Происходивший "из купеческого семейства" (занимавшегося торговлей мясом), Григорий Семенович Седов родился в Москве в начале 1836 года и там же получил начальное художественное образование в школе живописи и ваяния. А вот основное образование он поехал получать в Петербург, в Академию художеств, куда поступил в 21-летнем возрасте.
За время 9-летнего обучения он успел собрать все возможные медали Академии с максимальной наградой (как вы наверняка помните это большая золота медаль) в самом конце. И как водилось в те времена, Седов получает право "на пенсионерское пребывание за границей в течение 6-ти лет". Кстати говоря, во время обучения он был знаком с известным впоследствии мастером пейзажа - Иваном Шишкиным, ранний портрет которого (выполненный Седовым) дошел до нас:
Думаю, что вы помните из моих статей или просто знаете, что пока что всё достаточно стандартно для многих живописцев, обучавшихся в Академии художеств как до нашего сегодняшнего героя, так и после. Но вот именно там, в Париже, всё пошло не так, я бы даже сказал, наперекосяк. Обратимся к источникам ("Художественные новости"):
[Он] прожил с с 1867 по 1870 гг. в Париже, где исполнил всего лишь две вещи: картину "Христос в темнице" и "Образ Пресв. Троицы" в полукуполе алтаря парижской русской церкви.
По болезни или в результате несчастного случая Седов ослепнет на один глаз, в результате чего его пенсионерская поездка закончится раньше срока:
По незнанию языков и по болезни глаза ему трудно было путешествовать в для осмотра музеев и галерей и потому в 1870 г. он предпочел вернуться в Россию.
Так напишет уже Федор Булгаков в своей книге "Наши художники". Прямо в год возвращения Академия художеств присвоит ему звание академика за эту историческую картину:
Оставшиеся годы своего пенсионерства живописец будет жить и работать в Москве, "занимаясь преимущественно работами для церквей". В частности известны его работы в московском Храме Христа Спасителя и церкви Св. Троицы у Покровских ворот.
Несколько лет спустя художник выполнит, наверное, самую известную свою работу, которую в дореволюционном словаре Брокгауза и Ефрона охарактеризуют как "замечательную, если не по внутреннему содержанию, то по прекрасному письму и отлично разыгранному в ней освещению":
Считается, что на создание полотна Седова вдохновил один из эпизодов спектакля, поставленный в московском Малом театре драмы А.Н. Островского "Василиса Мелентьева" (премьера была в 1868 году). В том эпизоде героиня, находящаяся в сонном забытьи, в присутствии Ивана Грозного проговаривает имя своего возлюбленного...
О последних годах жизни художника известно мало, хотя некоторые его картины первой половины 80-х годов XIX века до нас дошли, а значит Седов не прекращал своей художественной деятельности до самой смерти, которая застигла его в апреле 1884 года в Москве, в одном из некрологов об этом напишут так: "К сожалению слабость здоровья много мешала проявиться таланту Седова и безвременно свела его в могилу". А в одной из современных энциклопедий так подытожат его творчество:
Необходимым живописным мастерством академик исторической живописи Г.С. Седов обладал в полной мере, к сожалению, подобное нельзя утверждать в отношении его здоровья. Потому художник и не выполнил всего, к чему был предназначен.
Последняя фраза, конечно, может показаться вам спорной (как и мне), но такое мнение часто встречается как и раньше в публикациях, так и ныне на просторах Интернета.
Делитесь со всеми вашими мнениями и комментариями (при желании, естественно), а у меня на сегодня всё. Спасибо за прочтение, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже) и ставьте лайки, если статья понравилась. А напоследок приведу еще несколько портретов кисти героя сегодняшней публикации.