На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем,
Узнаем и обнимаем
Наших истинных друзей.
Здравствуй время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч!
Свято дружеское пламя,
Да не просто уберечь,
Да не просто уберечь.
Все бы жить, как в оны дни -
Все бы жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви,
И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистном
Девятнадцатого дня,
Девятнадцатого дня.
Но судьба свое возмет,
По ямщицки лихо свистнет,
Все по своему расчислит -
Не узнаешь наперед.
Грянет бешенная вьюга,
Захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга
Да не выдумаешь как,
Да не выдумаешь как.
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий,
Ты наш друг, ты наш учитель
Славный пушкинский лицей.
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине,
Вольнодумной глубине.
Эту песню Юлия Кима я уже три дня верчу в голове. Сначала у нас была встреча с пятиклассниками.
Конечно, тема - пушкинский лицей, лицейское братство.
Книги все знакомые, в книжных сообществах много раз показанные. Но дети их не знают, видят впервые.
Мелькнула сначала мысль - а вдруг все, что я им говорю, они уже слышали и им неинтересно? Но вроде бы слушали заинтересованно. Ну ладно, может, запомнят хотя бы про номера комнат вместо подписей в письмах друг другу и чугунные кольца братьев-чугунников из разбитого колокола. И то хорошо. Им нравится факт, что к рисованию до изобретения фотоаппарата относились очень серьезно, что образованный человек должен был уметь рисовать.
В заключение читаю стихотворение Махотина. Я бы его в хрестоматию внесла. Но у составителей какие-то неведомые никому резоны.
ПУШКИН
Подумать только! Он бродил,
Где я сейчас брожу,
И про себя стихи твердил,
Что я сейчас твержу.
Он сердце торопил своё,
И был он как в бреду,
И так же ждал в саду её,
Как я сегодня жду.
И ту же боль, и тот же страх
Он чувствовал в душе -
Я знаю: он про то в стихах
Мне рассказал уже.
…Жгут листья. Тает синий дым
Октябрьского дня…
Он был ровесником моим
И понимал меня!
Отличный по содержанию сборник Сергея Махотина "За мелом" не устраивает меня иллюстрацией именно к этому стихотворению...
Теперь решила, что распечатаю его и приклею на нахзац в книгу "Мой Пушкин", чтоб читать с этой иллюстрацией:
А 19 октября по графику первые-вторые классы. Поздравляю с днем лицея, рассказываю, листаю книги. Маленькие, поднимают руки, тянут-тянут, чтоб сообщить важные факты, которые они знают.
- Пушкин написал Лукоморье.
- Пушкин написал сказки.
- А у меня тоже есть книга. Вот, - показывает Стива из Майнкрафта.
- Пушкин был читателем.
- Пушкина пригласили на дуэль.
- А моего папу тоже Владимиром зовут! - это я рассказываю им про Вольховского, мечтавшего о военной службе, о том как он делал зарядку и закалялся, обливаясь холодной водой.
- А они все умерли?
- А я тоже там был! Ну там... Забыл...
Я рассказываю им про карту на стене лицейского класса. Дочку просто поразил факт, что на ней есть Усть-Каменогорск! Ведь двести с лишним лет назад он был захолустной деревенькой в несколько улиц и переулков вокруг крепости. Но на эту карту смотрел Пушкин! И видел на ней наш город! Мне тогда карта показалась огромной, о чем я и рассказываю детям. А сейчас посмотрела фото в интернете, а она и не большая совсем... Надо же...
Несколько ребят на перемене опять успевают полистать книги.
И погода была просто замечательная!