Найти в Дзене
IQ Media

Как искусственный интеллект написал сценарий для нового российского сериала

Оглавление
 
Кадр из сериала Сидоровы / film.ru
Кадр из сериала Сидоровы / film.ru

В России впервые снимают сериал по сценарию, написанному искусственным интеллектом (ИИ). Это увлекательный эксперимент — как для участников проекта, так и для их будущих зрителей. Объясняем, откуда появилась такая идея и как вообще стало возможно заменить человека-сценариста нейросетью.

В павильоне российской киностудии стоят декорации квартиры — кухня, спальня, гостиная, прихожая и балкон. В гостиной всё время включен телевизор, с балкона открывается вид на залитый солнцем город, а на кухне собирается большая семья: муж, жена, сын и бабушка с дедушкой. Это — семейка Сидоровых.

Сидоровы живут обычной жизнью, но вдруг понимают, что что-то идёт не так: они не покидают квартиры и слышат закадровый смех. Отец семейства вопрошает: кто я? Почему я здесь? Неожиданно он осознаёт, что является героем ситкома, и с этой минуты все его мысли только о том, как вырваться из сериала в реальный мир.

Неожиданный поворот сюжета придумал не человек, а искусственный интеллект, — нейросеть, которая с помощью людей написала сценарий ситкома для федерального телеканала.

«Нейросеть сама навела нас на парадоксальный поворот сюжета во время генерации очередного диалога или синопсиса», — вспоминает Роман Брызгалов, руководитель digital-направления телеканала СТС. С этого момента, говорит он, люди решили отталкиваться от этой идеи и направлять ИИ в нужную сторону.

«В этом проекте мы внедряли инновации не для решения технических задач, как это давно делают где-нибудь в машиностроении и медицине. Мы применили искусственный интеллект там, где он ещё мало используется, — в сфере кино и творчества», — рассказывает Виктория Литвинова, куратор проекта со стороны образовательной платформы Skillbox, разработавшей нейросеть. По её словам, это был настоящий эксперимент.

Нейросеть — ученица

Сценарий для ситкома «Сидоровы» написала нейросеть A.I. TV Script Generator, которую разработали студенты профессии Data Scientists Pro крупной российской образовательной платформы Skillbox Владимир Ларькин и Вадим Поволоцкий. На её создание у них было всего шесть месяцев, поэтому они позаимствовали разработки открытой модели от SberDevices, уже обученной закономерностям русского языка на материалах из сети, рассказывает Виктория Литвинова.

В процессе обучения искусственного интеллекта использовались сценарии других сериалов телеканала. Результат оказался неожиданным для всех. «Мы искренне верили, что это будет просто перифраз какого-нибудь сериала типа «Воронины», — рассказывает Роман. Но машина настолько по-своему воспринимает морфемы человеческого языка, что шутки и целые сцены получались уникальными, иногда даже абсурдными с человеческой точки зрения, говорит он.

Продукт, по мнению Романа, получился хорошим: он прост и понятен, как любой ситком, в нём всё шаблонно и множество клише наклеены друг на друга — семейство варит щи-борщи и обсуждает рыбалку. Однако при этом в ситкоме присутствуют уникальные ситуации и шутки, которые никогда не написал бы сценарист-человек: они слишком неожиданны и не подчиняются обычной логике.

Чтобы добиться такого результата, разработчикам пришлось немало потрудиться. Например, был придуман специальный интерфейс для работы сценариста с машиной. На нём высвечивается текстовое поле, где сценарист-человек может писать текст совместно с нейросетью: человек вводит основные параметры сцены, начинает диалог, а нейросеть его продолжает. Если человеку что-то не нравится или он хочет дополнить написанный искусственным интеллектом текст, он нажимает кнопку «стереть», даёт нейросети новые подсказки, направляет её «мысль» в другую сторону и перезаписывает диалог.

Нейросети «скормили» огромное количество сценариев предыдущих лет. Среди них — скрипты нашумевших сериалов «Восьмидесятые», «Родком», «Воронины», «Дылды». По словам Виктории, разработчики предварительно изучили тексты и выбрали похожие по синтаксическому строению.

Слова и цифры

Наконец нейросеть надо было познакомить с персонажами нового ситкома и прописать реплики, которые могут быть присущи тому или иному герою, рассказывает Виктория. Всё это тоже было включено в скрипт с определёнными параметрами, по которым нейросеть может «прочитать» текст.

В сценарии сериала «Сидоровы» нейросеть помимо слов и реплик людей генерирует ещё и эмоциональные отбивки: здесь актёр должен улыбнуться, здесь он загрустил, здесь повысил голос, рассказывает Виктория Литвинова. Тем не менее, продолжает она, в какой-то момент стало понятно, что текст всё равно суховат, в него надо добавить живости и эмоций. «Мы доделывали архитектуру: дорабатывали синтаксический алгоритм по репликам и взаимодействиям диалогов. А ещё загрузили в машину побольше сценариев. Ведь нейросеть как человек: ей тоже надо расширять кругозор», — рассказывает Виктория.

Кроме того, пришлось нестандартно выстраивать съёмочный процесс, вспоминает Роман Брызгалов. Каждая сцена репетировалась прямо на съёмочной площадке. Некоторые фразы, написанные нейросетью, актеры поначалу не хотели произносить: слишком неестественно те звучали. Однако режиссёр и сценарная группа неоднократно напоминали актерам, что все они — участники большого эксперимента, а значит, в написанном машиной сценарии ничего менять нельзя. В результате актёры, не изменив ни слова, обыгрывали любые странные фразы — с помощью мимики и движений придавали им смысл и только после съёмок, когда камера выключалась, шутили по поводу необычных реплик, которые пришлось произносить в кадре.

Надежды и сомнения

В мире кино и театра много скептиков, которые считают, что машина никогда не заменит человека в творческом процессе. Её можно обучить описывать чувства людей, но она никогда не научится сама чувствовать, говорит, например, актёр и режиссёр Игорь Савкин. Иными словами, машина, возможно, сможет описать любовь как уважение, стремление к пониманию, обожание, но она так и не поймёт самой сути любви. Понять и почувствовать смогут только живые люди — актёр и режиссёр. И только живые люди смогут донести свое понимание любви до зрителя.

Никто и не предполагает, что нейросеть смогла бы заменить сценариста, но она стала бы для него хорошим прикладным инструментом в решении повседневных задач, парирует Роман Брызгалов. По его мнению, новые технологии нужны отнюдь не для того, чтобы «рисовать странные новые миры». Их задача создавать хорошо продающийся, крепкий профессиональный продукт с простым и понятным сюжетом и, в конечном счёте, помогать съёмочной группе получить хороший результат.

C Брызгаловым частично согласен и президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский. По его мнению, при правильном программировании ИИ мог бы стать хорошим подспорьем для киноиндустрии: он мог бы делать большое количество подготовительной работы, помогать с разными исследованиями в области кино, структурированием киноисторий, разработкой календарно-постановочных планов. Но в творческой работе он человека не заменит, замечает Алешковский. Кино работает напрямую с эмоциями, которые вызываются не примитивными схемами, а воздействием изображения, света и тени, культурными кодами, контекстом, юмором, сочетанием действия, музыки и диалогов, то есть всем, что машине, с точки зрения Алешковского, пока не под силу.

Брызгалов, тем не менее, верит в положительный исход эксперимента с нейросетью-сценаристом. «Я надеюсь, что широкий зритель воспримет новый ситком как очередной сериал нашего канала. Если с помощью технологий мы добьёмся того же, что добивается обычная сценарная группа, я буду считать это большим успехом», — говорит он.

По материалам IQ.HSE