Это продолжение цикла о формировании современных границ Белоруссии. Начало здесь.
Довольно неожиданно статья «Как советская власть пестовала национализмы (кроме русского)» оказалась самой популярной на этом канале и вызвала горячую дискуссию. Прежде, чем продолжить, чувствую необходимость ответить комментаторам.
Советский Союз не был ни «империей зла», ни райским садом, в котором цвела дружба народов. Его национальная политика была сложна и причудлива. В одни исторические периоды советская власть была исключительно благожелательна к нерусским национализмам, а в другие – нещадно с ними боролась. Точно так же в одни периоды она боролась с «великодержавным шовинизмом», а в другие вполне себе обращалась к дореволюционному наследию. Все дело в политической целесообразности.
В результате получилось то, что получилось. Этнические национализмы по периметру России в их нынешнем виде имеют одним из своих источников советскую власть, что равно бесит как ее любителей, так и ненавистников. Вот почитайте, например, о становлении украинского советского писателя Олеся Гончара, очень познавательно (отсюда и ниже).
В случае Довженко речь, разумеется, не шла об официальной поддержке украинского национализма, ярким представителем которого был знаменитый режиссер. Но те взгляды, которые отражены в его дневнике, сформировались в среде, где к национализму (разумеется, не называемому по имени) относились терпимо, если не сочувственно.
Однако, если речь идет о более раннем периоде – а именно о 1920-х годах, то поддержка этнических национализмов была самой непосредственной, покуда они разделяли цели социалистического строительства. В этом отношении образцовым было белорусское национальное движение, о котором поговорим сегодня. Большая часть его представителей еще с начала ХХ века разделяла левые идеи – пусть и в не трактовке большевиков. Но большевики протянули руку деятелям разгромленной Белорусской Народной Республики – и множество их оказалось в советской Белоруссии, где развернули масштабную культурную деятельность, целью которой была белорусизация.
Это был период, когда Российская империя в официальной советской трактовке была «тюрьмой народов», как показано на этой карте , изданной в Горьком в 1936 г.
Судя по ней, великороссы были единственной национальностью, не угнетенной в царской России. А вот открываем статью «Россия» в Малой советской энциклопедии 1929 года:
РОССИЯ, б. название страны, на территории которой образовался Союз Советских Социалистических Республик.
...
выражения «История Р.», «русская история» кроме того прикрывают и оправдывают колониальную политику угнетения и насилия российского самодержавия над нерусскими народностями; поэтому само название «русская история» насыщено великодержавным шовинизмом и не может быть принято марксистской историографией.
Однако уже к началу 1930-х политика поддержки национальных движений сворачивалась – и начали, кстати, с Белоруссии, где в 1930-31 гг. прошел громкий судебный процесс. Получалось, что советская власть одновременно боролась с собственными перегибами, приведшими к расцвету этнических национализмов, и продолжала напоминать русским об их вине перед угнетенными народами – одной из базовых установок этих самых национализмов.
Но вернемся в 1920-е годы, когда означенные перегибы всячески поощрялись. Попробуем заглянуть в мир красного белорусизатора и воспользуемся для этого учебником Николая Азбукина «Географія Эўропы», изданном в 1924 г. под эгидой наркомата просвещения БССР. Кажется, этот текст позволяет понять, почему коренизацию решили сворачивать: дореволюционная Россия еще считалась «тюрьмой народов», но количество плевков в адрес самого многочисленного этноса СССР, называемого в нем и великорусами, и расейцами и маскоўцами, но никогда русскими, явно зашкаливает. Видимо, партийное руководство догадалось, что все это ведет совсем не туда, куда хотелось бы, и приняло меры. Специфические: огромное количество коренизаторов было расстреляно, что предсказуемо создало им ореол мучеников.
Азбукин в предисловии к своему учебнику, указывает, что писался он в 1921 г., когда еще трудно было сказать, как будут окончательно установлены границы в Европе. Именно поэтому он описывает не государства, а некие абстрактные области (иногда, впрочем, совпадающие по своим границам с государствами). Восточная Европа у Азбукина состоит из Прибалтийского края (Эстония, Латвия, Литва и Восточная Пруссия), Белоруссии, «Северной Московщины», Урала, «Южной Московщины», Украины, Карпат, Крыма, Казацких степей и Прикаспийской степи. Белоруссия описывается в БНР-овской трактовке, от Вильно и Белостока («главного промышленного города Беларуси») до Смоленска и «сильно омоскаленного» Брянска.
