Когда я рассматриваю сцены, где Белугин размышляет о своей любви, у меня почему-то всё время возникают оперные аналогии - и строка, вынесенная в заголовок, и её продолжение: «И рад бы забыть её забыть-то силы нет». Именно так – беззаветно, самозабвенно – любит Андрей (разве что на преступление, подобно оперному герою, не идёт).
В самом начале пьесы мы слышим горькие размышления героя, переживающего, что его поведение недостойно («И стал я ничем, ничем не лучше всякого разбойника и всякого бесчестного!..»): ведь у него уже есть невеста, милая, любящая и, как думал раньше, любимая («Полюбил я твою сестру, и по рукам мы ударили»), а он вдруг «взлюбил» другую: «Да что ж делать-то, коли другая взяла за сердце, да и вырвала его?.. От своей судьбы не уйдёшь!..» (и снова – «Ведь любовь-то та же тетива на луке: порвалась она узлом её не свяжешь»).
Брат невесты (и друг Андрея) возмущён: «Гм… история, братец ты мой!.. По-приятельски, удружил!.. Ты знаешь ли, как это, по-нашему, по-русски, называется?.. Ведь этот твой пассаж для сестры и для всей нашей фамилии бесчестье и мараль!.. Ты подумал ли об этом?» Но сам Андрей судит себя строже всех: «Изменник я своему слову и, значит, бесчестный человек!», «Прощай, Таня!.. Какую я сейчас с тобою подлость сделаю, так, кажется, убить меня… убить!..»
Ему очень трудно даётся объяснение с Таней («Ведь вот только десять слов сказать, там и легче будет, как гора с плеч свалится; да как их эти слова-то, выговоришь?.. Готовы они, на губах вертятся, а изнутри-то совесть как огнем жжёт!..») Он и не пытается оправдаться перед той, которая всё уже раньше и поняла, и почувствовала («Я уж давно угадываю… давно ждала!.. Ведь насильно любить не заставишь?»), а просит лишь об одном: «Нет, ежели ты сердиться или бранить, так уж ты брани меня одного, а её, Таня, не проклинай!..»
И его любовь удивительно глубока и трогательна. Он не позволяет никому прикасаться к своему чувству. Его возмущает совет друга («А коли так круто пришло, так что ж ты зеваешь-то, голова?.. Приглашай кататься хоть сегодня… ямскую тройку с набором… маменьку ублаготворить, а с дочкой, как потемнее станет… куда-нибудь подальше!» - и снова аналогия: «Нагрянем ночью, дверь с крюка сорвали, красавицу на тройку и пошёл!»): «Не будь ты Василий Сыромятов, задушил бы тебя за эти слова!..» Он не позволяет Агишину легкомысленно расспрашивать себя («Ну, что ж, Андрюша, мой милый, как дела твои?.. Ну, твое ухаживание, любовь, обожание, что ли?..»): «Это уж мое дело! Ты разговоры эти лучше предоставь!.. Потому что над чем я сам не шучу, над тем и другим не позволю!..»
Он не умеет красиво говорить («Значит: это — святыня… к которой прикасаться нельзя?..» - «Ну, да уж как хочешь, так и понимай!..»), даже подчас не слишком грамотно выражает свои мысли («Не предоставь, а оставь! Ты хочешь сказать: оставь? Тут есть небольшая разница». – «Ну, там оставь или предоставь — это всё одно… а только я тебя прошу, чтоб этих разговоров не было, потому я не люблю!..»). Но он умеет по-настоящему, сильно чувствовать: «Рассказать тебе вдруг мои чувства — я не могу… да и слов таких не знаю… а вот возьми ты разорви грудь мою, да и погляди сам, что там делается!.. Вот не уйдёшь никуда от этого… не спрячешься…»
Агишин полуиздевательски скажет о нём: «А какая нежность, какая деликатность чувств! Явление замечательное в настоящее время». Но ведь он, сам того не понимая, использовал самые точные слова! Поведение Андрея, возможно, не всегда деликатно. Он может сказать Агишину: «По-нашему, привезти из Питера подарок тысячи в три — вот это сюрприз!» - или спросить у него: «Торговаться ты, что ль, хочешь, отступного, просишь?» (конечно, не предполагая, на какое «отступное» тот рассчитывает). Однако вспомним, что давать деньги на «приданое» или на угощение гостей он будет действительно очень деликатно.
И то, что он будет преуменьшать ценность своих даров: и цветов («Merci!.. прелесть какой букет! Где вы достали?» - «Да помилуйте… да где угодно-с! Нешто редкость какая!»), и шампанского («Хорошее вино». – «Ничего-с: вино как вино!») – говорит о тонкости чувств; это вам не аховское «Может, не почувствуют, так ты им объясни: что вот купил я, деньги бросил большие, так чтоб знали они...»
