Как спасатель из сельской глубинки увлёкся изготовлением деревянных изделий.
Впрочем, творчеством Дмитрий Стяжкин из села Каптырево Шушенского района увлекался с детства. Он любил рисовать, посещал художественную школу, умел вырезать лобзиком деревянные фигурки на уроках труда. Но чтобы профессионально заниматься деревообработкой – об этом, конечно, сельский житель не мечтал. Только с возрастом стал понимать, что хочет всерьёз освоить ремесло, которое не только приносит прибыль, но и доставляет людям эстетическое удовольствие.
Бросать свою деревеньку мы не готовы
– Можно, конечно, штамповать штакетник, он всегда в хозяйстве необходим, или будки собачьи колотить, но, позанимавшись деревообработкой несколько лет, понял, что мне гораздо интереснее делать эксклюзивные вещи из дерева. – признаётся Дмитрий Николаевич. – Иногда сама природа приносит идеи для творчества. Из какой-нибудь цельной коряги, найденной в лесу или на берегу реки, получается в буквальном смысле уникальный предмет, который будет служить украшением любого интерьера.
Дмитрий Стяжкин – житель деревенский. В отличие от своих брата и сестры он не уехал жить в большой город, а выбрал родное Каптырево. Говорит, в век современных технологий и интернета ничто не мешает и в сельской местности жить и зарабатывать деньги.
– Иногда прикидываем с супругой, почему бы не попробовать обжиться в Красноярске или ещё в каком крупном городе. Там театры, картинные галереи, парки, кино, заманчиво всё для культурного развития. Потом думаю: а что мешает нам взять и на недельку съездить в мегаполис развлечься, отдохнуть, посмотреть оперу и балет, а потом вернуться на малую родину работать? Да ничего не мешает! А вот без деревни тоска в городе быстро поглотит. Здесь другой отдых, тихий, не суетливый. Не нужно стоять в пробках по часу, в очередях в супермаркетах. Обратите внимание, люди ведь даже двигаются в другом темпе, не несутся сломя голову. Хотя дел в деревне ничуть не меньше, а порой и гораздо больше. Это сегодня у меня все стайки станками заставлены, а раньше держали и поросят, и птицу, и кроликов. И как-то успевали всё... Так что бросать свою скромную деревеньку мы пока не готовы.
После окончания сельской школы Дмитрий отучился в Шушенском сельскохозяйственном колледже. Получив профессию фермера (такой специальности в 90-х годах обучали), устроился работать учеником столяра на Шушенскую фабрику сувениров. В своё время это предприятие обеспечивало сувенирной продукцией всю страну. Наверняка во многих семьях ещё сохранились расписные деревянные ложки, разделочные доски, подносы, скалки. Все эти предметы быта и помогал мастерить в юности Дмитрий Николаевич. А между тем окончил ХГУ, выучился на учителя начальных классов. Вот только по специальности ни дня не отработал.
– Чему только не приходилось учиться, заочно даже юридическое образование получил, – рассказывает сельчанин. – А что, в жизни всё может пригодиться, а тем более знание законов. Столяром долго трудиться не пришлось – перестройка, фабрика приказала долго жить. Устроился в сельскую школу, там как раз требовался педагог по туризму. Со временем организовал туристический клуб, ходили с ребятишками в походы, проводили различные соревнования. Так более 20 лет детей обучал. Приходилось много сотрудничать со спасателями. Когда в Ергаках при МЧС построили Центр спортивной подготовки и реабилитации спасателей, меня пригласили туда работать. Вот уже 12 лет, как спасаю людей.
Всё, что делаю, я люблю
Работа не из лёгких, особенно в зимний период. Любителей покататься на горных лыжах, сноубордах, снегоходах множество, а вот правила безопасности знают не все. Лихачей, по мнению спасателей, хватает. То руку по неосторожности кто сломает, то ногу. А летом – сезон грибников-потеряшек. Уходят в глухую тайгу за дикоросами и блудят потом в поисках цивилизации. Нередки и случаи встреч с хищниками. Медведей в Ергаках много, особенно на нехоженых тропах.
