Этот атмосферный уличный вид на Пантеон – ярчайший пример того, чем Эжен Атже (годы жизни 1857-1927) прославился прежде всего – фотографиями культовой французской архитектуры. Мощёная кирпичная дорога ведёт нас к церкви, украшенной куполом с колоннадой, построенной в неоклассическом архитектурном стиле. Точка зрения фотографа весьма оригинальна и сильно новаторская. Он выбрал косую перспективу, а не простой вид спереди. Более того, Атже переэкспонировал плёнку, дабы сильнее выделить Пантеон, окутанный туманом.
Сонная обстановка раннего утра лишена каких-либо прохожих, и именно из-за этого изображение становится больше похоже на исследование настроения и присутствия в городе архитектуры. Для начала Атже делал фотографии в середине дня, чтобы лучше запечатлеть яркий естественный свет, но позже он стал делать снимки ранним утром, таким образом добиваясь чуть более мягкого, туманного света. Приглушённость фотографии хорошо контрастирует с богатейшей историей и первостепенной важностью самого сооружения.
Первоначально здание представляло собой крестообразную церковь – тоже шедевр эпохи барокко, которая была посвящена святой Парижа – столицы Франции – Женевьеве. Однако во время Французской революции церковь была перепрофилирована и использовалась в качестве мавзолея для самых важных революционных деятелей, таких как Вольтер (годы жизни 1694-1778), Жан-Жак Руссо (годы жизни 1712-1778) и Жан-Поль Марат (годы жизни 1743-1793). Тонкое представление такого важного сооружения – вот что делает его изображение ещё большим, чем банальное и простое отображение архитектуры на фотографии. А как по-другому? Ведь это загадочная дань французской истории.
- Фотохудожник – Эжен Атже
- Название – «Пантеон»
- Год создания – 1924
- Размеры – 17,8 х 22,6 сантиметра
- Материал – Желатинхлоридсеребряная печать на бумаге для распечатки
- Место нахождения – Музей Джей. Пола Гетти (Лос-Анджелес, штат Калифорния, США)