Классический психоанализ - монистичен. Монизм в его изначальном понимании предполагает единство. Отсюда и философия Единого. Монистическое рассмотрение отношения мозга и психики не предполагает разделения этих явлений на разные сущности.
Психика - это умопостигаемая сторона явления: психика - это организующий принцип. Мозг - это чувственно постигаемая сторона явления: мозг - это субстрат, организованная определенным образом материя. Организующий принцип вещи заключается в самой этой вещи, а потому вместе с ее разрушением и распадается сам принцип.
Иными словами, разделение субъекта на психическое и телесное с т.з. монизма - не более чем языковая игра. Психическое так же телесно, как телесное психично. Тело - не просто размазанная биологическая жижа: это организованное явление, и организовано оно по определенному принципу, который в античности и назывался понятием ψυχή [psychí].
В метапсихологии Фрейда всякое психическое явление предполагает наличие ТРЁХ базовых КАТЕГОРИИ причин. То есть не просто три причины, а три большие группы причин. Не по отдельности, а исключительно все три.
1) конституциональный, или наследственный фактор;
2) индивидуальный, или приобретаемый фактор;
3) актуальный, или действительный фактор.
Наследственная сторона вопроса - это всё то, что унаследовано человеком при рождении. То, что он человек; то, что он определенного пола; то, что у него имеется полный набор базовых "программ" поведения; то, что его тело будет развиваться по определенной схеме; то, что было присуще его ближайшим предкам...
Индивидуальная сторона вопроса - это всё то, что было приобретено человеком в процессе развития. По сути, это приобретенный опыт, образованный в результате взаимодействия с объектами внешней среды. В этом плане индивидуальный опыт является прямым продолжением имеющегося видового опыта. Например, само стремление к поглощению пищи является видовым - он присуще всем человеческим субъектам. Но то, как именно получается эта пища, и то, из чего она состоит, а также то, как именно она приготовлена, является вопросом приобретенного опыта и привычек.
И, наконец, актуальная сторона вопроса - это всё то, что составляет действительное соотношение человека со средой. Человек постоянно находится в активном контакте с объектами и состояниями внешней среды. Всякое событие во внешней среде - это, с одной стороны, значимое явление для видового опыта (например, опасность вообще), и, с другой стороны, значимое явление для индивидуального опыта (например, опасность открытых проводов).
Вся эта триада работает в сумме и в результате выдает то явление, которое возможно только в сумме этих факторов.
Например, психическая травма.
Психическая травма возникает потому и только потому, что возможность такого состояния заложена в устройство психического аппарата. Это онтологическая данность: нечто существует потому и только потому, что его существование в принципе возможно. Случай психической травмы сам по себе говорит, что наследственная база (конструкция) допускает такое явление, а это значит, что для психической травмы неизбежно будут найдены генетические предпосылки, поскольку сама возможность такого психического процесса заложена в психическом аппарате. Это сторона наследственной группы факторов.
В то же самое время опыт индивидуального развития образует соответствующие ему следы памяти. Психоаналитический опыт показывает, что люди с небезопасным стилем привязанности (то есть выросшие в близости с не самым надежным опорным объектом) в большей степени склонны к травматическому опыту в зрелом возрасте.
Суть в том, что восприятие определенной обстановки связывается с имеющимися следами памяти. В этом сущность такого явления как "последействие": в психическом аппарате образуется психическая группа, которая становится условием для будущей травмы. Например, как в случае Паудер из "Arcane": потеря опорного объекта в виде сестры - это неизбежная отсылка к потери опорного объекта в виде матери (кем бы та ни была). Схожая идея прослеживается в физиологии Бернштейна: осуществление всякого действия - это реализация всей истории его формирования.
И вот к этому всему примешивается актуальная обстановка - действительное событие. Событие значимо для субъекта. Именно поэтому для Паудер из "Arcane" потеря сестры (опорной фигуры) - это запредельной значимости событие, которое для другого ребенка с иным опытом развития будет иметь несколько иные коннотации. Человек постоянно в контакте со средой, и всякое событие - это такое изменение среды, которое значимо для субъекта. Травмирует на само событие, а отношение к этому событию.
В современном дискурсе, особенно негативно относящемся к психоанализу, мы видим откровенную деградацию в плане понимания всей суммы причинности. Если классический психоанализ рассматривает всякое явление как сумму факторов, образующих его, то в некоторых современных (околопрогрессивных) направлениях мы видим жесткую редукцию, где причиной существования сложной системы является один-единственный фактор. К этому подмешивается засилье декартовского дуализма, при котором психика и мозг понимаются как отдельные сущности.
В этом смысле в некоторых современных науках присутствует (явно или не очень) древний религиозный мотив, где было представление, что, дескать, душа может вселяться в тело и управлять им. Естественно, что об этом никто прямо не говорит, но эта актантная модель присутствует в само содержимом текстов и выводов. Для монистической картины мира обнаружение любого нейронного коррелята для психического процесса не является удивительным, а, скорее, закономерным: нет движения самого по себе - движение существует потому, что есть то, что движется.
VK: vk.com/psycaseanalytic
Boosty: boosty.to/psycase
Dzen: dzen.ru/psycase
Telegram: t.me/psycaseanalytic
YouTube: youtube.com/@psycase