Найти в Дзене
Бабушкины рассказы

Девочка-пастушка. Как Таня быку рану хотела перевязать. Глава 2.

Фото взято с яндекс-картинки.
Фото взято с яндекс-картинки.

В этот раз попалось много грибов-шампиньонов. Они были такими большими, что Таня своими тоненькими ручками не смогла обхватить шляпку.

-Пап, а нам поверят, что грибы бывают такими большими? – Спросила она отца.

-Конечно, не мы же одни собираем, – ответил он.

-Смотри как их тут много, а чего мы ими будем делать, пап? Мы же столько не съедим. Грибов было целая поляна после дождя. Особенно недалеко от сакли.

-А ты беги в сакленку, там, на столе маленький ножичек, вот им почисть их, не все. Как чистить ты знаешь. Промой водичкой и порежь на кусочки. Затем подсоли немного и пусть постоят, а я сам справлюсь с телятами, они сегодня спокойные, потихоньку, пасом, погоню к ворку.

-Хорошо пап, - отозвалась Таня. Первым делом, придя в сакленку, она взяла ведро и пошла в овраг за водичкой. Он был глубоким, на дне оврага протекала река, в которой водилась рыба. Река такая была шумная, горная с холодной, прозрачной, родниковой водой. На левом берегу оврага были маленькие родники, скотники прорывали канавку и вставляли в нее железные желобки, по ним и стекала вода. Было удобно набирать даже в ведро, если наклонить немного. По склону оврага росло много дикой малины, цвел красными шапками дикий клевер. Овраг был богат разнотравьем.

Таня часто собирала листья малины, чабрец, зверобой и заваривала чай. На другом берегу оврага была пещера, она туда заглядывала, но проходить далеко одна боялась. Девочка мужественно спускалась в овраг, добегала до реки, садилась на свой любимый большой камень – валун в середине реки и слушала ее журчание, рыбки выпрыгивали на поверхность, а иные прятались под камнями. Их там было много и они с отцом ловили их руками. В основном там пряталась форель. На некоторых участках реки было бурное течение, где-то спокойные места, а где-то сходятся потоки с разной скоростью.

Слушая тихое журчание реки, Таня испытывала умиротворение, она убаюкивала ее, хотелось прилечь на разгоряченный от солнца камень и уснуть. Иногда она так надолго засиживалась, что отец кричал ей с края оврага.

-Таня, не усни, в речку упадешь, поднимайся, - говорил он. Течение реки было быстрое, русло местами каменистое с большими валунами и на другой берег перебраться не составляло труда.

Она набрала воды и поднялась к сакленке. Грибы почистила, как сказал папа, порезала и посолила. Все сложила в кастрюльку и отложила на некоторое время. Пока они стояли, Таня помогла с отцом загнать телят. По приходу, отец растопил печку и пожарил грибы. Ох, и вкусные получились.

-Ты смотри много так не ешь, - предупредил ее папа, а то они тяжелые не переварит твой живот.

-Переварит пап, они такие вкусные, - ответила Таня и опустошила всю жаровню. Ночью ей стало плохо, сильно разболелся живот. Ее тошнило и рвало.

-Папа меня отпаивал травами. Утром я так и не смогла выйти с ним на пастбище и он оставил меня в сакле. – Позже рассказывала Таня.

-Лежи до обеда, я буду здесь не далеко от тебя. Если чего выйди, помаши плащем и я увижу. А сейчас лежи , отдохни. Он укрыл меня одеялом и угнал телят в гору, оттуда было хорошо видно наше жилище. К обеду мне уже стало лучше. Остальные грибы мы насушили и зимой варили вкусные супчики.

На эту кочевку нас привозили на грузовой машине с доярками вместе, когда переходили на другие пастбища и не было рядом ферм, нас перевозили на повозках. Продукты закончились и меня отец в очередной раз отправил за провизией домой. Я быстро добежала до соседней фермы. Доярки меня угостили парным молоком, которое я не любила, у него был особый запах, но выпила, чтобы тетю не обидеть.