Учебник Азбукина издан на белорусском. Русской версии в Интернете, кажется, нет, и я решил перевести несколько цитат из него, обогатив, таким образом, отечественное белорусоведение (но и на оригинал можно будет взглянуть). Старался по возможности сохранить стилистику оригинала, особенно в том, что касается этнонимов и географических названий. В частности, белорусские слова Беларусь, беларусы и беларускi будут передаваться как «Беларусь», «беларусы» и «беларуский», но не только они (об этом позже).
Текст Азбукина представляет собой образец зрелого националистического дискурса. Здесь все четко: враги белорусского народа – польские паны и московские чиновники, которые веками стремились его ополячить или омоскалить. Но революция 1917 г. освободила Белоруссию от иноземного ига и открыла белорусам путь к самостоятельной жизни.
Правительство Беларуского государства заботится о развитии языков и культуры местного населения, расширяет беларуское просвещение, открывает беларуские научные учреждения. Большая часть земель, принадлежавших до революции господам, была отдана крестьянству. Напротив, в тех частях Беларуси, которые входят в состав соседних государств и лежат за пределами Беларуской Республики, царит чужая культура, и все беларуское уничтожается.
Судя по тому, как Азбукин представляет себе границы и статус Белоруссии, Смоленск, Гомель и Брянск «входят в состав соседних государств» – нехилый такой наезд. Вот карта советской Белоруссии в 1926 г.
Манипуляции географическими названиями и этнонимами – ключевой момент для белорусского (как и украинского) национализма. Все это в полной мере представлено в книге Азбукина, которая, хоть и является учебником географии, содержит любопытные исторические – и особенно этнографические – экскурсы. Основной тезис хорошо знаком всем, кто следит за современными восточнославянскими интернет-батлами: белорусы (и украинцы) – славяне и носители европейской культуры; русские – ославяненные финны, подвергшиеся впоследствии татарскому влиянию.
Именно поэтому так важно не называть русских русскими – и вообще не употреблять этого слова (а в случае Азбукина – еще и не делать отсылок к понятию Руси). Русские в учебнике для белорусских школ – чаще всего маскоўцы, а Россия – Маскоўшчына, как на этой карте 1919 г., изданной с дозволения польской цензуры (большая часть Белоруссии находилась тогда под польской оккупацией):
Но перейдем, наконец, к учебнику. Особо интересна карта народов:
Продолжая дореволюционную традицию, Азбукин делит народы Европы на две расы. Если в немецком атласе начала века мы видим Mittelländische Rasse и Mongolische Rasse, то здесь все прямолинейнее: народы белай расы и народы жоўтай расы.
К первой принадлежит большая часть населения Европы, ко второй – очень малая, главным образом, остатки изначального населения Восточной Европы. Основываясь на особенностях языка, европейцев белой расы делят на две группы: арийцев или индо-европейцев и семитов, к которым в Европе принадлежат только евреи*. В свою очередь, арийцев делят на славян, германцев, романцев, греков, албанцев, басков, кельтов, литовцев и цыган […]
Между славянами, германцами и романцами можно найти отличие не только в языке, но и в облике. Славяне обычного среднего роста, отличаются широким и коротким, почти что круглым черепом и широким лицаом. У германцев узкий вытянутый череп, вытянутое лицо, они отличаются высоким ростом, светлым цветом кожи, волос и глаз.
* В оригинале жыды. В польском языке слово Żydzi не имеет пейоративного оттенка, обозначая и евреев, и иудеев. Вопрос о том, имеет ли оно такой оттенок в белорусском (как и украинском) – дискуссионный.
Несмотря на значительное разнообразие природы и населения отдельных частей Европы, всю ее можно считать единой, опираясь на основные особенности культуры ее населения. Разве что кочующие калмыки и бродячие самоеды и поныне живут по-старому, чураясь т.н. европейской культуры. Остальные народы Европы мало-помалу перенимают все те способы обработки земли, все те приспособления и даже те способы организации общества и ту науку, которые были созданы наиболее культурными народами Западной Европы. Англичане, немцы, итальянцы, французы, беларусы и российцы** одинаково работают над распространением науки и образования, обмениваются своими достижениями в искусстве и технике, каждый из них вносит свой вклад в сокровищницу общеевропейской культуры.
** в оригинале расійцы (хотя на карте были расейцы). Воспользуемся здесь смысловым аналогом «российцы», потому что в дальнейшем для обозначения русских будут и другие слова.
Далее Азбукин приводит таблицу с территорией и населением стран Европы, в которой Белорусская и Украинская ССР фигурируют в качестве отдельных дзяржаў.
