В начале 1920-х годов многие «цивилизованные» страны не признавали новой Советской власти. Не признавали все, кроме Германии, которая согласно Версальскому мирному договору 1919 года перестала считаться равноправным субъектом международного сообщества. В этих сложных условиях совершенно естественно выглядело сближение и сотрудничество СССР и Веймарской республики.
В 1922 года между СССР и немецкой фирмой «Юнкерс» был заключен договор об участии последней в развитии советской военной авиации. Предполагалось, что немецкие специалисты наладят в СССР производство самолетов различного назначения.
13 июля 1924 года Курск облетела неожиданная новость – в связи с годовщиной Общества Друзей Воздушного Флота*, 14 июля, 10 часов утра из Москвы в Курск прилетит самолет «Юнкерс». Местом приземления крылатой машины был заявлен ипподром за Херсонскими воротами. Самолету планировалось устроить торжественную встречу, после чего провести митинг, посвященный «Красному воздухо-флоту». На мероприятия приглашались все желающие.
Радость ожидания переполняла сердца курян. Весь Курск говорил только об авиации. И вот 14 июля в 8 часов 25 минут с орловского аэродрома «Юнкерс» взмыл в небо в южном направлении на Курск.
Ровно в 9 часов 45 минут, крылатый гость приземлился на ипподроме. Тысячи курян поспешили взглянуть на дорогого гостя. Из самолета вышел представитель центрального правления ОДВФ, слушатель Академии Воздушного Флота товарищ Осадший, а за ним последовали товарищ Герасимов (рабочий-котельщик из Орла) и товарищ Бажинов (крестьянин из Орловской губернии). Такой состав был вовсе не случаен для тех времен. Он символизировал нерушимый союз пролетариата и трудового крестьянства.
Куряне засыпали прилетевших счастливцев многочисленными вопросами.
Затем товарищ Осадший, согласно протоколу, побеседовал с председателем Курского ОДВФ товарищем Фрундиным.
Они-то, договорившись, решили совершить первый полет над древним Курском. Среди пожелавших вписать свое имя в историю были председатель Курского губернского военкома товарищ Шаталов и местный журналист и поэт Михаил Зерновский.
Стальная машина быстро набрала почти двухкилометровую высоту, сделала несколько кругов над городом и через 26 минут благополучно приземлилась. Все участники полета в целости и сохранности выгрузились на поле ипподрома.
Первую фразу куряне услышали от товарища Фрундина, который шутил: «Благополучнее, чем на телеге прокатились!»
Народ обступил героев. Тогда тот же Фрундин, взобравшись на крыло самолета, объявил торжественный митинг, посвященный первой годовщине ОДВФ и прилету «Юнкерса» в Курск, открытым. В начале представителя из Москвы товарища Осадшего собравшиеся приветствовали дружными рукоплесканиями. От Курского губкома приветствовал собравшихся товарищ Клочко, от Курского губпрофсовета – товарищ Колдаев, от пионеров – товарищ Титов, от тружеников Орловской губернии приветствовали прилетевшие гости – рабочий Герасимов и крестьянин Бажинов.
После краткой речи, но яркой речи товарищ Фрундин объявил митинг закрытым и напоследок сообщил курским друзьям Воздушного Флота, что с 15 часов состоятся показательные полеты и желающие могут полетать над городом. 15 июля утром планировался вылет «Юнкерса» из Курска в Воронеж. Теперь уже курский рабочий и курский крестьянин должны были представлять нашу губернию. Однако в Курской губернии по каким-то причинам не нашлось ни одного крестьянина, пожелавшего лететь в Воронеж на «Юнкерсе». Его заменила представительница прекрасного пола работница Курской табачной фабрики «Профинтерн» Дмитриева Александра Николаевна, 20 лет. Вместе с ней полетел молодой рабочий Курской государственной обувной фабрики Мезенцев. Потом он вспоминал, что трудящиеся Воронежа так обрадовались, что качали нас опаснее, чем было во время полета. На обратном пути в Курск поезд казался Мезенцеву «по сравнению с воздушным орлом просто ползучей черепахой».
Интересно, что в источниках не упоминается модель «Юнкерса», прилетавшего в Курск. Но располагая его изображением можно предположить, что это был Junkers F 13 образца 1923 года.
Скрижали истории сохранили вдохновенные строки курского поэта Михаила Зерновского, посвященные прилету «Юнкерса» в Курск.
Нашему воздушному гостю
Врезаясь в туманную даль,
Громко пропеллер шумит.
Крепкий, блестящий как сталь,
«Юнкерс» к курянам летит.
«Юнкерс» - орел – самолет
Прибыл с московских полей.
Сегодня наш О Дэ Вэ Флот
Справляет свой день – юбилей.
Мы на гроши трудовые
Птиц рой железных скуем.
Эти устои гнилые
Капитализма свергнем.
Наше хозяйство подымем,
Сразу подвинем вперед,
Если все дружно поможем
Строить воздушный наш флот.
*Общество друзей воздушного флота юридически было создано 8 марта 1923 года. Однако годовщина ОДВФ отмечалась 14 июля 1924 года. Это было связано с празднованием дня взятия крепости-тюрьмы Бастилии в Париже (14 июля 1789 года – одного из важнейших событий Великой французской буржуазной революции). Как для французов взятие Бастилии – начало Великой французской революции, так для СССР эта дата приравнивалась ко взятию «воздушной Бастилии». Не случайно на некоторых значках ОДВФ встречается дата «14/VII».
Самолеты «Юнкерс» нуждались в серьезной обкатке в реальных природных условиях, при длительных перелетах.
Еще одной побудительной причиной перелета «Юнкерса» в 1924 году стала реакция в СССР на ультиматум английского министра иностранных дел лорда Керзона (8 мая 1923 года), проявившаяся в частности в общенародной поддержке «Крыльев Советов».