Слова Господа нашего Иисуса Христа в оригинале звучат так:
«Вы слышали, что сказано древним: «око за око, и зуб за зуб».
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати а нему и другую». Мф. 5. 38-39.
Вообще-то есть очень важный толковательный принцип: никогда не угашать первоначальный и прямой смысл евангельских слов.
Если Христос сказал, что надо делать так, то и надо так делать.
И это нужно принимать за аксиому, которая, как известно, не требует доказательств, то есть, в нашем случае, дополнительных толкований.
Однако же, за прямым значением всегда могут скрываться и разного рода другие смысловые глубины, которые могут открываться осененным Святым Духом просвещенным умам.
Давайте и посмотрим, как такая глубина открылась в этих словах Христа одному из самых прославленных оптинских старцев – преподобному Амвросию.
Вот как он истолковал их:
«Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай – зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Так, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, - это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».
Что ж – действительно очень глубоко и проникновенно.
Во-первых, не стоит интересоваться, по утверждению св. Амвросия, почему и зачем тебя ударили.
Имеется в виду, не полное игнорирование повода, что было бы глупым и неуместным, а попытка соотнести причину со своей собственной виной.
Во-первых, ты никогда не будешь справедливым судьей, поскольку ты сторона заинтересованная. А во-вторых, этой вины действительно может и не быть совсем.
Но это не повод возмущаться и поднимать бучу. И тем более – попытаться отомстить.
Здесь и проявляется, то самое «неудобство», о котором упоминает св. Амвросий. Оно в том, что вины на самом деле может и не быть. Однако это еще не повод тебя не бить.
Как так – дальше проясняет богодухновенный старец.
Оказывается, нас всегда есть за что бить. Всегда – и это тоже одна из аксиом духовной жизни.
Поэтому нужно просто вспомнить свои «неправые дела».
Да, сейчас ты можешь быть невинен, но это не значит, что невинен вовсе.
Все «неудобство» ситуации заключается в том, что в духовной жизни неправый поступок и наказание за него далеко не всегда связаны непосредственно.
И это опять же по милости Божией. Если бы наказание следовало автоматически, то не было бы времени для собственной духовной работы и самоисправления.
Человеку дается время осознать свою неправоту. Бумеранг неправого поступка обязательно вернется, но не сразу.
Поэтому – бьют в правую щеку… Это – сигнал. Скоро этот бумеранг вернется.
Пока бьют – нужно запастись терпением и начать вспоминать свои неправые дела.
Это и есть, по словам св. Амвросия, - подставление «левой ланиты».
Что ж – если ты все выдержишь, то обязательно поймешь, за что тебя бьют.
Только опять же никакой непосредственной связи повода и действительной причины не будет.
Это еще одно «неудобство», с которым нужно смириться и тоже принять его за аксиому духовной жизни.
Впрочем, неудобство вполне благое и направленное на нашу духовную пользу.
У нас всегда найдется вина, если мы будем честны и внимательны.
Это всегда понимается задним числом, если нам удастся достойно пройти все этапы нашего избиения в «десную ланиту».
Задним числом понимать всегда неудобно и досадно. Но лучше так, чем никак и никогда.
Поэтому будем благодарны Богу за благое устроение нашего исправления, а св. Амвросию – за глубокое истолкование этого «неудобного» отрывка Святого Писания.