Этот проект обсуждают с позапрошлого десятилетия, однако к его реализации так и не приступили. В последнее время относительно данной инициативы в СМИ появляется самая разная информация, порой весьма противоречивая. Неоднозначным мнение экспертов остается и после визита президента РФ Владимира Путина в Китай, где на переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином эта тема вновь поднималась главами государств.
Речь идет о строительстве магистрального газопровода (МГП) «Сила Сибири-2» мощностью 50 млрд куб. м в год. Одни издания пишут, что никаких комментариев после встречи первых лиц относительно проекта со стороны Пекина не последовало. Другие подчеркивают, что в ходе своего выступления китайский лидер заявил, что в Поднебесной надеются на скорейшее продвижение в данном вопросе.
О «Силе Сибири-2» Владимир Путин говорил и с монгольским коллегой Ухнаагийн Хурэлсухом. Именно через территорию этой страны и должен пройти МГП (раннее рассматривался вариант трассировки через Казахстан, но от него в итоге отказались). Но каких-то конкретных соглашений Москва, Пекин и Улан-Батор пока не заключили. Вице-премьер РФ Александр Новак в марте 2023-го после визита Си Цзиньпина в Россию заявил, что «Газпрому» дано поручение проработать соответствующий проект и выйти на подписание договора.
Не исключено, что это произойдет в ближайшее время, хотя отдельные наблюдатели полагают, что КНР отдает предпочтение четвертой ветке газопровода «Центральная Азия – Китай» (так называемая «Линия D»), которая имеет для Пекина и важное геополитическое значение — туркменский газ пойдет в Поднебесную через Киргизию и Таджикистан (эти страны также нуждаются в энергоресурсах). А «Сила Сибири-2» в этом плане для Пекина является хотя и важным, но все-таки не приоритетным проектом.
Некоторые аналитики считают, что Китай затягивает подписание ключевых документов специально, дабы получить более выгодное предложение по цене, ведь альтернатив у России относительно поставок «голубого топлива» по трубопроводу в таких количествах сегодня особо нет. Так или иначе, но большинство экспертов отмечает выгоду для каждой из сторон, не сомневаясь, что проект рано или поздно (ориентировочно в начале 2030-х) все-таки будет реализован.
Сергей Гатауллин, российский ученый, к.э.н., техноброкер, экономист:
«При реализации газопровода «Сила Сибири 2» каждая из стран-участников международного проекта совершенно предсказуемо пытается получить максимально возможную выгоду от сотрудничества. Для России это возможность замещения потерянного западного рынка сбыта, для Монголии — дополнительные доходы в бюджет от транзита российского газа и специальные условия покупки для внутреннего рынка, КНР — дешевые энергоносители. Также вполне логично, что, являясь на сегодня основным игроком мировой геополитики, Китай очень внимательно оценивает возможные риски потенциально привлекательного сотрудничества, особенно в части зависимости промышленного производства от одного основного поставщика углеводородов, предпочитая диверсификацию поставок, пусть даже по более дорогой цене, например, из Туркменистана. С большой вероятностью консенсус будет достигнут, но финальные условия могут изменить соотношение премий бенефициаров не в нашу сторону».
Сегодня Россия наряду с Туркменистаном остается одним из главных импортеров природного газа для Китая (с учетом СПГ). В октябре текущего года вице-премьер РФ Александр Новак подчеркнул, что поставки «голубого топлива» по «Силе Сибири» в 2023-м составят 22 млрд куб. м. А к 2025 году удастся выйти на проектную мощность — 38 млрд куб. м. Хотя в «Газпроме» раннее озвучивали другие сроки — 2027 год.
Глава энергетической компании Алексей Миллер уверен, что в скором времени трубопроводные поставки газа в Китай достигнут объема поставок в Западную Европу (имеются в виду досанкционные показатели). Владимир Путин раннее также отмечал, что к концу десятилетия совокупный объем поставок газа в КНР составит не менее 98 млрд куб. м. Но для достижения этой цели как раз и необходим МГП «Сила Сибири-2».
В статье использованы изображения с сайта ПАО «Газпром» / gazprom.ru