Любому ребенку для нормального полноценного развития необходимо удовлетворение его основных потребностей. Что это за потребности и какие последствия если они удовлетворяются не в должной мере разберемся ниже?
Кому-то может показаться, что удовлетворение потребностей – это безоговорочное и всеобъемлющее исполнение всех нужд и желаний ребенка. Это совсем не так. Речь идет вовсе не о создании идеальных парниковых условий.
Что бы ребенок вырос благополучным, его детство вовсе не должно быть идеальным оно должно быть «достаточно хорошим» по мнению психолога Винникота .
Любые крайности-это плохо. Если ключевые потребности ребенка удовлетворяются избыточно или недостаточно, то в любом случае, это негативным образом влияет на формирование его глубинных убеждений о себе самом, о мире, о окружающих и имеет далеко идущие последствия.
Ключевые (базовые) потребности:
1. Физиологические потребности (еда, сон, здоровье, потребности организма). Не всегда удовлетворяются в должной мере. Это и кормление по расписанию, а не по требованию, позже насильственное кормление или наказание едой, игнорирование недомоганий ребенка, недостаток физического контакта, грубое обращение, физическое насилие. Посыл, который получает ребенок – ты и твои желания не важны, ты обуза, лучше бы тебя не было. Как следствие – игнорирование своих потребностей и желаний, не любовь и не принятие своего тела, недовольство собой, проблемы в отношениях с едой, курение…, саморазгружающие действия
2. Потребность в безопасности. В опасной среде, без защиты не выживет ни один организм. Ребенку необходимо быть уверенным, что его согреют, накормят, защитят от любых опасностей, не бросят, не отвергнут. Ему нужна предсказуемость. («Будешь себя плохо вести, отдам в детдом», «Сейчас тебя милиционер/бабайка заберет», «Мне такая дочь не нужна»).
Если же о нем заботятся не регулярно, бьют, отвергают, игнорируют, если нет понятных и стабильных правил, то ребенок находясь в постоянном напряжении и в состоянии неопределённости, вырастает с убеждением, что доверять никому нельзя, мир опасен, а сам он особой ценности не представляет. И в последствии в его жизни появляются люди, которые могут подставить, предать, унизить морально и физически. Человек чувствует себя уязвимым. У него множество страхов и тревоги.
3. Потребность в любви и принятии. Любовь необходима ребенку как воздух, любовь без всяких условий, просто потому, что он есть и такой какой есть со своими особенностями. Как часто родители этим манипулируют. Хорошо себя ведешь – хороший мальчик/девочка, плохо ведешь – не буду тебя любить.
Получается любовь надо чем-то заслуживать и даже покупать. Убрала в комнате – молодец, получила пятерку – возьми конфету и т.д. Как следствие – ощущение изоляции от мира, одиночество, даже в кругу близких, ощущение, что по -настоящему о вас никто не заботится или вы не вписываетесь в общество в коллектив, что надо стараться заслужить любовь, уважение, признание, состояние долженствования. Это значит – не быть собой, а постоянно играть какую-то роль, чтобы быть принятым и любимым.
4. Эмоциональная потребность. Потребность выражать свои чувства. Каждый имеет на это право, но как часто родители запрещают их проявлять, игнорируют. «Что он там орет, покричит и успокоится, нечего к рукам приучать». Давая понять, что не одобряют такие проявления, не считают их важными. Тем самым транслируя установку – «не имеет значения, что Ты чувствуешь», «Ты особой ценности не представляешь».
Ребенок не проживает совместно с родителями стрессовые состояния, не получает никакой поддержки, более того, ему могут сказать: «сам кашу заварил, сам и расхлебывай», «ты сам во всем виноват». В результате взрослый человек не понимает, что он чувствует, не всегда адекватно выражает свои чувства, у него много подавленных эмоций, которые приводят к низкой стрессоустойчивости, различным неврозам, депрессиям, психосоматическим заболеваниям.
Зато чувства родителей, их нужды – вот, что важно. И вот уже выросшие дети кидаются обслуживать своих родителей не потому, что они беспомощны, а потому, что привыкли к такому раскладу. Они убеждены, что «потребности других важнее моих», «негативные эмоции – плохие/опасные», «гнев – это плохо», «я не имею права развлекаться».
5. Потребность в самовыражении. Это потребность быть собой, проявлять свою уникальность и себя таким какой есть по своей природе. Требуя от ребенка безоговорочного послушания, родители накладывают определенные долженствования, они ожидают от него, что он будет таким каким они его задумали.
Малыш, чтобы его любили и принимали старается быть хорошим, оправдать ожидания родителей, даже, если это идет вразрез с его природой, особенностями, способностями и желаниями. Так человек отказывается от себя настоящего. Работает на работе, которую не любит, учится там, где не хочет, выбирает партнеров с оглядкой на родителей. Такого человека не назовешь счастливым.
6. Потребность в автономности. Необходимое условие для взросления человека - осознавание себя отдельной независимой личностью со своими границами. Если вы позволяете нарушать свои границы, то так же вы будете нарушать и чужие. Это вопрос уважения и самоуважения, личного достоинства.
Если вас родители использовали в детстве, как вещь, не проявляли к вам должного внимания и уважения, манипулировали, то с этим же самым вы столкнетесь и будучи взрослыми, мало того, вы сами будете манипулировать и пренебрегать другими, в том числе и своими близкими. Маленький беспомощный ребенок будет жить внутри вас. А вы будете ощущать себя жертвой людей и обстоятельств.
Возникает ощущение, что от вас мало что зависит.
===============
Таким образом, если эти базовые потребности удовлетворяются, то во взрослой жизни человек будет зрелым и его жизнь сложится достаточно успешно.
В противном случае происходит сбой внутренней программы, которая нацелена на счастливую жизнь. Для того, чтобы выжить включаются механизмы психологической защиты. Это позволяет человеку избегать чрезмерной тревоги и стресса. Так психика защищается от негативного воздействия. Правда, в дальнейшем такой механизм приводит к неврозам, навязчивым мыслям, различным фобиям, истеричности, психосоматическим заболеваниям.
Такая защита не позволяет взглянуть в глаза правде, искажает ее, как в кривом зеркале, маскирует негативные чувства не проживая и не перерабатывая их. А что в итоге:
1. Игнорирование своих потребностей и желаний, не принятие своего тела, недовольство собой, анорексия булимия, избыточный вес, курение…
2. Ощущение собственной уязвимости, мир опасен, повышенная тревожность.
3. Чувство одиночества и изоляции от мира.
4. Постоянные попытки заслужить любовь, уважение, признание, состояние долженствования.
5. Не понимание своих чувств, не всегда адекватное их выражение. Подавленные эмоций приводят к низкой стрессоустойчивости, различным неврозам, депрессиям, психосоматическим заболеваниям.
6. Отказ от себя настоящего.
7. Проблемы в отношениях.
=====================
Чтобы исправить ситуацию необходимо переосмыслить свое прошлое, познакомиться с собой заново, научиться выражать адекватно и проживать свои эмоции, изменить автоматической поведение.
Исцеление требует сил и времени, поэтому не нужно себя торопить. К тому же, невозможно этот процесс ускорить усилием воли.
Психолог Леда Тенищева