В прошлой статье рассказали, что важно приучать ребенка к труду с дошкольного возраста. Наделяя малыша посильными обязанностями мы постепенно прививаем мысль, что труд - это обязательный атрибут нашей жизни, чтобы потом это не стало горьким сюрпризом.
Очевидно, что рассказать всегда проще, чем внедрить, поэтому сегодня публикуем практические советы, как эффективно эксплуатировать детский труд.
Правило первое: весело работать.
Это не игра слов, а призыв к действию. Покажите, что бытовые обязанности можно и нужно совмещать с приятными делами и снижать градус скуки:
- убирайте игрушки под любимые треки;
- мойте посуду под аудио-сказку;
- превратите уборку в квест с поиском ценных артефактов;
- мойте пол наперегонки;
- катайте кота на пылесосе.
Даже сборка шкафа или прополка грядок на даче может стать желанным шпионским заданием по обмену секретами с родителями.
Преследуйте цель: показать, что домашние дела вовсе не наказние или обязаловка, а комфортный процесс, который сближает с родными.
Правило второе: не спугнуть инициативу.
Вспоминайте, было такое, что ребенок с интересом кружит вокруг родителей и заискивающе выпрашивает нож, чтобы тоже резать салат / блендер, чтобы перемешать тесто/ отвертку, чтобы как папа подкрутить шурупы, а в вашей голове моментально возникает картина последствий: перевернутая миска/ кухня в тесте/ отвертка в розетке, поэтому вы настойчиво отправляете малыша поиграть. Поздравляем, теперь вы знаете, что так делать не надо.
В следующий раз бейте себя по рукам и поддерживайте любой интерес. Пусть тарелка падет жертвой разбора посудомойки, но ребенок сделает это сам. Человек учится через действия и только так. И помните про первый пункт, кайф от совместных занятий дети впитывают на всю жизнь.
Правило третье: дайте план.
Примите как данность, что взрослые и дети воспринимают информацию по-разному. Если для мамы детская выглядит как "Нарния" или склад игрушек, то, очевидно, для хозяина пространства там все в порядке. Поэтому просьба убрать в комнате теряет всякий смысл. Всегда следует уточнять задачи: застели СВОЮ кровать или убери ЭТИ игрушки с пола. Лучше в течение дня дать пять быстрых заданий, которые ребенок гарантированно сделает, чем задавить мотивацию необъятной просьбой.
Правило четвертое: учите новому.
Жизнь полна сюрпризов и каждый день мы осваиваем новый опыт. Поверьте, ребенку или подростку также сложно выполнить задачу впервые, как вам подать заявление на "Госуслугах". Поэтому расскажите подробно, как делать. Убедитесь, что ребенок усвоил, и только потом дополните ценными указаниями. Важно, чтобы опыт шел по алгоритму: попробовал - приложил усилия - получил результат. Слезы вместо результата отобьют всякое желание пробовать новое, а это вам точно не надо.
Правило пятое: добавьте смысла.
Любое действие, которое мы делаем через "надо" рано или поздно приводит к дискомфорту и выгоранию. Поэтому помогите детям придать осознанность задачам, чтобы они видели в этом личностный смысл. Например:
- разобраться вещи не потому, что так хочет мама, а чтобы украсить свое пространство;
- убрать игрушки с пола, чтобы спасти их от ног великанов;
- покончить с уроками, чтобы освободить вечер для прогулки с друзьями или батла с папой в компьютерную игру.
Осмысливать свои действия в детстве важно, чтобы делать осознанный выбор в будущем.
И самое главное - учите детей отдыхать. Поощряйте усилия, отмечайте как много они сделали и как важно делать перерывы. Причем отдыхать должны и тело, и голова. И если детский организм перезаряжается в движении или во сне, то психика требует положительных эмоций, поэтому хвалите и развивайте чувство гордости за проделанную работу.
Что думаете? Согласны с тем, что растить лентяев вредно или отстаиваете другую позицию? Делитесь в комментариях, обсудим.