Белорусы
Но перейдем уже, наконец, к белорусам, которые, согласно Азбукину, живут в двух государствах: Белорусской ССР и Польше. В Польше все плохо:
На землях, населенных беларусами и украинцами, польское правительство закрывает беларуские и украинские школы, принуждает народ пользоваться польским языком в государственных учреждениях и учить детей в польских школах. Часто беларуские и украинские крестьяне, недовольные присоединением к Польше, поднимают восстания против польских жандармов. Чтобы держать народ в послушании, польское правительство вынуждено держать на своих восточных «кресах» большую армию и полицию. Таким образом, беларуские и украинские земли требуют от Польши больших расходов и являются слабым местом Польской Республики.
При описании непосредственно белорусов начинается красота:
Три главных народа Восточной Европы – беларусы, московцы или российцы и украинцы – имеют между собой много общего, и в совокупности называются восточными славянами или рускими. Из этих трех народов беларусы являются наиболее чистыми славянами, в то время как российцы перемешались с финнами, а украинцы позаимствовали много тюркской крови.
А вот еще одно напоминание о том, что белорусы – «самые чистые славяне», прямо какой-то пункт у него на этом:
Беларусы принадлежат к восточной ветви славянского племени и являются коренными жителями нашего края. По сравнению с московцами и украинцами, они являются самыми чистыми славянами.
Язык беларусов содержит очень мало финских и татарских слов, да и по строению тела беларусы отличаются от московцев большей чистотой славянского типа. В беларуских обычаях и воззрениях сохранилось гораздо больше древнеславянской старины
Огромным богатством отличается вся беларуская народная поэзия, а беларуская народная лирика не имеет себе равных среди славянской лирики. Образованность среди беларусов находится на низком уровне, но в этом отношении беларусы не уступают московцам и украинцам. Беларуская письменность и печатное дело старше московских, но под чужеземным гнетом они пришли в упадок и начинают возрождаться только в XIX веке.
К российцам на Беларуси относятся потомки тех «чыновников», которых направило сюда российское правительство во времена правления царей. Кроме того, немало живет у нас староверов, которые поселились среди беларусов еще раньше, когда Беларусь еще не была связана с Москвой. Староверы тогда бежали с Московщины, где их преследовало российское правительство, и селились на Беларуси, где им никто не мешал молиться по-своему.
Украинцы живут на южных окраинах Беларуси. Иногда к украинцам причисляют жителей Полесья, так называемых пинчуков. Действительно, те полещуки, которые живут к югу от Припяти, говорят скорее на украинском, чем на беларуском языке, но по обычаям, одежде, воззрениям и характеру построек у них больше общего с беларусами.
Независимое Беларуское государство существовало уже в IX веке под названием Полоцкого княжества, имевшего очень слабую политическую связь с Киевской Русью, как тогда называлась Украина. В XIV веке Беларусь объединилась с Литвой в единое Литовско-Беларуское государство, в котором господствовали беларуская культура и беларуский язык. В XVI веке это государство было объединено с Польшей, постепенно утратило свою независимость и даже стало подпадать под влияние польской культуры. В конце XVIII века, во время разделов Польши, Беларусь отошла Московщине, под властью которой она оставалась до 1917 года. Беларуское крестьянство все это время находилось под экономическим гнетом со стороны польских панов и русских чиновников, которые стремились ополячить или омоскалить беларуский народ.
Кормовыми травами на Беларуси засеян больший процент земель, чем в Московщине, а это является важным признаком более высокого уровня сельского хозяйства. На Беларуси часто сеют люпин, который можно считать самым лучшим «зеленым удобрением», и вообще удобряют землю лучше, чем в Московщине. Сельскохозяйственные орудия на Беларуси также лучше, чем на Московщине. Древняя соха, еще повсюду распространенная на Московщине, стала редкостью в нашем крае и была заменена плугом. Деревянная борона мало-помалу вытесняется железной, часто встречаются пружинные и дисковые бороны.
Московщина
Переходим теперь к «Московщине»
В IX веке, а, может быть, даже раньше, сюда начали прибывать переселенцы-славяне с Беларуси и Украины. Стоя на более высокой ступени культуры, славяне постепенно стали славянизировать туземцев. Местные финны позаимствовали славянский язык и культуру и слились со славянами в одну великорусскую нацию. Только в самых глухих местах, на болотных просторах тайги и тундры сохранились остатки первых обитателей, которые сохранили финский язык и старинные обычаи. Большую часть северного лесного пояса Восточной Европы занимает Северная Московщина. Это обширный край, преимущественно низинный, местами равнинный, местами холмистый с немногочисленным населением, образовавшимся в результате соединения первоначальных обитателей-финнов со славянами, пришедшими сюда с Беларуси и Украины.
