/Республика Марий Эл/
Из всех столиц, где я успела побывать, Йошкар-Ола самая маленькая. И в принципе, ей характерна особая прелесть небольшого города – когда заглядываешь за многоэтажку и обнаруживаешь там одно- или двухэтажный деревянный домик.
Коренное население – марийцы, представители финно-угорских народов, но в Йошкар-Оле марийцы составляют только четверть населения. Тем не менее, на табличках с номерами домов названия улиц написаны на двух языках – русском и луговомарийском. Не путать с горномарийским языком. На первом разговаривают луговые марийцы, именно они живут в Йошкар-Оле, а на другом горные марийцы, есть и такие в Марий Эл. Для небольшого региона два языка – уже многовато. Дальше будет интересней.
Город расположен на реке Кокшаге. Спустя довольно продолжительное время после взятия Казани и уже после смерти Ивана Грозного на этом месте была построена военная крепость, которую назвали Царев город на Кокшаге. Город рос, ширился, крепость свою оборонительную функцию постепенно утрачивала и город как-то незаметно стал Царевококшайском. После революции, естественно был переименован в Краснококшайск, а в 1928 году переименован еще раз. Причем, в основе современного названия лежит не привязка к названию реки, как было прежде, а... та часть, где Красно-, то есть Йошкар-Ола в переводе с марийского – красный город. Такой вот получился марийский ответ буржуазии.
Так или иначе, но город формировался, формировался и, только успел сформироваться, как вдруг наступили 90-е годы XX века и он стал формироваться снова под руководством местной власти, имеющей свои представления о прекрасном и, вероятно, из гуманистических целей желающей познакомить местное население со всеми архитектурными европейскими достопримечательностями. В общем, если соберетесь в Европу, поезжайте в Йошкар-Олу, там уже всё есть. И еще Москва. Она тоже там.
Поначалу это интересно. От главного входа в Царевококшайский кремль, имитирующий Московский кремль, открываются живописные и очень разноплановые виды на собор, многоэтажную застройку, малоэтажную застройку, что-то голубое и явно историческое, а также деревянный домик сбоку.
Разом охватив глазами всю эту картину, я зажмурилась. Внутрь кремля заглянула, не нашла там ничего интересного и обошла его по периметру с внешней стороны.
Обратная сторона псевдо- Московского кремля оказалась интересней странной бутафории и мешанины стилей. Хотя бы тем, что к бутафории я стояла спиной и здесь меня ждало сочетание особняков недавнего века, с очень современным дизайном различных правоохранных зданий.
Но это еще что! В городе есть собор Василия Блаженного! Как настоящий, только поменьше, – подумала я. Эх, темнота... оказалось, что это питерский Спас на Крови. То есть в Йошкар-Оле – Благовещенский собор, но за основу взят проект питерского храма. Я еще почему ошиблась?.. Дело в том, что Благовещенский собор стоит за Благовещенской башней очень похожей на Спасскую (не перепутала?)
За Благовещенской башней начинается площадь. Но не Красная, а площадь Республики и Пресвятой Девы Марии. Небольшой кусочек Италии рядом с площадью – Итальянский садик, где установлен памятник известному меценату Лоренцо Медичи. Почему ему? Потому что себе памятник ставить как-то неприлично, зато можно смотреть на Лоренцо и видеть в нем... да, кого угодно.
Европейская католическая культура здесь же реализована скульптурными изображениями Пресвятой Богородицы и Архангела Гавриила.
Набережная Кокшаги плотно забита зданиями, сгрудившимися у ее берегов и имитирующими Венецию.
Коллективная европейская столица реализована часами с движущимися фигурами, установленными на ратуше, роль которой здесь выполняет здание Национальной художественной галереи, построенной в 2007 году.
За пределами родины я мало где побывала, а тут сразу все. Трудно передать словами, как я признательная за эту возможность. Правда, у меня как-то быстро началась резь в глазах от такой интенсивной эклектики, вроде как я оказалась на архитектурной дискотеке. Куда не пойдешь, на тебя выпрыгивает очередной фрагмент культуры. От этого всего я скрылась в подвале, там и поела. В заведении с мексиканской кухней. Можно сказать, что бизнес пошел дальше, выбрался за пределы Европы и осваивает новые континенты.
До очень современного архитектурного образа города у него был просто современный образ, который сформировался в 60-70 годы прошлого столетия и, по сути, это основательный, монотонный советский ампир.
Все же я предполагаю, что для строительства новодела не пришлось ничего специально сносить, все было разрушено еще «до нас», как, например, храмы и собора города. Историческая застройка кое-где сохранилась. И за это огромная благодарность властям, но о целостности восприятия архитектурного образа города говорить не приходится – резь в глазах только усиливается, когда переводишь взгляд с блестящих новыми панелями зданий правоохранительных органов всех мастей на особняки позапрошлого века, постсталинский ампир или итальянские мотивы.
Какой же современный город без малых скульптурных форм. Про ёшкиного кота слышали? Так вот, кому ёшкин, а кому и йошкин. И конечно, он здесь. А на площади Республики еще и йошкина кошка есть. Разбросала их жизнь. Вообще, в Йошкар-Оле есть, кажется, все мыслимые и немыслимые малые архитектурные формы, то есть количество «памятников» зашкаливает, набережная так просто кишит изваяниями. Понятно, что для установки каждого нашелся некий, правда, неочевидный повод.
Чуть подальше от центра – город, как город. Ни эклектики тебе, ни ампира – обычные пятиэтажки, деревья, зелень, не новые таблички с названиями улиц на двух языках, самая обычная речка... и глаз отдыхает. Или, например, спортивный комплекс. Я такой и в других столицах видала.
На самом деле, многим оригинальные архитектурные решения в Йошкар-Оле приходятся по душе, да и я не против. Каждому городу свое. Я даже слоган придумала Йошкар-Ола – столица Европы! Спасибо моим однокурсникам Леше и Юле за то, что натолкнули меня на идею посетить этот удивительный город. Повторить не хочу, но ни о чем не жалею.
8 августа 2023
Про Казань, Гороховец, Минеральные воды и другие города читайте в подборке «Города и сёла», а я поехала дальше, в Чебоксары