Как известно, один плюс один не равно двум. Формула синергии предполагает, что объединение усилий способно дать дополнительный эффект. Лучшая иллюстрация этому явлению из университетской жизни – бинарные лекции. Например, когда макроэкономику в режиме диалога читают два профессора. Один – сторонник теории госрегулирования Джона Кейнса, другой – монетарист в духе Милтона Фридмана.
Помимо дискуссии представителей двух научных школ можно состыковать в одной аудитории теоретика и практика или объединить усилия представителей разных наук в решении общей междисциплинарной проблемы. Последнее сегодня особенно актуально.
Исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) выявили ахиллесову пяту российских 15-летних школьников – недостаточные навыки понимания причинно-следственных связей. Детям было предложено, например, прочитать небольшой текст об исчезновении гигантских пальм на острове Пасхи и найти корень зла. Среди гипотез и косвенных подтверждений в тексте указано на прямую связь проблемы со следами крысиных зубов на орехах. Тем не менее, только 40% участников исследования, смогли вычленить именно этот факт.
За два последних десятилетия Россия ухудшила результаты по методике PISA. В 2000 году по читательской грамотности мы занимали 29 место, к 2018-му скатились до 36-го. С естественнонаучными и математическими знаниями та же картина – снижение примерно на 10 позиций.
Лучший путь развития понятийного мышления – диспуты. А участие в бинарной лекции в качестве слушателя, пожалуй, можно считать оптимальным способом приобщения к культуре полемического диалога.
«Форпост» провёл мониторинг рунета на наличие подобного опыта в отечественных учебных заведениях. Упоминания единичны, но встречаются они в совершенно разных сферах. Факультет зооинженерии и биотехнологий Санкт-Петербургского аграрного университета проводит в интересующем нас формате профориентационные лекции по кинологии. Пензенский лицей современных технологий управления включил в свою программу бинарные лекции по социологии. В Российском экономическом университете имени Плеханова практикуются совместные лекции ведущих профессоров с преподавателями филиалов вуза. Даже военный вуз – академия имени Можайского использует перспективный формат для изучения устройства авиационных двигателей.
«Ещё в начале 90-х довелось в течение нескольких лет поработать в интереснейшем проекте ЮНЕСКО «Школа политологии» в Эстонии-Швеции-Финляндии-Дании. Тогда и посчастливилось впервые познакомиться с совершенно неведомой для нашего образования лекцией-диалогом сразу двух лекторов. Эффект был ошеломляющий!» – рассказал преподаватель философии Александр Балицкий.
Со времён Платона до начала 21-го века Европа отточила свою культуру диспута до совершенства. Россия в этом была ученицей, однако к сегодняшнему дню ситуация изменилась.
«Форпост» перенёс мониторинг упоминаний о бинарных лекциях в англоязычное пространство интернета. Выяснилось, что само слово «бинарный» стало там совершенно неполиткорректным, что, вероятно, повлияло и на многие связанные с ним понятия. В том числе и лекции.
Дело в том, что в США с апреля прошлого года термин «небинарные люди» приобрёл официальный статус. Так называют людей, не относящих себя ни к мужскому ни к женскому полу. Сначала для них придумали слово «гендерквиры» (от английского queer – необычный), но прогрессивная общественность потребовала более нейтрального определения.
Мода не небинарность странным образом совпала с отказом от плюрализма мнений в американских, а за ними и европейских социогуманитарных науках. На очереди естественники. Если и математикам в США придётся в угоду конъюнктуре отменять бинарные уравнения, то тогда западной культуре можно будет начинать писать некрологи.