Найти в Дзене

ПОСЛАНИЯ ИОАННА (ч.19): УВЕРЕННОСТЬ ХРИСТИАНИНА

(1 Ин. 5:18–21) Стихи 18–20 подводят итог посланию в целом, представляя его в виде трёх вещей, о которых Иоанн говорит: мы знаем. То, что мы знаем, опровергает так называемое знание лжеучителей. «Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:18). Стих 18. Первый из трёх выводов касается самого христианина и его защиты. Верный христианин — это тот, кто есть «рождённый от Бога». И снова здесь, как и в 2:29; 3:9; 4:7; 5:1, субстантивированное причастие стоит в перфектной форме, означая того, кто был рождён и остаётся рождённым (что-то вроде пребывания в нём «семени» или «природы» родившего его из 3:9). Таковой «не грешит», то есть не грешит постоянно и систематически, не живёт в грехе (настоящее длительное действие; срав. «не любит грешить»; Современный Перевод). Это повторяет мысль из 3:9. В таких отрывках, как 2:13, 14; 4:4 и 5:4, 5 Иоанн объединил эту мысль с понятием победы. В нашем стихе он присоединяет
Оглавление

(1 Ин. 5:18–21)

Стихи 18–20 подводят итог посланию в целом, представляя его в виде трёх вещей, о которых Иоанн говорит: мы знаем. То, что мы знаем, опровергает так называемое знание лжеучителей.

ЗАЩИТА ОТ ЛУКАВОГО

«Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:18).

Стих 18. Первый из трёх выводов касается самого христианина и его защиты. Верный христианин — это тот, кто есть «рождённый от Бога». И снова здесь, как и в 2:29; 3:9; 4:7; 5:1, субстантивированное причастие стоит в перфектной форме, означая того, кто был рождён и остаётся рождённым (что-то вроде пребывания в нём «семени» или «природы» родившего его из 3:9). Таковой «не грешит», то есть не грешит постоянно и систематически, не живёт в грехе (настоящее длительное действие; срав. «не любит грешить»; Современный Перевод). Это повторяет мысль из 3:9. В таких отрывках, как 2:13, 14; 4:4 и 5:4, 5 Иоанн объединил эту мысль с понятием победы. В нашем стихе он присоединяет к факту рождения от Бога хранение себя так, что «лукавый не прикасается к нему». Таким образом Иоанн заверяет рождённого от Бога в победе. Такой человек защищён силой, которую имеет от Иисуса Христа, так что дьявол даже не может ему навредить. Глагол «касаться» означает здесь «схватить»; в этом значении этот глагол часто встречается в Септуагинте (Пс. 104:15; 1 Пар. 16:22; Зах. 2:12).

Конструкция греческого предложения, в котором говорится о силе, хранящей того (кто «рождённый от Бога»), представляет ряд сложностей. В некоторых рукописях написано: «рождённый от Бога хранит его». В других написано: хранит «себя», что означает, что христианин, родившись однажды от слова истины, хранит себя так, что дьявол не касается его. Местоимение «его» в выражении «хранит его» представляется более сложным прочтением и казалось бы, более надёжным, если бы не тот факт, что Иоанн никогда не использовал глагол геннао в контексте Иисуса, рождённого как Божий Сын. Поэтому прочтение «хранит себя», вероятно, является правильным. Сравните с заключительным стихом Иоанна: «Дети! Храните себя от идолов». Если принять другое прочтение, тогда смысл в том, что Иисус, будучи Сыном Бога, хранит верных, так что дьявол не имеет над ними власти (срав. Ин. 17:12, 15; Иуд. 1 и 1 Пет. 1:5), что нашло своё отражение в Современном Переводе: «но Сын Божий охраняет его».

ХРИСТИАНИН ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19).

Стих 19. Второй из трёх выводов, начинающихся с «мы знаем», касается того, что христианин принадлежит Богу в отличие от остального мира, который находится во власти дьявола: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле». Этот стих подводит итог изложенному в таких стихах как 2:29; 3:1–3, 10 и 2:15–17; 3:1–8; 4:5; 5:4, 5.

На протяжении всего послания Иоанн пытался утвердить статус истинного ученика и ободрить его на фоне лживых заявлений гностиков. Такой ученик действительно знает Бога: знает, что Бог в нём (2:5), знает, что Бог знает его (2:3), знает, что он был рождён от Бога (2:29), знает, что он — Божье дитя (3:1–3), знает, что он от истины (3:19), и знает, что Бог пребывает в нём (4:13). Мы знаем обо всём этом, когда соблюдаем его заповеди (2:3) или Его слово (2:5), когда ходим во свете (2:6), когда делаем правду (2:29; 3:10), когда любим своих братьев (3:10), из свидетельства Духа (3:24; 4:13), когда слушаем Божьих учителей (4:6), когда исповедуем нашу веру (4:15) или любим Бога (5:2). Всё это Иоанн обобщает одной фразой: мы знаем, что «мы от Бога». До этого момента Иоанн всегда использовал структуру «мы есть от» (эк, буквально «из Бога»), подчёркивая, что Бог является источником нашей жизни и рождения. Теперь он впервые использует именную часть сказуемого с родительным падежом: «мы от Бога», что буквально звучит как «мы — Божьи; мы принадлежим Ему». Уверенность христианина основывается на том, что он Божье дитя, что он принадлежит Богу.

