Найти тему

Рабочий лист для 8 класса в формате ОГЭ к Дню народного единства

Продолжаю публиковать подборку рабочих листов к Дню народного единства. Этот рабочий лист предназначен для 8 класса. Он содержит текст на гражданско-патриотическую тему и задания к нему в формате ОГЭ (с учётом уже изученных тем).

1. Прочитайте текст (некоторые буквы и знаки препинания пропущены).

(1) Минин и Пожарский являются великими героями второго народного ополчения, действовавшего в начале XVII века, в Смутное время. (2) В то время Российское государство начало стремительно распадаться, появилось множество самозванцев, к осени 1611 года польские войска заняли Москву, Смоленск, а шведские – Новгород и территорию Финского залива. (3) Вся западная часть России оказалась оккупированной.

(4) Русское духовенство решило не оставаться в стороне. (5) Патриарх Гермоген и его последователи в то время ходили по городам и деревням, рассказывая правдивые истории о плачевном положении государства. (6) Одна из грамот священнослужителя попала в руки земского новгородского старосты – Козьмы Минина (Сухорука).

(7) Будучи в высш...й степен...патр...отично настро...нным человеком Минин нач...л собирать средства на создание и об...спечение народного ополчения пр...зывая людей продавать всё что они имеют н...чего н... жалея для спасения родины.

(8) Командующим новоявленной боевой единицы был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, потомок Рюриков и верный подданный Романовых. (9) За лето 1612 года отважному военачальнику удалось усмирить бунты в Поволжье, а также собрать Земский собор, который стал управлять всей Московской землёй.

(10) Народное ополчение состояло примерно из (десять тысяч) людей, которые с божьей помощью изгнали поляков с территории страны. (11) 1 ноября 1612 года штурмом был взят Китай-город, а 4 ноября командование гарнизона подписало окончательную капитуляцию.

(12) Вклад Минина и Пожарского в освобождение страны неоценим.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появилось множество самозванцев (предложение2)

2) одна попала (предложение 6)

3) начал собирать средства (предложение 7)

4) Земский собор стал управлять (предложение 9)

5) которые изгнали (предложение 10)

Ответ: ___________________________.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено причастным оборотом.

2) Предложение 2 сложное.

3) В предложении 5 две грамматические основы.

4) Предложение 10 сложное, состоит из двух простых.

5) В предложении 12 простое глагольное сказуемое.

Ответ: ___________________________.

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. Деепричастный оборот выделяется запятыми.

Б. Однородные члены предложения, связанные без союзов, разделяются запятыми.

В. Между частями сложного предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Патриарх Гермоген и его последователи в то время ходили по городам и деревням, рассказывая правдивые истории о плачевном положении государства.

2) Минин и Пожарский являются героями второго народного ополчения, действующего в начале XVII века, в Смутное время.

3) 1 ноября 1612 года штурмом был взят Китай-город, а 4 ноября командование гарнизона подписало окончательную капитуляцию.

4) К осени 1611 года польские войска заняли Москву, Смоленск...

5) Командующим новоявленной боевой единицы был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, потомок Рюриков и верный подданный Романовых.

Ответ

А - _____________ , Б - _______________ , В - _______________

5. Расставьте знаки препинания в предложении 7. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Будучи в высш...й степен...(1) патр...отично настро...нным человеком (2) Минин нач...л собирать средства на создание (3) и об...спечение народного ополчения (4) пр...зывая людей (5) продавать всё (6) что они имеют (7) н...чего н... жалея (8) для спасения родины.

Ответ: ___________________________.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) ДЕЙСТВУЮЩЕГО – в суффиксе действительного причастия настоящего времени пишется буква Ю, так как причастие образовано от глагола Iспряжения.

2) ОПОЛЧЕНИЕ – в корне слова непроверяемая безударная гласная.

3) СОБИРАТЬ – правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -а-.

4) С ТЕРРИТОРИИ – в существительных 1 склонения в родительном падеже пишется окончание -и.

5) БОЖЬЕЙ – мягкий знак в слове пишется для смягчения согласного.

Ответ: ___________________________.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Будучи в высш...1й степен...2 патр...3отично настро...4нным человеком Минин нач...5л собирать средства на создание и об...6спечение народного ополчения пр...7зывая людей продавать всё что они имеют н...8чего н...9 жалея для спасения родины.

Ответ: ___________________________.

8. Раскройте скобки и запишите сочетание «десять тысяч» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Народное ополчение состояло примерно из (десять тысяч) людей, которые с божьей помощью изгнали поляков с территории страны.

Ответ: ___________________________.

9. Замените словосочетание «народного ополчения», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ответ: ___________________________.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В начале XVII века Российское государство начало стремительно распадаться.

2) К осени 1611 года польские войска заняли Москву, Смоленск, Новгород и территорию Финского залива.

3) Козьма Минин начал собирать средства на создание и обеспечение народного ополчения.

4) Командующим народного ополчения был избран Козьма Минин.

5) Народное ополчение под руководством Дмитрия Пожарского изгнало врага с территории страны.

Ответ: ___________________________.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

1) Минин и Пожарский являются великими героями второго народного ополчения, действующего в начале XVII века, в Смутное время.

2) Вся западная часть России оказалась оккупированной.

3) Патриарх Гермоген и его последователи в то время ходили по городам и деревням, рассказывая правдивые истории о плачевном положении государства.

4) За лето 1612 года отважному военачальнику удалось усмирить бунты в Поволжье, а также собрать Земский собор, который стал управлять всей Московской землёй.

5) Одна из грамот священнослужителя попала в руки земского новгородского старосты – Козьмы Минина (Сухорука).

Ответ: ___________________________.

12. В предложениях 10–12 найдите слово со значением «договор о прекращении вооружённой борьбы между противостоящими силами и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств». Запишите это слово.

Ответ: ___________________________.

Скачать рабочий лист с ответами вы можете здесь.

Другие материалы для подготовки к ОГЭ вы можете найти здесь.

Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.