Найти тему

Да здравствует Лицей!

Роняет лес багряный свой убор...

Каждую осень 19 октября мы вспоминаем эти строки. Вместе с другими, написанными в разные годы и посвященными этому дню.

Пушкинские даты давно стали общенародными, общекультурными, а для кого-то даже личными. Когда невозможно не вспомнить, не отметить мысленно, не провозгласить поздравительных слов хотя бы даже не вслух, но про себя.

К этому дню хочется показать немного книг.

Я знаю, что очень многие давным-давно купили тоненькую книжечку от "Насти и Никиты" Пушкин и Лицей. Я долго ее игнорировала, взять рука не поднималась - терпеть не могу ошибок и слишком щепетильно к ним отношусь. Тем более, когда речь идет об известных людях, информации о которых более чем достаточно. Но недавно все же купила - показывать и читать детям, в целом о Лицее в ней рассказано для них достаточно и понятно.

-2
-3

Но раздражает...
Скажите мне как можно спрятаться в этой библиотеке? Да еще "частенько"?

-4

В книге написано, что Пушкин "частенько прятался от нелюбимых уроков - латыни и немецкого языка". Автор здесь явно путает лицеистов с гимназистами более позднего времени, многие из которых ненавидели латынь. У Пушкина же это третий предмет по интересу к нему, после французского и русского языков. Оценка из лицейского табеля - одна для русского и латыни, которые преподавал Н.Ф.Кошанский - один из самых молодых педагогов Лицея: "Более понятливости и вкуса, нежели прилежания, но есть соревнование. Успехи хороши довольно." Немецкий - да, ненавидели все лицеисты, вернее, преподавателя Гауеншильда. И логику с математикой Пушкин действительно не любил.

Кстати, о математике.

Всем известный из записок Пущина эпизод на уроке математики и диалог преподавателя Карцева с Пушкиным автор рассказывает по-своему. А зачем? Зачем такая отсебятина, когда есть рассказ очевидца? Трудно перечитать? Всего один абзац?

Надо сказать: все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцев спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи». Спасибо и Карцеву, что он из математического фанатизма не вел войны с его поэзией.

Еще:
"
Мальчики получили аттестаты с отметками, а князь Горчаков и Вольховский еще и золотые медали как лучшие ученики. Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер - серебряные."

Серебряных медалистов было четверо - Маслов, Есаков, Кюхельбекер, Ломоносов. И трое тех, кто получил "похвальный лист с правом на серебряную медаль" - Корф, Корсаков, Саврасов. Как видим, Пущина среди них нет.

И еще одна, совсем досадная ошибка в главке про Данзаса:
"
Именно он внес на руках смертельно раненого поэта в его последний дом."

-6

В огромной массе пушкиноведческой литературы описывается этот эпизод.

В. А. Жуковский. Конспективные заметки. Щеголев, 285.:

"
Домой возвратились в шесть часов. Камердинер взял его на руки и понес на лестницу.
- Грустно тебе нести меня? - спросил у него Пушкин.
Бедная жена встретила его в передней и упала без чувств.
"

Камердинер - Никита Козлов, служивший Пушкину "дядькой" еще до Лицея и после него. Он же вместе с Александром Тургеневым сопровождал гроб с телом Пушкина в Михайловское.

В 1985 году Е.Е.Моисеенко написал картину "Памяти поэта". Она была опубликована почти во всех журналах.

-7

Очень мощно, ее невозможно забыть. Жаль, что автор детской книжки ее не видела, хотя картина достаточно известна и каждый год 10 февраля появляется во многих публикациях.

И все эти ошибки, включая опечатки, вызывают досаду.

Книгу буду показывать и выборочно читать детям, разумеется с поправками.

-8

Над книгой "Повседневная жизнь Царскосельского Лицея. 1811-1843" долго терзалась, расспрашивала читавших, сомневалась, но все же заказала. Нисколько не жалею. Все почти знакомо, но зато собрано в одном месте со всеми подробностями и документальными ссылками и приложениями. Боялась, что это издание будет просто дублировать книгу М.Басиной "Город поэта", но нет. С удовольствием ее читаю, нравится, что она ориентирована на более взрослого читателя, а не школьника. Содержание дополнено деталями, упоминаемыми в советской литературе лишь вскользь, как, например, о предмете и преподавателе Закона Божия. Много бытовых подробностей. С удовольствием прочла главу о лицейской библиотеке. Интересны иллюстрации - никогда не видела фотографии взрослых лицеистов Матюшкина, Мясоедова, очень пожилого Малиновского, портреты Разумовского, лицеиста Есакова.

-9
-10

Много цитат из писем, мемуаров. Вообще интересен исторический контекст, создаваемый множеством мелких бытовых деталей. Только в этой книге я впервые на бумаге встретила рассказ о том, что в 1815 году в Лицей были приняты еще 30 мальчиков и теперь два курса существовали в одном здании вместе. Но нет сведений о том, как изменился распорядок занятий и прогулок, об общении старшего и младшего курсов между собой. Зато рассказывается о Лицейском пансионе, о взаимоотношениях мальчиков. Есть более подробные данные о посещении родственниками Лицея, о каникулах. В общем и целом жизнь лицеистов представлена более полно.

-11
-12

Пока искала второй том и бродила по разным сайтам набрела на букинистическую книгу за совершенно смешные деньги.

Царскосельский - Александровский Лицей, 1811 - 1917

-13

Это сборник статей, очерков, заметок о Лицее, лицеистах следующих выпусков. Публикации небольшие, разной глубины содержания, но читать все равно интересно. Такая историческая мозаика с освещением самых разных тем - люди и судьбы, здания и реставрация, учебные программы и быт, культура речи и театр. Есть публикации о Салтыкове-Щедрине - он ведь тоже был воспитанником Лицея, рассказ о семье Малиновских - предках и потомках Ивана Малиновского. Есть рассказы о Лицейском Пансионе, о праздниках и обычаях уже послепушкинского лицея. Интересная статья про лицейские династии. В конце 19 века в Лицее учились внуки Пушкина, Пущина и Кюхельбекера. Самой долговременной оказалась династия Корфов - в разные годы Лицей закончили 12 человек.
И имеются списки выпускников Лицея и Благородного пансиона. И даже просто списки безумно интересно читать!

-14
-15
-16
-17

Однажды, гуляя по Питеру, мы с дочерью совершенно случайно набрели на здание бывшего Александровского Лицея. Сейчас там колледж. Наверное, это очень интересно учиться в таком здании, где сами стены чему-то учат ))

Все же история - предмет удивительный...

Вам тоже так кажется?
А как вы относитесь к искажениям в книгах для детей?

P.S. Если захотите назвать меня занудой, то я в курсе. Давно.