Он будет страшно конфузиться и путать слова, делая предложение любимой: «Так, вдруг-с… такое расположение бывает, что все мысли перепутаны и точно в тумане!..» [вот уж точно – «Зазнобила ему сердечко красная девица»!], «Елена Васильевна, всего два слова: моя любовь — не шутка… не шутка-с: тут вся моя жизнь в ней-с! Елена Васильевна, у меня все решено-с, и теперь я вашей руки прошу-с… Отвечайте мне, Елена Васильевна… прямо от души… и прошу вас сию минуту-с… ждать мне, по моим чувствам, никак невозможно-с!» И вдруг фраза, которая могла бы показаться слишком красивой, если бы была произнесена более грамотным языком: «Пущай же цветы вам это скажут-с!» - «Цветы? они молчат… только хорошо пахнут… свежие!» - «Нет-с… они говорят…» - «Очень тихо, значит… я не слышу!..» - «Они говорят-с, говорят про любовь того человека, который, может, самый несчастный!..»
И очень горько скажет, услышав смех Елены, которая вдруг представила себя «купчихой Белугиной»: «Смеяться теперь надо мною… грех! Уже это надо совсем никакой души не иметь!..»
Он «со всем трепетом» будет ждать обещанного через час ответа («Только как мне этот час долог покажется!..»), а вернувшись и не застав никого, переживает: «Я, кажется, мешаться в уме начинаю помаленьку… потому песня какая-то лезет в голову совсем не к месту! Вон Илья сидит на козлах, кулёк шампанского держит; вон Серый что-то вздрагивает, ушами поводит. Эх, Серый, куда-то ты помчишь меня отсюда!» И, получив согласие, не может скрыть своего блаженства: «Елена Васильевна, верить ли-с?», «Нина Александровна! Такое для меня счастье!»
Когда Нина Александровна скажет: «Я отдаю вам всё, что имею дорогого», - он ответит: «Дорогого-с!.. Так и блюсти будем, как самое дорогое. Кто теперь счастливей-то меня на свете?» И это не кажется пустыми словами. Несколько комичен диалог с Еленой: «Брошусь, право брошусь с колокольни с какой-нибудь!» - «Ну, тогда и свадьба наша не состоится». – «Цел останусь, невредим, не беспокойтесь!» И в этот момент действительно кажется, что он из тех людей, кому море по колено (вспоминается другой литературный герой - «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед»). Его любовь не знает границ - «Да уж, брат, душу ли за неё положить, в охапку ли взять покрепче — уж этого у нас так-то много, что и девать не знаем куда».
И в этот момент ему все кажутся удивительно хорошими людьми. Сжимая в объятиях Агишина («Друг ты мне, друг единственный и навеки. Ты всему моему счастью — главная причина: ты мне первый указал Елену Васильевну, ты же меня и познакомил с ними! Я этого век не забуду!»), он и не подозревает, что, едва он выйдет за свежим шампанским, между Еленой и «другом единственным» состоится многозначительный разговор: «Это сделка с совестью, о которой вы говорили! Я не хочу пропускать случая и хочу взять от жизни всё, что она может дать мне». – «И отворить двери рая тому, кто так долго томится у их порога!» Агишин тоже упивается победой, не понимая ещё, что слова Елены «Это не геройство!», сказанные в ответ на обращение к её матери («Вы становитесь выше общественных предрассудков, вы, для счастья дочери, смело идёте навстречу пересудам и осужденьям! Я должен только удивляться вашему уму и геройству Елены Васильевны…»), - это и осуждение, может быть, пока не очень осознанное, самой себя. Ведь чуть раньше она как-то горестно сказала: «Да и вся жизнь — шутка! Шутя люди живут и умирают».
Андрей действительно «счастлив, как глупый школьник». И его посвящённый невесте тост («Я говорить не умею; но пусть жизнь моя вам докажет, сколь душевно я люблю вас, и что нет того на свете… И нет того в мире, как Бог свят, что б я не сделал, чтобы хоть малость заслужить любовь вашу…») выражает всю его любовь.
Он ещё не знает, что ожидает его совсем скоро. И тем страшнее станет его разочарование: «Что я для вас сделал — об этом я говорить не стану, потому что вы за попрёк сочтете, но я вам душу, душу отдал-с… Понимаете ли, душу отдал…»
Но об этом – в следующий раз.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
"Путеводитель" по пьесам Островского здесь