Найти тему

В инженеры б я пошел, пусть меня научат…

Когда молодая советская Россия переходила с аграрных рельс на промышленные, ей нужны были специалисты десятков профессий, и прежде всего инженеры. Тогда повсеместно открывались школы фабрично-заводского ученичества, новые технические вузы с преобладанием целевого обучения, а поэты писали мотивирующие стихи для детей о выборе трудового пути.
Когда молодая советская Россия переходила с аграрных рельс на промышленные, ей нужны были специалисты десятков профессий, и прежде всего инженеры. Тогда повсеместно открывались школы фабрично-заводского ученичества, новые технические вузы с преобладанием целевого обучения, а поэты писали мотивирующие стихи для детей о выборе трудового пути.

Когда молодая советская Россия переходила с аграрных рельс на промышленные, ей нужны были специалисты десятков профессий, и прежде всего инженеры.

Сегодня страна вновь оказалась в ситуации дефицита технических кадров и отсутствием престижа инженерной профессии. И если жизнь, благодаря цифровым технологиям ускорилась в разы, то подготовка технических специалистов, как и столетие назад, требует не менее 4-7 лет.

Поэтому еще в 2015 году Москва запустила проект «Инженерный класс в московской школе», где на базе 10-11 классов стали открываться профильные классы. Данный проект помогает школьникам с техническими интересами более точно и осмысленно выбрать направление будущей профессии и получить дополнительные знания вне школы.

Но при чем тут ОЭЗ «Технополис Москва»?

Инженерные классы предоставляют ученикам практически все возможности для осознанного выбора – помимо углубленных предметов и курса технологии современного производства, есть практикум – все школы, участники проекта, располагают самым современным оборудованием – от 3D принтеров до станков с ЧПУ, работа с вузами в рамках индивидуальных проектов, обучение в колледже на специальность.

Но нет одного – знакомства с настоящим производством, понимания, как, кем и где в реальности работают инженеры, какие на самом деле технологические процессы они обеспечивают, и какова вся палитра технических специальностей.

Именно тема знакомства школьников с производством стала главной на встрече компаний ОЭЗ «Технополис Москва» с представителями Департамента образования и науки г. Москвы, которая прошла 3 октября.

О чем говорили:

🔸С 2023 года программа «Инженерный класс в московской школе» включает не менее 5 обязательных промышленных экскурсий для детей – три в 10-м и две в 11 классе.

🔸Цель – ребенок должен своими глазами увидеть производство, чтобы понять, тот ли карьерный путь он избрал, и уже осознанно поступать в технический вуз.

🔸Показать наглядно, что такое профессия инженер, и какой огромный спектр специальностей она включает. Как отмечают педагоги в школах, современные дети имеют очень слабое представление о технических специалистах, если дело не касается IT.

🔸Дать школьникам возможность пообщаться с настоящими мастерами производства, что говорится «от станка».

Когда молодая советская Россия переходила с аграрных рельс на промышленные, ей нужны были специалисты десятков профессий, и прежде всего инженеры.-2

Почему экскурсии «Инженерных классов» важны для компаний ОЭЗ «Технополис Москва»?

Перефразируя известную поговорку – если не хочешь растить своих специалистов, тогда будешь зависеть от чужих. Несмотря на производственную занятость, для высокотехнологичных компаний, которые зачастую испытывают кадровый дефицит, экскурсии школьников – это не нагрузка, а почетная миссия проводника в мир современного производства.

С одной стороны, эта история «в долгую», не каждый школьник решит связать свою жизнь с промышленностью, и тем более, с предприятием, у которого был в гостях, однако в компанию могут прийти те, кто вчера побывал на экскурсии или стажировки у коллег. Подготовка молодых инженеров сегодня идет на фотонных скоростях, технические классы выпускают одаренных и подготовленных ребят, для которых университет – это возможность углубить теорию и отточить свои скиллы на производственных практиках.

С другой стороны, общаясь с детьми, с их пытливым и живым умом, компании лучше осознают для кого они строят будущее и кто поведет их «корабль» завтра. Главное, как подчеркивают педагоги, у современных детей очень мало времени вне школы, и его тоже нужно ценить. Поэтому промышленные экскурсии должны быть по-настоящему интересные и вестись харизматичными людьми, возможно, ветеранами производства, которые вырастили не одно поколение молодых кадров, и знаю, как отвечать на их бесчисленные вопросы.

Что говорят компании, участвующие в проекте «Инженерные классы»?

Концерн «Гудвин»: «19 сентября мы принимали у себя делегацию ребят из инженерных классов. Они увидели полный цикл производства – от идеи до конечного продукта, а также как он работает на практике. Для нас это был невероятный опыт! Дети зарядили нас потрясающий энергией, и мы поняли, что будем поддерживать этот проект».

«Аддитивные технологии»: «В сентябре мы провели первую экскурсию и даже организовали открытый урок по 3D-технологиям. 18 октября с нетерпением ждем новую экскурсию!»