Не секрет, что подростки часто испытывают трудности с выбором профессионального пути. Хотя статистика подтверждает, что эта задача не под силу и многим взрослым: 50% россиян в возрасте 40-50 лет заняты нелюбимым делом. Такое явление обусловлено тремя вескими причинами.
Во-первых, сложно самостоятельно разобраться в обилии профессий, специализаций и направлений. Тем более, что мир настолько быстро меняется, ежедневно появляются новые загадочные должности, о функционале которых догадываются единицы.
Во-вторых, в силу возраста или навязанных стереотипов и установок, школьники и молодые специалисты испытывают проблемы с оценкой собственных сильных и слабых сторон, часто принижают полученные знания и навыки, обесценивают увлечения и не воспринимают их в качестве основы для карьеры.
В-третьих, молодые люди просто не представляют, кем хотят стать, потому что внутрянка той или иной профессии скрыта. По большому счету полноценно мы знаем о тех профессиях, с которыми регулярно сталкиваемся в жизни: учитель, дворник, водитель, кассир, операционист в банке и т.д., но этого не достаточно. В текущий момент на рынке есть 40 000 профессий, но сколько из них назовете вы?
Поэтому взрослым надо усвоить: наши дети сильно боятся ошибиться, потому что так учит современная система образования, поэтому важно доносить мысль, что в выборе профессии нет единственно верного ответа. Ошибки - это часть нормы, они нужны чтобы делать выводы и развиваться. Не страшно выбрать не свое дело, потому что везде можно получить ценный опыт и новые знания, которые пригодятся в жизни.
Время одной профессии на всю жизнь закончилось.
Ученые подсчитали, что поколение “альфа”, то есть текущие воспитанники детских садов и младшей школы, сменят профессию минимум в пяти разных сферах деятельности. Поэтому готовим почву и закладываем детям идею, что они выбирают сферу на ближайшие 5-10 лет, чтобы получить навыки и понять куда развиваться дальше.
Детям нужно освоить алгоритм , как выбирать подходящую сферу относительно собственных умений и интересов. Эта задача решается не только школой, кружками и секциями, но и в большей степени родителями, потому что такие важные навыки как критическое мышление, самоорганизация и самостоятельность невозможно прокачать на развивающих занятиях, это неотъемлемая часть системы воспитания. Поэтому разберем, что уместно делать родители в разном возрасте, чтобы посеять ростки тяги к будущей профессиональной деятельности.
Дошкольники до 7 лет.
Задачи родителей:
- нарисовать позитивную картину будущей профессиональной жизни; дать пример, что работать - это интересно;
- гордиться своей профессией;
- донести, что работа может приносить удовлетворение и удовольствие.
Дети считывают отношение родителей к труду. Если мама и папа перманентно уставшие, нервные, то дошкольники интуитивно придают любой работе негативную окраску, и в старших классах мозг выдаст записанную на подкорку программу “не хочу работать”.
Как делать?
Развивайте знания ребенка о профессиях через игры, читайте тематические книги, посещайте города профессий, а также кружки с профессиональной направленностью (театральные студии, робототехника, научные эксперименты). Кружки позволяют понять себя и протестировать деятельность. Чем больше кружков попробует дошкольник, тем лучше он будет понимать что ему нравится, а что нет, то есть получит первые ключики к будущему выбору профессии.
Обязательно наделяйте ребенка трудовыми задачами внутри семьи, по возрасту и силам, и наблюдайте за ним в деятельности, так проще всего заметить склонности к креативу, общению или ручному труду.
Знакомьте ребенка с профессиями в вашей семье, берите на работу и рассказывайте, чем занимаетесь.
Младшая школа, 7-10 лет.
Главная задача этого возраста: научиться учиться, ведущая деятельность с игровой меняется на учебную. Давить на профориентацию не стоит, им и так не просто.
Задачи родителей:
- формировать самостоятельность;
- дать возможность попробовать максимум секций, чтобы заложить первые фантазии о будущей работе;
- продолжать читать, ходить в города профессий;
- расширять бытовые задачи с акцентом на ответственность.
Средняя школа, 11-13 лет.
Задачи родителей:
- продолжать развивать самостоятельность;
- давать возможность принимать решения и нести ответственность за них;
- рассказывать о последствиях принятых решений;
- расширять кругозор новыми методами (ролики в интернете, порталы, шоу профессий, интервью представителей различных профессий).
Считается, что в этом возрасте могут проявляться первые склонности к гуманитарным или техническим отраслям, но не акцентируйте на этом внимание, фокус может сместиться.
Школьники, до 14 лет.
Задачи родителей:
- развивать самостоятельность (никогда не поздно);
- сепарироваться от ребенка;
- давать возможность принимать решения (инструменты используем те же, но масштаб меняем по возрасту);
- продолжать расширять кругозор о профессиональной среде разных сфер деятельности;
- расширять круг знакомств подростка, чтобы впитывал разный опыт;
- формировать уважение к труду.
Важно не воспитать лентяя, так подростку будет проще принять факт, что на работе надо работать.
Ваши инструменты для развития представлений о профессиях: книги, профориентационные лагеря, экскурсии на предприятия, лекции, мастер-классы, профориентационные настольные игры, стажировки, волонтёрство, встречи с узкими специалистами, фильмы и мультфильмы.
Старшая школа, 14-19 лет
Тот самый период, когда от ребенка ждут конечного выбора на тему “кем будешь”. Если подросток по прежнему плавает в вопросе, самое время подключать тяжелую артиллерию и разбираться.
Задача родителей: оценить готовность ребенка выбирать профессию.
Как сделать?
Поговорите с подростком. Яркие сигналы, что все идет по плану:
- знает ответы о себе, что умеет, что интересно, сильные стороны, что хорошо получается;
- понимает, что выбор за него никто не сделает;
- принимает, что нужно работать, чтобы строить жизнь;
- осознает, что не выбирает профессию на всю жизнь;
- самостоятельно изучает сферу будущей профессии, интересуется специальностями, требованиями к кандидатам, понимает, где этому можно научиться.
На данном этапе дети максимально нуждаются в поддержке родителей, чтобы из режима готовности перейти на стадию действий.
Резюмируем: расширяйте детский кругозор до щелчка и осознания, чем ему нравится заниматься. Любой опыт может стать профориентирующим, от прогулки и просмотра кино, до похода к родителям на работу.
Об интересных вариантах виртуальных знакомств с профессиями рассказывали тут.
А как обстоят дела у вас? Делитесь возрастом детей и их желаниями в отношении будущей карьеры.