– Люди подчас забывают, что хозяин тайги всё-таки косолапый, а не человек. Здесь его дом, его среда обитания, – говорит спасатель.
– А туристы лезут куда только можно в поисках острых ощущений. Иногда такие походы заканчиваются трагедиями.
Кроме того, за спасателями центра закреплена и федеральная трасса по дороге в Кызыл. Здесь тоже нередко приходится выезжать на помощь. Особенно если произошло серьёзное ДТП. За годы службы Дмитрий Стяжкин привык к своей работе. Говорит, главное – вовремя протянуть руку помощи, чтобы спасти человека.
– Трудимся мы посменно, ехать до центра все же не близко, – рассказывает Дмитрий. – Но в этом есть свои плюсы. Есть время и деревом заниматься. Пробую работать с кедром, берёзой, очень нравится карагач. У вязов очень интересный рисунок на спилах, сам такое не нарисуешь, только природа может. В принципе я по жизни такой: всё, что делаю, я люблю. А если не любить, то нет смысла заниматься.
Работать по дереву помогает и девятилетний сын. Мальчик охотно вырезает различные фигурки, делает деревянные ложки, осваивает столярные станки. Дмитрий Николаевич учит сына всему, чему научился сам. При этом не питает надежд на то, что сын пойдёт по стопам отца.
– Я же понимаю, что сейчас ему всего девять лет. Он может выбрать абсолютно любую профессию, которой заинтересуется. Но при этом мне важно, чтобы мальчик с детских лет понимал, что такое самостоятельный труд. В деревне надо работать: по дому, по хозяйству. Ну а коли решит перебраться в город, ради Бога, это его выбор. Главное, чтобы что-то умел делать руками. Лишним не будет.
А в качестве стимула для освоения столярного дела папа увозит поделки сына в сувенирный магазин в Танзыбее. Вырученными от продажи деньгами мальчик может распоряжаться сам. Почему нет, это же его заработок.
Могу сделать что угодно и из любого дерева
Но в сувенирном магазине далеко не вся продукция Дмитрия и его сына. Очень многие изделия мастер делает на заказ. С клиентами проблем нет. Дмитрия Стяжкина находят в соцсетях, его многие знают по всему Шушенскому району и не только. Манежницы, подставки под бутылки, панно, мебель, часы, тарелки, столовые приборы и даже указательные таблички для природного парка «Ергаки» сделаны руками мастера.
– Заказов много, и мне очень нравится, что все они разные, – признается столяр. – В принципе могу сделать что угодно и из любого дерева. Главное, чтобы желание было творить, а у меня его в избытке. В какой-то момент стал задаваться вопросом: «Что я хочу, мастерить в свое удовольствие или зарабатывать деньги?» На самом деле это очень важный вопрос. Одно дело, когда ты смастерил что-то и, может быть, удастся продать, другое дело – когда продумываешь, как ты будешь продвигать свою продукцию. Не так давно стал изучать финансовую грамоту. Это настоящая наука, ею нельзя пренебрегать, если ты всерьез занялся предпринимательством. Пока это на стадии развития, но думаю, всё у меня получится, если иметь правильный подход к делу.
Именно поэтому Дмитрий Николаевич сейчас занимается обустройством собственной мастерской в поселке Шушенское. Говорит, что мечтает, чтобы все станки были в одном удобном помещении, а деревянные изделия можно было посмотреть и купить прямо на месте.
– Сейчас всё разрознено, стоит по стайкам, а хочется, чтобы люди, приезжая ко мне, получали и эстетическое удовольствие. Нужно помещение для покраски, распила, резки дерева. Чтобы рядом был свой магазин и уже не приходилось искать точки реализации товара. Конечно, это требует времени, больших затрат и сил. Но, повторюсь, силы у меня есть. Всё, что мне удастся сделать, передам сыну. А пока нужно работать!
Мне Дмитрий Стяжкин тоже сделал небольшой подарок. Тарелка из карагача теперь украшает обеденный стол. И вы можете стать обладателем эксклюзивной деревянной вещи, если любите все самобытное и сделанное собственными руками.
Фото из личного архива Дмитрия СТЯЖКИНА
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №42 (18.645) от 19.10.2023