Наступила осень, период печальных настроений, и одна из самых горячих тем сейчас: «Мне не нравится это всё, я хочу …». После слова «хочу» у каждого свое: «другую погоду», «другую работу», «другого отношения ко мне». Умение понимать и прислушиваться к своим желаниям – очень важный навык, не каждый человек умеет услышать свои желания, а уж те более добиться их осуществления, но давайте разберемся, какой способ вы выбираете для реализации своих «хотелок»?
Немного теории от Э. Берна
Согласно теории Э.Берна у каждого из нас существуют три состояния-ЭГО: Родитель, Взрослый, Ребенок. Традиционно наши «Хочу» формируются в состоянии «Ребенка», именно детская часть отвечает за желание, вдохновение и идеи, однако за реализацию желаний, а также перевод мечты в цель может отвечать и другая часть ЭГО.
Из любого состояния «Я хочу» у нас существуют три варианта пути:
Детский: ДАЙТЕ МНЕ!
Основной посыл детского подхода: я так хочу, и мне должны дать; я живу с претензией к миру и людям на предмет, каким этому миру и людям быть, как взаимодействовать со мной, как заботиться обо мне, как любить меня и как создавать для меня зону комфорта именно там, где я сейчас нахожусь.
Недостаток данного пути: необходимость поиска другого человека для реализации своих желаний.
Родительский: Я ДОЛЖЕН/ ДОЛЖНА!
Самым жестоким критиком для человека всегда является он сам, никто и никогда не бывает настолько безжалостен, как наш внутренний самообесценивающий голос. Все формы самокопаний, синдром самозванца, синдром отличника позволяют достигать желаний через жесточайшую критику к себе, однако вкус победы в 99% случаев такой человек не ощущает, ведь он всего лишь сделал то, что и ДОЛЖЕН БЫЛ УЖЕ ДАВНО СДЕЛАТЬ.
Недостаток данного пути: сложности проявления заботы о себе, дефицит способности насладиться достижением без самокритики.
Взрослый: Я МОГУ!
Конструктивный переход от мечты к цели, от желания к его реализации лежит через самостоятельное активное действие. Принципиальное отличие взрослой позиции в том, что в любой кризисной ситуации или на этапе возникновения желания взрослый человек исследует свои ресурсы и возможности, рационально оценивает свои силы, признает свои ограничения и выбирает подходящую стратегию поведения в зависимости от проведённого анализа.
Взрослый отличается от Ребенка тем, что обращаясь за помощью, он ничего не требует от других, а готов даже принять их отказ помогать, потому что не живет с претензией к Миру, а готов находить возможности договариваться. Взрослый отличает свою просьбу от совместного принятого решения: если просьбу услышали – это ещё не означает, что она будет выполнена, для выполнения просьбы нам необходимо договориться.
Взрослый отличается от Родителя тем, что готов отказаться от необходимости стать самым сильным или самым умным, готов делегировать и проявлять слабость, готов заботиться о себе и своем самочувствии, готов признавать ошибки и делать выводы на их основе без самоуничижения.
Недостаток данного пути: необходимость взять ответственность за свою жизнь на себя.
В зависимости от конкретной ситуации каждый из нас может выбирать один из трех путей: иногда хочется просто по-детски поныть, иногда необходимо стать самому себе поучающей мамой, чтобы заставить себя действовать, но самый взрослый путь – конструктивно оценить свои возможности и начать действовать по мере сил.
Если у Вас возникают сложности с переходом в позицию «Взрослого», мы можем обсудить их на онлайн-консультации, запись в ЛС или через сайт: https://butnina.tilda.ws/