Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Дама у холста. Мария Якунчикова

Мария Васильевна Якунчикова - прекрасная и изысканная русская художница конца 19 века. В отечественном искусстве именно она одна из первых обратилась к символизму и модерну. Занималась графикой и прикладным искусством (в частности, ею была разработана техника выжигания рисунка по дереву с последующим нанесением красочного слоя.

Мария Васильевна родилась 19 января 1870 года в семье богатого московского промышленника — Василия Ивановича Якунчикова. Мать Марии, Зинаида Николаевна, принадлежала к богатой купеческой семье Мамонтовых, знаменитой своим покровительством искусству и хорошо разбиравшимся в нем. Это была знаменитая династия московских предпринимателей, являвшихся железнодорожными, металлургическими и машиностроительными магнатами, прославившимися заботой об искусстве и содействием просветительству.

Неудивительно, что и сама Зинаида Николаевна отлично играла на фортепиано, и устраивала музыкальные концерты в своем доме. В семье Якунчиковых большое внимание уделялось образованию, в связи с чем Мария помимо основных занятий брала уроки музыки и живописи. В такой среде трудно было представить, чтобы кто-то из домочадцев не питал страсти к искусству. И если музыку пришлось оставить по состоянию здоровья, то живопись стала делом ее жизни.

Рисунок и живопись Мария изучала с детства. В 15 лет Якунчикова стала посещать Московское Училище живописи, ваяния и зодчества в качестве. Навыки свои она закрепляла также, посещая рисовальные вечера художника Василия Поленова, который был супругом ее старшей сестры.

-2

Позже художественное образование Якунчикова получала уже в Париже, куда уехала в 19-летнем возрасте по настоянию врачей, рекомендовавших ей сменить климат по причине диагностированного туберкулеза. Мария отучилась четыре года в знаменитой академии Жюлиана, работая там в мастерской Вильяма Адольфа Бугро и Тони Робер-Флёри. На протяжении всей своей оставшейся жизни на Родину приезжала она только в летний период. Подмосковные усадьбы Введенское и Абрамцево (где жили и творили члены кружка Саввы Мамонтова), стали излюбленными местами Якунчиковой для творческой и плодотворной работы.

В 1891 году впервые талант Марии был оценен по достоинству самим Павлом Третьяковым, знаменитым меценатом и ценителем искусства. Тот приобрел для своей коллекции ее картину «С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода».

Обосновавшись в Париже, Якунчикова с большим интересом посещает местные музеи и художественные выставки. Много читает по теме искусства и стремится для себя обосновать его значение в жизни людей, определиться с собственной позицией относительно перемен в художественной среде. Ее все больше привлекает декаданс и символизм.

Академию Жюлиана Мария оставила в 1892 году, тогда же открыла собственную мастерскую, после чего последовало активное в творческом плане десятилетие в жизни художницы Марии Якунчиковой. Постепенно в творчестве у нее вырабатывается собственный, узнаваемый, стиль в рамках популярного тогда модерна. В 1894 году Якунчикова принимает участие на выставке Салона Марсово поле с картиной «Отражение интимного мира». В 1895 году Мария Якунчикова увлекается выжиганием по дереву с последующей росписью красками. Создает в этой технике несколько панно, отличающиеся некой особой пронзительностью восприятия.

"Отражение интимного мира"
"Отражение интимного мира"

Вообще, 1897 год стал очень плодотворным годом для Якунчиковой. Именно тогда ею были созданы одни из лучших работ: «Свеча. Задувает», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы».

"Свеча. Задувает"
"Свеча. Задувает"

В 1898 году Сергей Павлович Дягилев обращается к Якунчиковой с пожеланием украсить обложку его журнала «Мир искусства» ее эскизами, близкими по духу стилю модерн, который, собственно, авторы этого журнала активно и продвигали в России, как новое, прогрессивное веяние.

"Радуга" - чудесный образчик символизма авторства Марии Якунчиковой
"Радуга" - чудесный образчик символизма авторства Марии Якунчиковой

В 1900 году в Париже была проведена Всемирная художественно-промышленная выставка. Якунчикова не осталась в стороне от этого знаменательного события и приняла участие в оформлении Кустарного отдела Русского павильона. Серебряную медаль получило выставочное предложение Якунчиковой — полочка-лавочка для народных игрушек, выполненная по ее эскизам.

После Всемирной выставки 1900 года, когда Европа вдруг «открыла» для себя Россию, и на несколько десятилетий после этого все «русское» было там весьма популярно.

"Портрет женщины-натурщицы"
"Портрет женщины-натурщицы"
"Венеция"
"Венеция"

В тот плодотворный 1897 год Мария Васильевна стала женой студента медицинского факультета Сорбонны Льва Вебера. Через год у них родился сын Степан. Совсем маленьким он заболел той же болезнью, что и мама - туберкулезом. И, если ребенка удалось спасти, то сил Марии на борьбу с недугом уже не хватило. Увы, после рождения второго сына — Якова - ее болезнь обострилась, лишив надежды на выздоровление. Несмотря на то, что глава семейства в срочном порядке перевез жену и детей в Швейцарию, где те поселились в благоприятном климате местечка Шен-Буржери, дни Марии были сочтены. Замечательная русская художница умерла 14 декабря 1902 г. в возрасте всего 32 лет.

-8

Мария Якунчикова была одной из самых талантливых фигур в искусстве Серебряного века, была к тому же одной из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование. В её искусстве, начиная с 1890-х годов, элементы импрессионизма, модерна, символизма и зарождающегося экспрессионизма органично переплетались с поисками национальной формы и стиля.