Как же трудно бороться со стереотипами! Интересно, как часто мои читатели сталкиваются с тем, что на их детей жалуются в саду, в школе, во дворе? Думаю, что хотя бы раз в такой ситуации оказывалось большинство взрослых. Особенно если ребенок веселый, активный, с богатой фантазией. Он отличается от других и живым темпераментом, и повышенной эмоциональностью. О таких детях говорят - " энергия бьет ключом", " это не ребенок, а стихийное бедствие". Направь такую энергию в нужное русло, и человечек горы свернет. Но для многих взрослых такой ребенок - "неудобен". Ведь он может вывести из себя самого терпеливого взрослого. От него требуют не шуметь, не болтать, не баловаться. Его постоянно ругают и одергивают. Ребенок подрастает, идет в школу, а вместе с ним растет и проблема. Родители постоянно слышат жалобы: "Не слушает, легко отвлекается, быстро теряет интерес к занятиям». В общем, такие дети очень и очень "неудобны". Но это - обычные дети, на них хоть и жалуются, все таки они остаются в садах и школах, получают образование, работу и "место под солнцем".
А есть дети - не такие как все. Они с особенностями. К сожалению, многим людям ничего не хотелось бы знать о сложностях и радостях особенных детей. Все эти особенности воспринимаются окружающими как нечто шокирующее. Дети с приобретенной патологией еще вызывают у окружающих немного сочувствия и какого-то понимания, а вот с врожденными проблемами чаще всего воспринимаются совершенно по другому. Когда я написала статью
комментарии конечно были очень противоречивые. В какой-то мере они меня конечно задели. Я же не робот, хотя в принципе была морально готова к "желтушке". И все таки большинство высказалось положительно или нейтрально. Я уж было успокоилась. Но произошла история, которая лишний раз доказывает что "ненужные дети" будут всегда. Она коснулась лично меня и мою семью. Злопыхатели сейчас будут радостно потирать ручонки, ну да бог им судья. А ситуация произошла такая. В нашей семье есть еще один ребенок с синдромом Дауна. Моя внучка. Не родная, но от этого она не перестает быть нашей.
Веселый, общительный человечек. Адаптированная, социализированная. Занимается фигурным катанием. Четыре года отходила в детский сад. К стати в тот же, куда ходил и Сава. Четыре года в детском саду с ребенком не было ни каких проблем. Но вот исполнилось ей восемь лет. Родители встали пред выбором, идти ли в этом году в школу. Посоветовались со специалистами, которые занимаются с девочкой, и решили что особо торопиться не куда и если есть возможность получше подготовиться к школе, значит будем готовиться. Ведь ни для кого не секрет, что деткам с синдромом Дауна нужно больше времени для обучения. Не далеко от дома есть частная школа, а при ней частный детский сад. Довольно удобно, походить год в сад, что бы дети и педагоги познакомились с ребенком, все друг к другу адаптировались. Там же ведутся курсы к подготовке в школу. В общем куча бонусов. Правда и оплата соответствующая. Но когда это останавливает, если хочешь для ребенка выбрать лучшее. Конечно сперва сходили познакомиться, брали с собой и внучку. И казалось бы всех все устраивало. В августе девочку стали водить в детский сад. Все было замечательно. Сад оборудованный, площадка замечательная, специалисты берут на занятия. Но через полтора месяца родители стали замечать, что дочка стала капризничать и отказываться туда идти. А вот на тренировки и занятия к прежним специалистам шла с удовольствием. Выяснилось, что поменялся воспитатель. Сперва этому не придали особого значения. Ждали, когда привыкнет. Но через пару недель эта воспитатель сказала, что их приглашает на беседу заведующая. Естественно от мамы прозвучал вопрос: "Что случилось?" Сперва ей ничего не хотели объяснять, а потом все таки высказали: " Ваш ребенок ведет себя агрессивно. Дети и родители на нее жалуются". Это было что-то невероятное и конечно родителей стали интересовать подробности, но воспитатель не просто не пошла на контакт, а стала кричать, что она педагог с сорокалетним стажем, но с такими детьми никогда не работала и работать не собирается. И вообще, она знает, как работать под камерами. Хорошо, что она так сказала. Сейчас во многих садиках есть камеры видеонаблюдения, а уж в частном и подавно. Родители не поленились, потратили все выходные и просмотрели записи. То, что они увидели, стало для них шоком. Нет, не в плане поведения ребенка, а в отношении к нему.