Уже темнело, что-то нет машины и дождь собирается, - сетовали доярки. Но вот показалась. Мы все сели на сиденья. Небо вдруг потемнело, начался сильный дождь, перешедший в ливень. Казалось, что приближается конец света. Молния скользила по небу и казалось, что вот - вот зацепит машину. Мы медленно спускались с горы, дорога была узкой и обрывистой с одной стороны. За вспышкой молнии тут же следовал раскат грома и тут: крик, визг… На меня навалилось много людей и нечем было дышать. Казалось, что все суетились на одном месте, по мне топтались ногами, кого-то вытаскивали.

-Все живы? -Прокричал шофер. А молния все сверкала, раскаты грома слышны были над головой. Потихоньку мне становилось легче, почти все из кузова вылезли.

-Девчонка где? – Где Таня? – Кричала тетя Зина. Она рядом со мной сидела.

-Здесь, я здесь,- еле слышно прошептала я и протянула руки, но никто не услышал и не увидел. Дождь просто лил, молния сверкала.

-Вот она! - При очередном освещении молнией меня увидел шофер.

-Давай сюда руку и быстро схватил меня. Машина медленно сползала вниз. Едва он успел меня вытащить, как она покатилась кубарем с горы.

-Все здесь? – Снова спросил он. Давайте по именам и начали перекличку. Было уже темно. Все оказались на месте.

-Ну что, пойдем пешком, - скомандовал он. Дождь не прекращался всю дорогу, молния сверкала, раскаты грома слышались уже позади, в горах. А мы все шли, ориентируясь на далекие огни села. Где-то вдалеке был слышен вой волка. Они не любят ходить по мокрой траве, обычно выбирают дорогу . И охотятся в основном ночью. Иногда можно встреть волка-одиночку: «Видно чем-то он не понравился в своей стае или захотел свою создать». – Так мне рассказывал отец. А в основном они ходили стаями. До фермы, которая находилась ближе к селу, было еще далеко. Вдруг мы услышали вой уже намного ближе.

-Вот еще их не хватало,- сказала тетя Зина.

-Хоть бы дождь перестал и спичку не зажжешь, - угадав мысль тети Зины, сказал шофер. Если что, держимся все рядом, не расходитесь и не разбегайтесь, - давал он наставления дояркам. Таньку в центр. Волк чует, кто слабее и кинется на свою добычу, и не паниковать главное. Не кричите, не визжите. Это мы привлекли их своим визгом. Ну что сделано, то сделано. Хотя они запах чуют за три, а то и больше километров, - подытожил Михаил.

-Миш, а что с машиной? – Спросила та же тетя Зина.

-Колесо лопнуло, - ответил Михаил. А сейчас тихонько идем. И на ферме света не видать, видно молнией повредило. Они так рано не отключают. – Продолжал рассуждать дядя Миша.

Мы знали, что волки не далеко от нас. Иногда они выли. Я чувствовала опасность. Взрослые шли молча.

-Хоть бы машину отправили, видят же, что нет нас, гараж не закроют, пока машину не поставишь. Раз нет машины, значит, что-то случилось… - Разговаривал в полголоса дядя Миша.

-Не нападают и выть перестали. А нет, снова завыли, но уже дальше где-то в стороне нашей фермы, - сказала тетя Зина, но ей никто не ответил.

Я тоже знала, что в нашем положении встретить стаю волков опасно, да еще темень, нам ничего не видно. С дороги мы сошли умышленно. Опять вой, уже точно у фермы. « Как там папа? - Подумала я.- Если туда придут, там телята маленькие их легко порезать. - Тем более, что не один волк.- И наша одна собака - волкодав не справится с ними». У меня навернулись слезы на глаза.

-Вон, кажется, едут за нами,- показывал в темноте на фары вдалеке дядя Миша. Мы уже были недалеко от ближайшей к селу фермы, как подъехала машина и мы благополучно добрались до дома. Утром меня мама не отправила с доярками.