Великорусы основали в пределах Северной Московщины свои княжества, а затем, после татарского ига, объединились в одно мощное Московское государство. Главная река края — Волга — указала московцам путь к дальнейшей колонизации на восток и юго-восток. Постепенно великорусы овладели почти всей Восточной Европой и Северной Азией. Московское или Российское государство вступило в отношения с Западной Европой и стало одним из крупнейших государств мира. Однако его удаленность от западноевропейских культурных центров и слабое развитие торговли задержали культурное развитие, и среди европейских государств Россия оставалась одной из последних по состоянию образования, науки и экономики. Лишь вблизи крупных городов, особенно вблизи столиц, где развилась фабричная промышленность, процент неграмотных относительно невелик.
Будучи преимущественно сельскохозяйственным краем, Северная Московщина, однако, и по уровню сельского хозяйства отстала не только от западноевропейских стран, но и от соседних Беларуси и Украины. В целом там преобладает трехпольный способ земледелия, но во многих других местах сохранился старинный лядинный способ земледелия, который почти совсем вывелся на Беларуси.
Великорусы Северной Московщины привыкли к вечной борьбе с природой, привыкли преодолевать всевозможные препятствия на каждом шагу, терпеть голод и холод, работать без отдыха в течение короткого лета на убогой пашне. В связи с этим они отличаются непритязательностью, довольствуются малым, умеют выкручиваться из трудных обстоятельств, приспособиться к любым условиям жизни. В семье великорус отличается деспотизмом: отец – полноправный хозяин семьи, муж — хозяин и собственник жены.
Для великорусов характерно восточное влияние в семейной, гражданской и религиозной жизни. В религиозных вопросах великорусы проявляют чисто восточный фанатизм. При этом наибольшее значение они придают не сущности веры, а ее показной стороне — обрядам. Нигде среди славян нет такого большого количества религиозных сект, как среди московцев.
О сортах московцев
На западе страны, в бассейне Северной Двины, местные великорусы отличаются высоким ростом, крепким телосложением, уверенностью в себе, подвижностью и красотой. К юго-востоку от Вятки живут великорусы более низкого роста, слабые, болезненные на вид. Дома великорусов в бассейне Двины большие, богато украшенный резьбой; в доме чисто, красиво, обстановка почти городская. У вятских великорусов дома, маленькие, крытые соломой; в комнатах темнота, нищета, грязь. Отсталость и бедность вятичей объясняются большим распространением крепостничества в их землях, а более низкий рост – большей примесью финской крови.
Рядом с вятскими великорусами и по сей день живет много древних обитателей края – финнов-вотяков*, которые внешне очень похожи на своих соседей-великорусов, но отличаются от них главным образом своим вотяцким языком финского происхождения. Они тоже невысокого роста, сутулые, молчаливые, живут бедно, в темноте и грязи. По вере они считаются православными, но сохранили многие языческие обычаи и воззрения.
*удмуртов
Полной противоположностью им являются зыряне*, еще один финский народ, который до сих составляет большинство населения бассейна Вычегды. Они среднего, а то и высокого роста, здоровые, способные, похожие на великорусов бассейна Двины. Зыряне живут в чистых, иногда и двухэтажных домах, любят мыться и рядом с домом всегда строят отдельную баню. Зыряне — хорошие охотники, ловкие торговцы, но плохие земледельцы. По языку и зыряне, и вотяки относятся к приуральской ветви финского племени.
*коми-зыряне
Деревни Южной Московщины состоят из деревянных, грязных, серых халуп, вытянутых вдоль долгой улицы без единого дерева. Здесь нет красивых деревенских садов, которыми изобилует соседняя Украина, нет и высоких двухэтажных чистых построек, которые часто встречаются в деревнях Северной Московщины.
Большинство современных жителей Черноземной Московщины относятся к великорусам и, как и большинство великорусов, отличается от беларусов и украинцев более низким ростом, более широким лицом и большим выступанием скул. В их характере отмечается больше азиатского, больше восточных обычаев, восточных представлений, которые проявляются, например, в деспотичном угнетении женщины. Заимствовав через Украину и Беларусь греко-византийскую культуру, они переработали ее на свой лад, приспособили к своему мировоззрению.
По уровню культуры южные московцы стоят значительно ниже северных московцев, беларусов и украинцев. Неграмотных здесь еще больше, чем там. Нет у южных великорусов и той энергии и способностей к торговле, которыми отличаются северные московцы.