Любой ребенок может упрямиться и не делать что-то с первого раза. Если ребенку не нравится взрослый, то он может не пойти на контакт с ним. Это тоже обычное явление. Но еще сложнее, если взрослый человек делает из ребенка изгоя. Воспитатель в течения дня ходит мимо нее, как мимо пустого места. Не желает замечать, что девочку обижают и дразнят. Вот она сидит в уголке игрушек, раскладывает на столике кукольную посуду. Подбегают два сорванца, смахивают все со столика, а потом тычут в девочку пальцем и смеются. Забирают игрушку, толкают. Воспитатель не делает им замечание, не останавливает. Она знает, как работать под камерами и не подставить себя перед "крутыми родителями". В обед девочка не садиться кушать со всеми, сидит одна за отдельным столом. Воспитатель в разговоре указывает на это и заявляет, что это асоциальное поведение. Она не желает понимать, что ребенок обиделся. Все идут спать. Девочка продолжает сидеть за столом. И вот ее уже вытаскивают за руку и пытаются тащить в спальню. Внучка естественно сопротивляется. Как вы думаете, что сделала воспитатель? Она зовет нянечку и они вдвоем тащат ребенка за руки и за ноги в спальню. Это нормально?
На следующий день мальчишки опять попытались обидеть девочку, но в этот раз она была настороже и просто встала и оттолкнула обидчиков. И что произошло? Они стали кричать, что их ударили. Видимо потом рассказали дома. Замечаете разницу? Одна не умеет жаловаться, терпит и молчит, а другие тут же пожаловались. Она плохая, а те - бедные жертвы.
И вот уже родители сидят и беседуют с заведующей детским садом. Приглашены психолог и еще пара специалистов, которые занимались с внучкой. И у них, к стати, проблем с ребенком нет. Они брали девочку на занятия и сказали, что ребенок абсолютно адекватный, социальный, хорошо занимается и многое умеет. Заведующая тоже посмотрела видеозаписи, извиняется за воспитателя, но... заменить ее не кем, да и не за чем. К тому же родители детей в группе категорически против, что с их детьми сад посещает "даун" такой ребенок. Ее слова: " Я конечно понимаю вас, но дети ее обижают. Это ведь может плохо сказаться на вашем ребенке и т.д." Естественно внучку с сада забрали. Год ребенок будет сидеть дома.
Мне кажется, очень показательная история. История того, как взрослые уродуют душу и сознание детей. Дети гораздо терпимее нас с вами и, как правило, не делят людей на таких и не таких, пока мы с вами им об этом не расскажем. И главное, как расскажем. Я это точно знаю, по Саве. Мы ходили в сад и сейчас посещаем школу, и сына принимали и принимают просто как ребенка. Я всегда с благодарность вспоминаю нашу группу в саду, и детей и родителей, которые умудрялись меня подбадривать, когда Савка не говорил или нес тарабарщину. Его называли в группе "наш француз" .Огромная заслуга педагогов в том, что они не выделяли его, " как особенного". Сава был как все. Хулиганил - наказывали, за хорошее - хвалили и поощряли. Привлекали везде, на занятиях, на праздниках, вовлекали в игры. Поэтому мое мнение остается неизменным - отношение сверстников к детям с синдромом Дауна формируется, прежде всего, под воздействием педагогов и родителей. Именно от них зависит, как таких детей будут воспринимать окружающие.
Мне встретилось такое изречение:
Уровень развития цивилизации определяется отношением общества к ее малоспособным членам: старикам, детям и людям с ограниченными возможностями.
Мне очень жаль, что у нас в стране принятие обществом ребенка или взрослого с синдромом Дауна - это большая проблема. Появление таких детей все еще воспринимают как что-то сверхъестественное. Да собственно говоря и не только таких . Дети с аутизмом, с СДВГ, ДЦП и с другими проблемами здоровья тоже становятся "неудобными" для общества. Но, как бы люди не старались избегать встречи со всем неудобным, у них это не получится. Не возможно закрыться от довольно большой части этого мира. А избегая общения с особенными людьми, мы невольно проводим разделительную черту: «мы — это не они, мы — другие».
Но может быть стоит задуматься о том, что в любой момент ваша жизнь может измениться, и особенным может стать любой из нас. Какого отношения вы хотели бы к себе?