-Поспи, в обед поедешь, - сказала она. Вся мокрая вчера пришла, хоть бы не простыла, - причитала она. Но я чувствовала себя хорошо. Мама сложила к обеду все продукты в любимую мою, льняную сумочку и красный плащик тоже положила в сумку.

-Больше не опаздывай смотри, - наставляла она. Помня случай с быком-Гераклом.

-Хорошо мам, - ответила Таня.

-Ну пора, иди чуть раньше, лучше там подождешь. Машина уже стояла и поджидали остальных доярок. Через задний борт я быстро вскочила в кузов и села опять рядом с тетей Зиной.

-Ну как ты, Танюшка? Живая? – Улыбаясь, спросила тетя.

-Ага, теть Зин.

-А знаешь, почему волки нас не тронули? – Спросила она и, не дождавшись ответа, продолжала: Этой ночью они зарезали одну корову на нашей ферме. Их в этот раз было много. Нам бы тоже не поздоровалось, если бы они не ушли. Видно там уже были их товарищи и дали знак. И собаки пострадали, одному лапу отгрызли, другому кожу со спины хороший клок оторвали. До шеи не добрались из-за шипов на ошейнике.

-У твоего отца все нормально, - словно угадав мои мысли, сказала тетя Зина.К нему не дошли. Вот собак жалко. Ветеринар приезжал, забрал. И другого привез, одного правда. Таня обрадовалась, что до их сакли не дошли хищники.

Так они ехали с разговорами. Волки не давали покоя их много бродило. И тема для разговоров всегдашняя о них. Особенно они много резали овец, хотя там держали и до пяти волкодавов. Но волки собирались большими стаями и нападали. И собак до смерти задирали.

В сезон их разрешали отстреливать, но это был редкий случай, когда убивали. До самой первой фермы, которая находилась недалеко от села, оставалось совсем чуть- чуть, но еще издали мы услышали рев быка, - это ревел Геракл, а остальные двое настороженно смотрели на него. Машина притормозила не далеко от них и шофер побежал в ту сторону. С фермы уже шел скотник.

Таня увидела, как бык лежал на боку и поднимал окровавленную ногу, она быстро соскочила с машины, держа сумочку под мышкой и побежала в его сторону. Обогнав дядю Мишу она смело подбежала к Гераклу. Он мычал, лежа с откинутой головой на боку, а с передней правой ноги у него торчала кость и все вокруг было в крови .

-Стой, – кричал дядя Миша. –Остановись, куда ты? Тяня не слушала его. Она хотела помочь быку. Она подошла так близко, что бык касался ее своими копытами. Она села на него поближе к передним ногам и стала вытаскивать свой плащ. Геракл , казалось, что и внимания не обращает на нее, а кровь просто ручьем бежит из раны. Таня знала, что людям перевязывают рану, чтобы остановить кровь, но как, тут такая большая кость торчит… Она скрутила свой плащ жгутом и хотела наложить, хотя не знала куда точно, да и плащ коротенький, им не обернуть вокруг ноги. Геракл весил около тонны, так говорили. Тут подоспел скотник, а дядя Миша тоже осмелел и подошел поближе. Геракл все мычал, сотрясая воздух и беспомощно поглядывал, на людей.

-Михаил – сказал Тихон, ты быстрее развози доярок и за ветеринаром поезжай.

-Таня, а ты чего расселась? А-а-а, да ты ревешь? Понятно, жалко, ногу он сломал. Видишь камень – валун в крови. Но как он до него добрался? – Так он кол(железный большой кол вбивали глубоко в землю, когда животных держали на привязи) вытащил. Видно за кем-то погнался, что-то его привлекло. Я вроде, как всегда, сильно вбил в землю. Он хотел перепрыгнуть через валун, а оно видишь как… Не плачь, вставай, ехать надо.

-Ну и смелая ты девчонка, Таня! – Похлопал меня по плечу дядя Миша. Я и то побоялся, а ты прямо на быка уселась и хоть бы хны…

-Дядь Миш, а его теперь забьют? – С дрожью в голосе, спросила Таня.

Продолжение следует…

-