Найти тему
История живописи

Несчастливая поездка за границу, и чем она закончилась для художника

Происходивший "из купеческого семейства" (занимавшегося торговлей мясом), Григорий Семенович Седов родился в Москве в начале 1836 года и там же получил начальное художественное образование в школе живописи и ваяния. А вот основное образование он поехал получать в Петербург, в Академию художеств, куда поступил в 21-летнем возрасте.

"Обращение князя Владимира в христианство", Г.С. Седов. 1866. Дипломная работа художника, долгое время считавшаяся утраченной до экспертизы в 2010 году.
"Обращение князя Владимира в христианство", Г.С. Седов. 1866. Дипломная работа художника, долгое время считавшаяся утраченной до экспертизы в 2010 году.

За время 9-летнего обучения он успел собрать все возможные медали Академии с максимальной наградой (как вы наверняка помните это большая золота медаль) в самом конце. И как водилось в те времена, Седов получает право "на пенсионерское пребывание за границей в течение 6-ти лет". Кстати говоря, во время обучения он был знаком с известным впоследствии мастером пейзажа - Иваном Шишкиным, ранний портрет которого (выполненный Седовым) дошел до нас:

"Портрет И.И. Шишкина", Г.С. Седов, 1859.
"Портрет И.И. Шишкина", Г.С. Седов, 1859.

Думаю, что вы помните из моих статей или просто знаете, что пока что всё достаточно стандартно для многих живописцев, обучавшихся в Академии художеств как до нашего сегодняшнего героя, так и после. Но вот именно там, в Париже, всё пошло не так, я бы даже сказал, наперекосяк. Обратимся к источникам ("Художественные новости"):

[Он] прожил с с 1867 по 1870 гг. в Париже, где исполнил всего лишь две вещи: картину "Христос в темнице" и "Образ Пресв. Троицы" в полукуполе алтаря парижской русской церкви.
"Христос в темнице", Г.С. Седов, 1868-1869. Третьяковская галерея. Москва.
"Христос в темнице", Г.С. Седов, 1868-1869. Третьяковская галерея. Москва.

По болезни или в результате несчастного случая Седов ослепнет на один глаз, в результате чего его пенсионерская поездка закончится раньше срока:

По незнанию языков и по болезни глаза ему трудно было путешествовать в для осмотра музеев и галерей и потому в 1870 г. он предпочел вернуться в Россию.

Так напишет уже Федор Булгаков в своей книге "Наши художники". Прямо в год возвращения Академия художеств присвоит ему звание академика за эту историческую картину:

"Иван Грозный и Малюта Скуратов", Г.С. Седов, 1870. Николаевский художественный музей.
"Иван Грозный и Малюта Скуратов", Г.С. Седов, 1870. Николаевский художественный музей.

Оставшиеся годы своего пенсионерства живописец будет жить и работать в Москве, "занимаясь преимущественно работами для церквей". В частности известны его работы в московском Храме Христа Спасителя и церкви Св. Троицы у Покровских ворот.

Несколько лет спустя художник выполнит, наверное, самую известную свою работу, которую в дореволюционном словаре Брокгауза и Ефрона охарактеризуют как "замечательную, если не по внутреннему содержанию, то по прекрасному письму и отлично разыгранному в ней освещению":

"Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву", Г.С. Седов, 1875. Русский музей, СПб.
"Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву", Г.С. Седов, 1875. Русский музей, СПб.

Считается, что на создание полотна Седова вдохновил один из эпизодов спектакля, поставленный в московском Малом театре драмы А.Н. Островского "Василиса Мелентьева" (премьера была в 1868 году). В том эпизоде героиня, находящаяся в сонном забытьи, в присутствии Ивана Грозного проговаривает имя своего возлюбленного...

О последних годах жизни художника известно мало, хотя некоторые его картины первой половины 80-х годов XIX века до нас дошли, а значит Седов не прекращал своей художественной деятельности до самой смерти, которая застигла его в апреле 1884 года в Москве, в одном из некрологов об этом напишут так: "К сожалению слабость здоровья много мешала проявиться таланту Седова и безвременно свела его в могилу". А в одной из современных энциклопедий так подытожат его творчество:

Необходимым живописным мастерством академик исторической живописи Г.С. Седов обладал в полной мере, к сожалению, подобное нельзя утверждать в отношении его здоровья. Потому художник и не выполнил всего, к чему был предназначен.

Последняя фраза, конечно, может показаться вам спорной (как и мне), но такое мнение часто встречается как и раньше в публикациях, так и ныне на просторах Интернета.

"Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем", Г.С. Седов, 1882. Третьяковская галерея.
"Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем", Г.С. Седов, 1882. Третьяковская галерея.

Делитесь со всеми вашими мнениями и комментариями (при желании, естественно), а у меня на сегодня всё. Спасибо за прочтение, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже) и ставьте лайки, если статья понравилась. А напоследок приведу еще несколько портретов кисти героя сегодняшней публикации.

"Портрет девочки Феодосии Огородниковой", Г.С. Седов, 1856. Третьяковская галерея, Москва.
"Портрет девочки Феодосии Огородниковой", Г.С. Седов, 1856. Третьяковская галерея, Москва.
"Боярышня", Г.С. Седов. Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.
"Боярышня", Г.С. Седов. Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.
"Курская мещанка в старинном костюме", Г.С. Седов, 1871. Третьяковская галерея, Москва.
"Курская мещанка в старинном костюме", Г.С. Седов, 1871. Третьяковская галерея, Москва.