Украинцы
Украинцы (на западе их чаще называют русинами, на востоке иногда еще малороссами), составляющие повсюду большинство населения края, относятся, как и московцы и беларусы, к восточнославянским народам. От беларусов и московцев они отличаются высоким ростом, более темным цветом кожи и глаз и преимущественно черными волосами. По сравнению с московцами они более чистые славяне, но от беларусов отличаются примесью кровей различных тюркских народов, кочевавших когда-то в украинской степи. Результатом этой примеси можно считать спокойный, миролюбивый нрав украинца. Серьезность, остроумие, философский взгляд на обстоятельства, отсутствие московской суеты и жадности, упрямство являются основными характеристиками украинцев.
Украинский язык, как и польский, беларуский или российский, представляет собой отдельный славянский язык, богатый и красивый, приятный на слух и содержащий мало иностранных слов. Народная поэзия украинцев по количеству, содержанию и мелодичности песен, сказок и пословиц может равняться беларуской и значительно превосходит народную поэзию поляков или российцев. Украинские писатели (Шевченко, Кулиш, Коцюбинский, Винниченко и другие) могут считаться одними из лучших славянских писателей.
Прибалтика
Литовский язык стоит еще ближе к санскриту, чем латышский. Ученые пробовали обращаться к литовским крестьянам на санскрите, и те понимали санскритские предложения без перевода*. Литовская народная поэзия отличается богатством и красотой. Литовцы не поют о богатырях и славных битвах с чужеземцами, а лишь скорбят о своих погибших на войне братьях. В любовных стихах и песнях они избегают всего нескромного, грязного, поют только о чистой любви и нежности. Как и беларуский язык, литовский характеризуется обилием уменьшительно-ласкательных слов и отсутствием возвеличивающих и оскорбительных.
По уровню образования современные литовцы стоят выше беларусов; землю они обрабатывают усердно и живут богаче наших крестьян. Однако самобытного они дали мало, а литовская письменность только начинает развиваться. Языком культуры на Литве до недавнего времени был язык одного из соседних народов – сначала беларуский, затем польский. По этой причине самобытная литовская культура ниже латышской или эстонской.
* романтическая легенда начала XIX века, живущая, впрочем, по сей день.
Первым народом, который принес в Литву первые семена европейской культуры, были беларусы. Уже в XII, XI веках и даже еще раньше, вдоль южных границ Литвы строились беларуские города, жители которых торговали с литовцами, обменивались с ними знаниями и опытом хозяйственной жизни. С беларусами литовцы жили как добрые соседи и братья, заимствовали у них язык, веру и обычаи, постепенно объединялись с ними в одну нацию, сливались с ними. Литовские князья женились на беларуских княжнах, объединяли под своей властью литовские и беларуские земли. Таким образом образовалось мощное литовско-беларуское государство, в котором господствовали беларуский язык и беларуская культура.
Нынешние жители Латвии – латыши – своим обликом мало напоминают эстонцев. Нос у них не такой широкий, но выдающийся, прямой, лицо красивее. Как и у всех литовских народов, у латышей светлая кожа, белые волосы, серо-голубые глаза. Трудолюбивые, способные, стойкие и упорные в труде, латыше сознательно интересуются своим национальным движением, уважают образование; по культуре стоят выше эстонцев, у них больше собственных книг, газет, журналов.
Население Эстонии состоит из эстонцев (или эстов), которых древние славяне называли чудью. Своим обликом и языком эстонцы напоминают финнов Финляндии. По культуре они стоят ниже финляндцев, но значительно превосходят московцев. Простодушные, трудолюбивые и стремящиеся к образованию, эстонцы, однако, живут бедно, потому что до последнего времени у них на своей родине не было собственной земли, и они были вынуждены трудиться как рабы в поместьях немецких баронов или на фабриках немецких богачей.
Ну что ж, вот такой учебник для школ советской Белоруссии. Нетрудно заметить, что текст буквально сочится идеями расового превосходства белорусовнадо всеми, особенно «российцами». Их «научное» обоснование смехотворно, и можно было бы посмеяться надо всеми этими разглагольствованиями о самых чистых славянах, о небывало фольклоре, древнем белорусском государстве и прочем. Но… что-то не смешно.
По иронии судьбы, в 1931 г. Азбукин был выслан на 5 лет в тот самый Вятский край, где живут великорусы более низкого роста, слабые, болезненные на вид. Умер в 1943 г. заключении.
Продолжение: Немного о восточнославянском генофонде: статья, которая огорчит черепомеров