Найти тему
ВУЗОПЕДИЯ

Как сдать ГИА и ЕГЭ выпускнику с ограниченными возможностями здоровья?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ и как получить право сдавать ГВЭ?
  • Как подать заявление на сдачу ГВЭ?
  • Какие существуют специальные условия сдачи экзаменов для выпускников с ОВЗ?
  • Как воспользоваться специальным оборудованием?
  • Можно ли на экзамене воспользоваться помощью ассистента?
  • Каковы особенности рассмотрения апелляций?

Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ и как получить право сдавать ГВЭ?

Выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, может быть предоставлено право выбора формы государственной итоговой аттестации. Вместо Основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9 классе и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 классе такие учащиеся могут сдать Государственный выпускной экзамен (ГВЭ).

Государственный выпускной экзамен значительно отличается от привычных всем ОГЭ и ЕГЭ. Цель Государственного выпускного экзамена – создать благоприятные возможности для итоговой проверки знаний и получения аттестата для детей-инвалидов.

Обычно ГВЭ проходит в те же сроки, что и выпускные экзамены ОГЭ и ЕГЭ. Для тех, кто не смог получить удовлетворительные оценки по ГВЭ, предусмотрена возможность пересдачи в резервные дни в июле и сентябре.

Государственный выпускной экзамен проводят по двум предметам – русскому языку и математике. Он несколько проще, чем привычные экзамены. Ученики могут выбрать форму проведения – устную или письменную. Заданий, как правило, меньше чем в ЕГЭ.

Государственный выпускной экзамен проводится по билетам. Ученик выбирает билет и получает время на выполнение заданий и подготовку ответа. В зависимости от выбранной формы сдачи экзамена выпускник выполняет письменную работу, которую затем сдает проверяющему, или отвечает на вопросы устно.

Ознакомиться с примерным содержанием государственного выпускного экзамена можно в специальном разделе официального сайта Федерального института педагогических измерений, где размещены демоверсии, тренировочные сборники и кодификаторы для выпускников 9-х и 11 классов, а также тренировочные сборники для незрячих и слабовидящих.

Как подать заявление на сдачу ГВЭ?

Выпускники, имеющие ограничения по здоровью, но желающие (и имеющие физическую возможность) сдавать ОГЭ или ЕГЭ на общих основаниях, имеют на это право. Чтобы сдавать ОГЭ/ЕГЭ вместе со всеми, нужно зарегистрироваться на участие в итоговой аттестации в общем порядке. Как это сделать – подскажут в школе. Никаких дополнительных действий не потребуется.

Для того чтобы получить право выбора формы государственной итоговой аттестации (ОГЭ/ЕГЭ или ГВЭ), необходимо обратиться в территориальную (окружную) психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Эта комиссия определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья. На основании результатов комиссии принимается решение о допуске учащегося к Государственному выпускному экзамену.

Отметим, что заключение ПМПК само по себе не освобождает выпускника от государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в вуз.

Получив заключение ПМПК, нужно в школе написать заявление о том, что вы желаете пройти государственную итоговую аттестацию в форме Государственного выпускного экзамена, приложив справку о прохождении психолого-медико-педагогической комиссии вместе с ее заключением, подтверждающим ваше право на аттестацию по форме ГВЭ. В заявлении нужно указать перечень экзаменов и форму, в которой вы хотите их сдать (в форме ОГЭ/ЕГЭ или ГВЭ). Заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны подать не позднее 1 марта текущего года, поэтому рекомендуем не откладывать обращение в ПМПК.

Обратите внимание, что форму государственной аттестации выбирает не школа и не ПМПК, а сам выпускник.

Специальные условия для выпускников с ОВЗ

В заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое получает выпускник, указываются специальные условия, необходимые ему для прохождения аттестации по медицинским показаниям. Это могут быть:

  • обеспечение техническими устройствами, необходимыми для обеспечения комфортного пребывания и перемещения в пункте проведения экзамена;
  • предоставление специальных экзаменационных материалов, учитывающих индивидуальные особенности участников-инвалидов (для категории слабовидящих, слепых, глухих лиц, участников с нарушением опорно-двигательного аппарата);
  • наличие ассистентов, оказывающих необходимую техническую помощь участникам-инвалидам и участникам с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
  • организация экзамена на дому;
  • организация экзамена в лечебном учреждении.

Для всех выпускников с ограниченными возможностями здоровья продолжительность каждого экзамена увеличивается на 1,5 часа (кроме экзамена по иностранному языку). Причем в продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Продолжительность экзамена по иностранному языку (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут.

Специальное оборудование

Пункт проведения экзаменов для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов должен быть оборудован необходимыми материально-техническими средствами. Обратите внимание, что если вам необходимы какие-либо особые вспомогательные средства, это нужно указать в вашем заявлении на сдачу ГИА. Тогда для вас подберут учреждение, отвечающее необходимым требованиям.

Выпускникам с проблемами опорно-двигательного аппарата предоставят допуск к аудиториям, туалетам, помещениям с пандусами, поручнями, лифтами и расширенными дверными проемами. Если таких условий в здании нет, то экзамен проведут в аудитории на первом этаже.

Для слабослышащих предоставят прибор, усиливающий звуки. Для глухих – услуги сурдопереводчика.

Для выпускников, имеющих проблемы со зрением, подготовят задания, написанные рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля. Если ученик недавно лишился зрения, ему могут предложить использовать компьютер с синтезатором речи и дополнительное освещение специальными светодиодными лампами. Обо всем этом также необходимо сообщить в заявлении - как вам будет удобнее работать: с проекторами и специальным освещением, с компьютерами или специальным шрифтом, нужна ли вам лупа. При проверке работ, выполненных учащимися, имеющими ограничения по зрению, создают тифлокомиссию, все члены которой владеют шрифтом Брайля (процесс проходит под наблюдением Рособрнадзора).

Для аутистов предложат использовать компьютер и планшет для набора текста, а также помощь тьютора, который поможет в общении, но при этом не будет вмешиваться в экзаменационный процесс.

Помощь ассистента

В своем заявлении выпускник с ОВЗ может сообщить о необходимости присутствия на экзамене одного или нескольких ассистентов.

В соответствии с действующими правилами во время экзамена в аудитории могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей. Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник образовательного учреждения, в котором он обучается, а также прикрепленный к инвалиду социальный работник.

Ассистент может помочь выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором, оказать помощь при использовании необходимых технических средств.

Особенности рассмотрения апелляций

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья в случае несогласия с оценкой, полученной на экзамене, могут подать апелляцию.

Для рассмотрения апелляций конфликтная комиссия привлекает к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников).

Вместе с участником ГИА с ограниченными возможностями здоровья на рассмотрении апелляции помимо родителей (законных представителей) может присутствовать ассистент.

В случае обнаружения конфликтной комиссией ошибки в переносе ответов слепых или слабовидящих участников ГИА на бланки конфликтная комиссия учитывает данные ошибки как технический брак. Экзаменационные работы таких выпускников переписываются заново на новые бланки и направляются на повторную обработку и проверку.