Найти тему
Курская слобода

«Юнкерс» над Курском

В начале 1920-х годов многие «цивилизованные» страны не признавали новой Советской власти. Не признавали все, кроме Германии, которая согласно Версальскому мирному договору 1919 года перестала считаться равноправным субъектом международного сообщества. В этих сложных условиях совершенно естественно выглядело сближение и сотрудничество СССР и Веймарской республики.

В 1922 года между СССР и немецкой фирмой «Юнкерс» был заключен договор об участии последней в развитии советской военной авиации. Предполагалось, что немецкие специалисты наладят в СССР производство самолетов различного назначения.

Junkers F. 13 образца 1923. Deutsches Museum, г. Мюнхен
Junkers F. 13 образца 1923. Deutsches Museum, г. Мюнхен

13 июля 1924 года Курск облетела неожиданная новость – в связи с годовщиной Общества Друзей Воздушного Флота*, 14 июля, 10 часов утра из Москвы в Курск прилетит самолет «Юнкерс». Местом приземления крылатой машины был заявлен ипподром за Херсонскими воротами. Самолету планировалось устроить торжественную встречу, после чего провести митинг, посвященный «Красному воздухо-флоту». На мероприятия приглашались все желающие.

Первый немецкий гость. "Юнкерс" F 13" в Москве
Первый немецкий гость. "Юнкерс" F 13" в Москве

Радость ожидания переполняла сердца курян. Весь Курск говорил только об авиации. И вот 14 июля в 8 часов 25 минут с орловского аэродрома «Юнкерс» взмыл в небо в южном направлении на Курск.

Так встречали "Юнкерс" в СССР в 1924 году
Так встречали "Юнкерс" в СССР в 1924 году

Ровно в 9 часов 45 минут, крылатый гость приземлился на ипподроме. Тысячи курян поспешили взглянуть на дорогого гостя. Из самолета вышел представитель центрального правления ОДВФ, слушатель Академии Воздушного Флота товарищ Осадший, а за ним последовали товарищ Герасимов (рабочий-котельщик из Орла) и товарищ Бажинов (крестьянин из Орловской губернии). Такой состав был вовсе не случаен для тех времен. Он символизировал нерушимый союз пролетариата и трудового крестьянства.

Куряне засыпали прилетевших счастливцев многочисленными вопросами.

Затем товарищ Осадший, согласно протоколу, побеседовал с председателем Курского ОДВФ товарищем Фрундиным.

Они-то, договорившись, решили совершить первый полет над древним Курском. Среди пожелавших вписать свое имя в историю были председатель Курского губернского военкома товарищ Шаталов и местный журналист и поэт Михаил Зерновский.

Стальная машина быстро набрала почти двухкилометровую высоту, сделала несколько кругов над городом и через 26 минут благополучно приземлилась. Все участники полета в целости и сохранности выгрузились на поле ипподрома.

Первую фразу куряне услышали от товарища Фрундина, который шутил: «Благополучнее, чем на телеге прокатились!»

Народ обступил героев. Тогда тот же Фрундин, взобравшись на крыло самолета, объявил торжественный митинг, посвященный первой годовщине ОДВФ и прилету «Юнкерса» в Курск, открытым. В начале представителя из Москвы товарища Осадшего собравшиеся приветствовали дружными рукоплесканиями. От Курского губкома приветствовал собравшихся товарищ Клочко, от Курского губпрофсовета – товарищ Колдаев, от пионеров – товарищ Титов, от тружеников Орловской губернии приветствовали прилетевшие гости – рабочий Герасимов и крестьянин Бажинов.

После краткой речи, но яркой речи товарищ Фрундин объявил митинг закрытым и напоследок сообщил курским друзьям Воздушного Флота, что с 15 часов состоятся показательные полеты и желающие могут полетать над городом. 15 июля утром планировался вылет «Юнкерса» из Курска в Воронеж. Теперь уже курский рабочий и курский крестьянин должны были представлять нашу губернию. Однако в Курской губернии по каким-то причинам не нашлось ни одного крестьянина, пожелавшего лететь в Воронеж на «Юнкерсе». Его заменила представительница прекрасного пола работница Курской табачной фабрики «Профинтерн» Дмитриева Александра Николаевна, 20 лет. Вместе с ней полетел молодой рабочий Курской государственной обувной фабрики Мезенцев. Потом он вспоминал, что трудящиеся Воронежа так обрадовались, что качали нас опаснее, чем было во время полета. На обратном пути в Курск поезд казался Мезенцеву «по сравнению с воздушным орлом просто ползучей черепахой».

Дмитриева Александра Николаевна
Дмитриева Александра Николаевна
Рабочий Мезенцев
Рабочий Мезенцев

Интересно, что в источниках не упоминается модель «Юнкерса», прилетавшего в Курск. Но располагая его изображением можно предположить, что это был Junkers F 13 образца 1923 года.

Крылатый гость в Курске
Крылатый гость в Курске

Скрижали истории сохранили вдохновенные строки курского поэта Михаила Зерновского, посвященные прилету «Юнкерса» в Курск.

Нашему воздушному гостю

Врезаясь в туманную даль,

Громко пропеллер шумит.

Крепкий, блестящий как сталь,

«Юнкерс» к курянам летит.

«Юнкерс» - орел – самолет

Прибыл с московских полей.

Сегодня наш О Дэ Вэ Флот

Справляет свой день – юбилей.

Мы на гроши трудовые

Птиц рой железных скуем.

Эти устои гнилые

Капитализма свергнем.

Наше хозяйство подымем,

Сразу подвинем вперед,

Если все дружно поможем

Строить воздушный наш флот.

Агитационный плакат о воздушном флоте СССР
Агитационный плакат о воздушном флоте СССР

*Общество друзей воздушного флота юридически было создано 8 марта 1923 года. Однако годовщина ОДВФ отмечалась 14 июля 1924 года. Это было связано с празднованием дня взятия крепости-тюрьмы Бастилии в Париже (14 июля 1789 года – одного из важнейших событий Великой французской буржуазной революции). Как для французов взятие Бастилии – начало Великой французской революции, так для СССР эта дата приравнивалась ко взятию «воздушной Бастилии». Не случайно на некоторых значках ОДВФ встречается дата «14/VII».

Самолеты «Юнкерс» нуждались в серьезной обкатке в реальных природных условиях, при длительных перелетах.

Еще одной побудительной причиной перелета «Юнкерса» в 1924 году стала реакция в СССР на ультиматум английского министра иностранных дел лорда Керзона (8 мая 1923 года), проявившаяся в частности в общенародной поддержке «Крыльев Советов».