Лилия Шатова, имеет 10-летний опыт работы с детьми РАС и 2 года практики работы с детьми, у которых синдром Дауна, в Благотворительном фонде "Даунсайдап". Базовое образование в области психологии и профессиональная переподготовка по логопедии укрепила знаниями в сенсорной интеграции. Прошла полный курс Анастасии Иваненко “Сенсорная интеграция: теория и практика” и уже 3 года работает под ее супервизией. В настоящее время является преподавателем-стажером на курсе, который проводит Анастасия, экспертом и ментором проекта МИРО.
1. Лилия, на своих семинарах и вебинарах для специалистов, Вы часто говорите о таком важном моменте, как отслеживание уровня саморегуляции ребенка во время занятия. Поясните, что это за уровень саморегуляции и почему это важно?
У термина саморегуляции есть много определений, но в основном, под этим понятием мы подразумеваем - самоконтроль или контроль собственного поведения. Это способность контролировать свою активность, различать и понимать свой уровень возбуждения, когда он низкий, высокий или оптимальный, и умении поддерживать свой уровень возбуждения в оптимальном состоянии, социально приемлемыми способами. Простыми словами, жить повседневной жизнью выполняя обыденные дела, сохраняя оптимальное состояние своей нервной системы, вот что такое саморегуляции.
А вот, когда мы говорим про уровни возбуждения, они у нас могут быть разными и у взрослых людей , и у детей. Иногда он оптимальный, золотая середина, а иногда падает или поднимается. Наша задача овладеть стратегиями, техниками самоуспокоения или наоборот, повышения уровня возбуждения, когда это необходимо и научить ребенка этим техникам, чтобы в момент, когда это требуется, он мог эти техники применить.
2. Слушаешь и кажется простые вещи, но многие об это и не задумываются, хотя для многих детей и взрослых это важно. Расскажите подробней, у каких детей чаще всего уровень саморегуляции нарушен?
Наша способность к саморегуляции во многом зависит от того, как наша нервная система обрабатывает поступающую сенсорную информацию. И поэтому, если мы говорим о нарушениях саморегуляции, то в первую очередь мы, задумываемся о том, как ребенок может обрабатывать поступающую сенсорную информацию, нет ли нарушения обработки сенсорной информации, нет ли гиперчувствительности, гиперактивности или, наоборот, гипореактивности, обращаем внимание в первую очередь, на это. Нарушение саморегуляции может быть у любого ребенка и с ментальными нарушениями, РАС, СДВГ синдром Туретта и большинство программ разрабатывались сначала именно для этих детей. Но впоследствии авторы многих программ и практико-ориентированные специалисты поняли, что работа с саморегуляцией - это необходимое направление для огромного круга детей, что для каждого ребенка актуально овладеть техниками, стратегиями, которые помогут ему сосредоточиться, например, на экзамене, сбросить стресс или правильно выбрать правильный способ отдохнуть после школы. А для детей с ментальными расстройствами - это необходимая вещь, которая будет поддерживать их в течение дня, помогая им, поддерживать определенный уровень активности.
3. Существуют ли методы, подходы, приемы для нормализации уровня?
Да, конечно, существуют. Например, подход АЛЕРТ, в котором при делении на уровни возбуждения, используют метафору. Они выделяют высокий уровень возбуждения, низкий уровень возбуждения и оптимальный уровень и чтобы объяснить ребенку, что это такое, они используют метафору как “моторчик машины”. И сама программа называется “Как работает твой мотор”. Суть этой программы заключается в том, что ребенку дается представление об уровне возбуждения и что он может сделать, если у него низкий уровень возбуждения или что сделать, если высокий уровень возбуждения. Определенные техники и стратегии и исходя из особенностей сенсорного профиля, которые есть у ребенка. Есть также подход Social thinking и внутри этого подхода, выделяется программа зоны регуляции, но более сложно. Они выделяют не только уровень возбуждения ребенка, они еще дифференцируют эмоции и помогают ребенку осознать свое эмоциональное состояние в моменте и подсказывают, что с этим можно делать. Но у каждого из этих подходов есть свои ограничения, есть свои плюсы, есть минусы и своя целевая аудитория. Мы можем всегда поговорить об этом на мастер-классе.
4. А есть еще сенсорная диета, более простой метод. Помогает ли она работать с саморегуляцией ребенка?
Да, сенсорная диета помогает. Но я хочу сразу оговориться, что сенсорная диета точно так же имеет свои ограничения, потому что сенсорная диета включает в себя оценку сенсорного профиля ребенка и подбор тех техник, которые помогают ему справиться с высоким возбуждением, или, наоборот, с низким возбуждением. Но там нет отдельной работы над тем, чтобы ребенок научился определять свой уровень возбуждения. Это готовое решение, которое предлагается родителям в виде индивидуального плана для ребенка и большая часть работы, передается родителям Они должны понять, а в какой момент необходимо ребенку дать, например, попить воды, чтобы снять уровень возбуждения или покачать на качелях, чтобы, наоборот, поднять уровень возбуждения. В этом и плюс, и минус сенсорной диеты, но большой плюс ее состоит в том, что она подходит для низкофункциональных детей.
6. Расскажите пример из своей практике?
Родители обратились ко мне за помощью, так как у их ребенка были стимуляции. Они мешали родителям тем, что они много времени тратили на дорогу до занятий, так как мальчик мог долго смотрел на бегущую рекламную строку, поменять маршрут у них, не получалось. Мы подобрали игровые стратегии, которые в течение дня родители предлагали ребенку. И здесь, как Вы понимаете, большая часть работы ложится на родителей. От нас, как от специалистов, необходимо определить, в чем именно заключаются сенсорные трудности, почему ребенок пользуется таким способом регулировать свой уровень возбуждения. По итогу, после включения сенсорной диеты в повседневную жизни ребенка, сначала стимуляции снизились, а потом они прошли за счет того, что родители постоянно предлагали ему подобранные стратегии урегулирования уровня возбуждения. Мальчик был низкофункциональный, с расстройствами аутистического спектра.
7. Отличный результат, который помог семье выйти на более качественный уровень жизни и расширить свои границы. А есть ли какой-то яркий случай, когда сенсорная диета помогла кардинально изменить жизнь ребенка?
Кардинальное изменение это, конечно, очень серьезная вещь. Наверное, в моей практике было не так много случаев, но вот самый яркий, которым можно гордиться, это девочка с нарушением зрения, которая избегала функционального использования своих рук, была высокая гиперчувствительность в руках. И вот здесь, наверное, можно сказать, что это кардинальное изменение за счет модификации среды, за счет введения сенсорной диеты, за счет регулярных занятий у специалиста. Мы пришли к очень хорошему результату. Ребенок, стал трогать еду руками и мог потрогать игрушки. И для нее действительно жизнь изменилась, потому что она стала дотрагиваться руками всего, чего хотела. Это действительно кардинальные изменения.
8. Фантастический. Есть ли какие-то пункты или красные флажки про которые необходимо помнить специалисту при составлении сенсорной диеты?
Первое, в сенсорной диете важный этап - это диагностика. Когда мы определяем, какие нарушения сенсорной обработки, мы выделяем и составляем сенсорный профиль у ребенка. Второе, важны такие параметры: частота, длительность и учет интересов семьи ребенка, без мотивации ничего не получится. Третье, всегда важна цель, к какому результату мы хотим прийти, как этот результат будет выглядеть? Цель должна быть измеряемой. Цель должна быть понятная для всех участников процесса и этот результат должен быть видимый.
9. А могут ли родители зная технологию составления диеты, самостоятельно её составить для своего ребенка?
Родители могут при помощи специалиста сформировать сенсорную диету, потому что в сенсорной диете все таки оценка сенсорного профиля ложится на плечи человека, обладающего знаниями о сенсорной интеграции, как о методе. А поддерживать сенсорную диету, пользоваться ей как инструментом, видоизменять какие-то стратегии, техники, потому, что специалист объяснил, к какой цели мы идем, родители, конечно, могут. Поделюсь, ярким примером, ко мне обратилась мама девочки, которая постоянно грызла ногти и делала она это, в момент когда они ждали в очереди. С первого чего мы начали это ввели “виджеты” и “попыты”. Они это попробовали, но девочке - это быстро надоело и тогда мама придумала, следующие, что девочка будет слегка себе, чуть-чуть подпиливать, безопасной пилочкой ногти. Девчонка с этим справилась, сначала это помогло снизить желание грызть ногти, а потом она стала красить ногти безопасным лаком детским. То есть, если объяснить родителям, в чем смысл и понять, что лежит за этими стратегиями, то родители будут эффективно пользоваться сенсорной диетой, но на первичном этапе оценки сенсорного профиля необходим специалист.
10. Вы психолог, как случилось так, что Вы пришли к сенсорной интеграции?
Когда я училась на четвертом курсе, мне предложили практику стажировку в одном известном большом центре “Наш солнечный мир”. Где я работала с детьми с расстройствами аутистического спектра и это был прекрасный, чудесный опыт с большим количеством профессионалов своего дела. Мне это очень понравилось, я осталась работать там и поняла, что базовых знаний о психологии, о возрастной психологии, клинической недостаточно. Стала расширять свои знания, свой профессионализм, так и пришла к сенсорной интеграций как к одному из самых эффективным методов работы с особыми детьми.
11. Поделитесь, помимо курсов по сенсорной интеграции, где еще прошли или проходите обучения, что добивается высоких результат на занятиях СИ?
Когда училась на логопеда в РУДН у меня было обучение по альтернативной коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра, которое в дальнейшем мне помогло в работе как специалисту по сенсорной интеграции. Также основы моторного развития в Центре лечебной педагогики у Леонида Михайловича Зельдина и Регины Нахимовское. Это помогает мне смотреть на моторное развитие ребенка, на то, как он двигается, как он сидит, как он ползет, как он ходит и эта качественная оценка моторного развития, помогает решить очень многие трудности, с которыми приходят мои клиенты.
12. Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в сенсорной интеграции?
Побольше снимать себя на видео, оно всегда дает возможность посмотреть на себя со стороны, напомнить, к какой цели ты идешь и какие способы еще есть к достижению этой цели. Почаще брать супервизии и сделать это частью своей профессиональной деятельности, потому что - это зона роста. Для меня именно супервизии стали резким толчком, появились новые возможности для оценки себя, для видения себя как специалиста, классный опыт, всем рекомендую. Ведь, взгляд замыливается очень часто, а специалисты, к которым ты обращаешься, у них всегда есть чуть-чуть больше знаний из своего профессионального бэкграунда. Поэтому начинающие специалисты берите супервизии - это очень важно и ценно в становлении профессионализма.
Благодарим, Лилия за интервью!
Команда, проекта МИРО!