала, что теперь десятых классов без профиля не бывает. Каждый ученик должен выбрать себе профиль прямо сейчас! Кстати, как я потом узнала, это была ложь. Были десятые классы без профиля и назывались они "универсальные". И, поскольку наша школа была объектом не суверенным, а частью комплекса из трёх школ, то завуч должна была сообщить, что, если кому-то не подойдёт ни один из профилей, которые предлагает родная школа, тот может беспрепятственно перейти в другой корпус в тот профиль, который его устраивает. Вот, например, у нас в школе нет химико-биологического профиля, а ведь кто-то хочет быть врачом, например. А также у нас нет универсального профиля, то есть без какого-либо уклона. Но, конечно, Раиса Ивановна об этом не сказала. Она просто заявила, что без профиля с этого года учиться в десятом классе нельзя - и точка!

- В нашей школе мы предлагаем вам два профиля: гуманитарный и социально-экономический, - сказала Раиса Ивановна. - Я пущу по партам лист, чтобы ученики записали свои фамилии и профиль, который они выбрали.

Аня посмотрела на меня.

- А физико-математический? - спросила она. - Куда он делся?

Мы посмотрели по сторонам. Никто никак не реагировал на это, все спокойно заполняли свои строчки.

"Может, мы что-то не знаем? - подумала я. - Может, им уже объяснили, почему убрали физико-математический профиль, только до нас эта информация не дошла?"

Аня была в растерянности. Она рассчитывала на физико-математический профиль, а теперь даже не знала, куда записываться. Всё это ей не нравилось!

- Мама, слушай! - тихо сказала она. - Мы ещё в июне предварительно записывались на профили. Я видела, что выбирали ребята - там на столе лежала ведомость. Большинство мальчиков и несколько девочек записалось на физико-математический профиль. Почему убрали именно этот профиль?

- Может, три профиля на один класс - это слишком много? - предположила я. - Будет сложно поделить класс на три группы, сделать три вида программ. К тому же, в одной из групп может быть недобор.

- Если где-то будет недобор, то эту группу пусть и рассортируют, - ответила Аня. - Но на физмат записалось большинство! Это нечестно!

И тут я поняла, в чём дело! Они решили избавиться от Елены Николаевны! Это ведь она должна была возглавить физико-математическую группу. Вот оно что! Травля перекинулась на неё!

Тем временем лист для выбора профиля дошёл до нас.

- Мне всё это не нужно! - возмутилась Аня. - Смотри: подавляющее большинство пошло в социально-экономический профиль. Я бы тоже туда пошла, если другого варианта нет, но там будет Алла Викторовна! Я не хочу учиться у неё! Остаётся гуманитарный. Но это вообще мне не нужно! Ведёт его Раиса Ивановна.

- Да, к ней мало записалось, - сказала я. - Зато она будет вас ценить. И медали вам дадут - ведь это от неё зависит!

- Ну давай запишусь на гуманитарный на безрыбье, - ответила Аня. - А дальше посмотрим.

Да, такого мы не ожидали. Но почему люди безвольно записываются в профили, которые им не нужны? Почему никто не вспоминает о Елене Николаевне? Разве такое может быть? Они ведь её любили, уважали! Восхищались ей! Подарки ей дарили! По идее, это мы должны были состоять в конфликте с Еленой Николаевной, а они нет!

Это напоминало ситуацию тридцатых годов прошлого столетия. Дедушка мне об этом рассказывал. Был у них в школе учитель, очень хороший. Все его уважали. А потом он неожиданно исчез. И никто не спрашивал, где он. И никто его не вспоминал: был человек и нет, как будто его и не было. И даже на фотографии класса на его лице поставили большое белое пятно. Как будто случайно.

Жестокость, жестокость! Насчёт дедушкиного учителя я всё понимаю. Люди боялись за себя, поэтому и молчали. А сейчас что? Сейчас ведь нам ничего не угрожает. Чёрт возьми, вы ж её любили! Или только изображали, чтобы она хорошие оценки ставила?

Буквально через несколько минут жестокость проявила себя в лице хорошенькой мамы, сидевшей рядом со своей дочерью. Это была мама той самой Маши, которая участвовала в травле Ани. Маша изначально хотела пойти в социально-экономический профиль, ей это было интересно, и такая возможность у неё была. Но мама не разрешила и потребовала, чтобы Маша записалась в гуманитарный профиль. Почему? А вот просто так! Мама захотела - и точка! Она объяснила это тем, что Маша и так хорошо знает математику и географию, а вот литературу знает плохо, поэтому пусть помучается в гуманитарной группе! Человек, мол, должен быть разносторонне развитым. И все эти аргументы, может быть, имели место, но только не в десятом классе, где надо было уже выбирать профессию и готовиться к экзаменам для поступления в вуз.

Я смотрела на Раису Ивановну. А Раиса Ивановна волновалась и подсчитывала, сколько учеников записалось в её группу. Получалось очень мало. И какая бы властная ни была Раиса Ивановна, ей было обидно, что так мало учеников хочет добровольно идти в её профиль.

Продолжение: