Найти тему
OpenMe

Как помочь ребенку выбрать профессию

Оглавление

Не секрет, что подростки часто испытывают трудности с выбором профессионального пути. Хотя статистика подтверждает, что эта задача не под силу и многим взрослым: 50% россиян в возрасте 40-50 лет заняты нелюбимым делом. Такое явление обусловлено тремя вескими причинами.

Во-первых, сложно самостоятельно разобраться в обилии профессий, специализаций и направлений. Тем более, что мир настолько быстро меняется, ежедневно появляются новые загадочные должности, о функционале которых догадываются единицы.

Во-вторых, в силу возраста или навязанных стереотипов и установок, школьники и молодые специалисты испытывают проблемы с оценкой собственных сильных и слабых сторон, часто принижают полученные знания и навыки, обесценивают увлечения и не воспринимают их в качестве основы для карьеры.

В-третьих, молодые люди просто не представляют, кем хотят стать, потому что внутрянка той или иной профессии скрыта. По большому счету полноценно мы знаем о тех профессиях, с которыми регулярно сталкиваемся в жизни: учитель, дворник, водитель, кассир, операционист в банке и т.д., но этого не достаточно. В текущий момент на рынке есть 40 000 профессий, но сколько из них назовете вы?

Поэтому взрослым надо усвоить: наши дети сильно боятся ошибиться, потому что так учит современная система образования, поэтому важно доносить мысль, что в выборе профессии нет единственно верного ответа. Ошибки - это часть нормы, они нужны чтобы делать выводы и развиваться. Не страшно выбрать не свое дело, потому что везде можно получить ценный опыт и новые знания, которые пригодятся в жизни.

Время одной профессии на всю жизнь закончилось.

Ученые подсчитали, что поколение “альфа”, то есть текущие воспитанники детских садов и младшей школы, сменят профессию минимум в пяти разных сферах деятельности. Поэтому готовим почву и закладываем детям идею, что они выбирают сферу на ближайшие 5-10 лет, чтобы получить навыки и понять куда развиваться дальше.

Детям нужно освоить алгоритм , как выбирать подходящую сферу относительно собственных умений и интересов. Эта задача решается не только школой, кружками и секциями, но и в большей степени родителями, потому что такие важные навыки как критическое мышление, самоорганизация и самостоятельность невозможно прокачать на развивающих занятиях, это неотъемлемая часть системы воспитания. Поэтому разберем, что уместно делать родители в разном возрасте, чтобы посеять ростки тяги к будущей профессиональной деятельности.

Основная деятельность до 7 лет - игровая, используйте игры в своих интересах.
Основная деятельность до 7 лет - игровая, используйте игры в своих интересах.

Дошкольники до 7 лет.

Задачи родителей:

  • нарисовать позитивную картину будущей профессиональной жизни; дать пример, что работать - это интересно;
  • гордиться своей профессией;
  • донести, что работа может приносить удовлетворение и удовольствие.

Дети считывают отношение родителей к труду. Если мама и папа перманентно уставшие, нервные, то дошкольники интуитивно придают любой работе негативную окраску, и в старших классах мозг выдаст записанную на подкорку программу “не хочу работать”.

Как делать?

Развивайте знания ребенка о профессиях через игры, читайте тематические книги, посещайте города профессий, а также кружки с профессиональной направленностью (театральные студии, робототехника, научные эксперименты). Кружки позволяют понять себя и протестировать деятельность. Чем больше кружков попробует дошкольник, тем лучше он будет понимать что ему нравится, а что нет, то есть получит первые ключики к будущему выбору профессии.

Обязательно наделяйте ребенка трудовыми задачами внутри семьи, по возрасту и силам, и наблюдайте за ним в деятельности, так проще всего заметить склонности к креативу, общению или ручному труду.

Знакомьте ребенка с профессиями в вашей семье, берите на работу и рассказывайте, чем занимаетесь.

Учебная деятельность становится ведущей с 7 лет.
Учебная деятельность становится ведущей с 7 лет.

Младшая школа, 7-10 лет.

Главная задача этого возраста: научиться учиться, ведущая деятельность с игровой меняется на учебную. Давить на профориентацию не стоит, им и так не просто.

Задачи родителей:

  • формировать самостоятельность;
  • дать возможность попробовать максимум секций, чтобы заложить первые фантазии о будущей работе;
  • продолжать читать, ходить в города профессий;
  • расширять бытовые задачи с акцентом на ответственность.

Средняя школа, 11-13 лет.

Задачи родителей:

  • продолжать развивать самостоятельность;
  • давать возможность принимать решения и нести ответственность за них;
  • рассказывать о последствиях принятых решений;
  • расширять кругозор новыми методами (ролики в интернете, порталы, шоу профессий, интервью представителей различных профессий).

Считается, что в этом возрасте могут проявляться первые склонности к гуманитарным или техническим отраслям, но не акцентируйте на этом внимание, фокус может сместиться.

Закладывайте максимум, пока ребенок готов вас слушать
Закладывайте максимум, пока ребенок готов вас слушать

Школьники, до 14 лет.

Задачи родителей:

  • развивать самостоятельность (никогда не поздно);
  • сепарироваться от ребенка;
  • давать возможность принимать решения (инструменты используем те же, но масштаб меняем по возрасту);
  • продолжать расширять кругозор о профессиональной среде разных сфер деятельности;
  • расширять круг знакомств подростка, чтобы впитывал разный опыт;
  • формировать уважение к труду.

Важно не воспитать лентяя, так подростку будет проще принять факт, что на работе надо работать.

Ваши инструменты для развития представлений о профессиях: книги, профориентационные лагеря, экскурсии на предприятия, лекции, мастер-классы, профориентационные настольные игры, стажировки, волонтёрство, встречи с узкими специалистами, фильмы и мультфильмы.

Поддерживайте интересы, даже в желании стать блогером можно найти плюсы.
Поддерживайте интересы, даже в желании стать блогером можно найти плюсы.

Старшая школа, 14-19 лет

Тот самый период, когда от ребенка ждут конечного выбора на тему “кем будешь”. Если подросток по прежнему плавает в вопросе, самое время подключать тяжелую артиллерию и разбираться.

Задача родителей: оценить готовность ребенка выбирать профессию.

Как сделать?

Поговорите с подростком. Яркие сигналы, что все идет по плану:

  • знает ответы о себе, что умеет, что интересно, сильные стороны, что хорошо получается;
  • понимает, что выбор за него никто не сделает;
  • принимает, что нужно работать, чтобы строить жизнь;
  • осознает, что не выбирает профессию на всю жизнь;
  • самостоятельно изучает сферу будущей профессии, интересуется специальностями, требованиями к кандидатам, понимает, где этому можно научиться.

На данном этапе дети максимально нуждаются в поддержке родителей, чтобы из режима готовности перейти на стадию действий.

Резюмируем: расширяйте детский кругозор до щелчка и осознания, чем ему нравится заниматься. Любой опыт может стать профориентирующим, от прогулки и просмотра кино, до похода к родителям на работу.

Об интересных вариантах виртуальных знакомств с профессиями рассказывали тут.

А как обстоят дела у вас? Делитесь возрастом детей и их желаниями в отношении будущей карьеры.