Логически можно было бы ожидать, что обратной стороной является то, что неверующие принадлежат миру или дьяволу (см. Ин. 8:34–36). Но вместо этого Иоанн говорит, «что весь мир лежит во зле». Глагол кеймай, который в Современном Переводе звучит как «находится во власти», дословно означает «лежит в». Он часто встречается в контексте состояния, в котором кто-то находится (2 Книга Маккавейская 3:11; 4:31, 34). Он выражает состояние пассивности и беспомощности, в котором находится лукавый и грешный мир, не знающий Христа. Если эта характеристика языческого мира может показаться слишком резкой, нам следует обратиться к Рим. 1:18–32 и 1 Пет. 1:18. Тема пропасти между миром и теми, кто от Бога, убедительно представлена в трудах Иоанна, и он говорит, что мы знаем, что это так и есть. Смотрите также 4:5, 6, где сказано об этом различии.

РАЗУМЕНИЕ И ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ

«Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам разумение, чтобы мы познали (Бога) Истинного; и мы — в Истинном, Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).

Стих 20. Третья истина в выводах Иоанна касается того факта, который его читатели уже знают, а именно «что Сын Божий пришёл и дал нам разумение, чтобы мы познали (Бога) Истинного» (дословно «чтобы мы познали его, кто есть истинный»). Это утверждение обобщает учение предыдущих разделов, особенно 3:8; 4:9 и 5:6–12, о том, что Бог послал Сына и о приходе Сына. На протяжении всего послания автор подчёркивает реальность явления Иисуса как Христа, Сына Бога (1:2; 3:5; 4:2). Другие могут отрицать Его приход и его последствия в вечности (Иоанн использует здесь перфектное время), но христиане знают, что Он пришёл. Откровение (или, словами Иоанна, явление) Иисуса Христа, сопровождающееся сильными «свидетельствами», даёт верующим эту уверенность.

Результатом Его прихода стало «разумение», которое Он дал. Соответствующее греческое слово означает восприятие, понимание или разумность, способность к правильному пониманию. Это единственный раз, когда Иоанн использует это слово. Это разумение даёт нам способность «познавать (соответствующий глагол означает признавать или испытывать) (Бога) Истинного». Истинность Бога в данном контексте означает Его реальность или подлинность в отличие от лжи или несуществующих богов (см. 1 Кор. 8:5). Иоанн говорит, что явление Сына дало нам понимание и способность познать реального Бога, то есть, единственно истинного Бога. Сравните с его словами в следующем стихе: «Храните себя от идолов».

Однако затем Иоанн говорит, что нам не только дана способность познать Истинного Бога, но и то, что «мы — в Истинном, Сыне Его Иисусе Христе». Это единственный случай, когда Иоанн использует простую конструкцию «мы в» вместо обычного для него «пребывать в», или «оставаться в» «Боге» или «Сыне» с тем же значением (2:6, 24, 27, 28; 3:6, 24; 4:13). Судя по всему, с помощью этих конструкций он стремится показать личный характер отношений (связь с Отцом и Сыном в духовном организме, которым является тело или церковь) и общения. Вероятно, фразу «мы — в Истинном» следует рассматривать как более однозначную; для Иоанна характерно прибегать в заключительной части к перефразированию, а не просто повторять сказанное раньше. Его послание должно было способствовать укреплению общения как между самими христианами, так и между ними и «Отцом и Сыном Его Иисусом Христом», о чём он сказал в самом начале (1:3). Теперь он завершает своё послание, выражая твёрдую уверенность, что мы находимся в Истинном Боге, в котором источник этого общения.

Эта часть стиха, а также та, где сказано, что «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная», представляют собой интерпретационную сложность в силу неоднозначности грамматики греческого текста. Когда Иоанн говорит, что мы «познали Истинного», имеет ли он в виду Отца или Сына? В греческом тексте отсутствует связка или союз, что создаёт впечатление, что фраза «в Сыне Его Иисусе Христе» выступает в качестве уточнения, называя Иисуса тем, кто есть Истинный. Затем следует предложение: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная», которое, если рассматривать его вместе с «в Сыне Его Иисусе Христе», называет Иисуса Христа Богом. Уайлдер отмечает, что, если брать это утверждение в подобном виде, тогда перед нами одно из самых ясных и однозначных утверждений Нового Завета о божественности Иисуса Христа. Это объясняет пристальное внимание к данному отрывку.

Однако его значение можно интерпретировать по-разному:

(1) Предложения «мы познали Его, кто есть истинный», и «мы есть в том, кто есть истинный», и «Сей есть истинный Бог» (предложения даны в соответствии с греческими конструкциями) могут все относиться к Отцу. Поскольку Сын это тот, кто даёт нам разумение, создаётся впечатление, что в этих предложениях идёт речь о другой личности, чем о самом Сыне. Местоимение «его» в фразе «Его Сыне Иисусе Христе» (с греч.) может выступать антецедентом, к которому относится определяющая фраза «тот, кто есть истинный». Это согласовывалось бы с Ин. 17:3, где «единый истинный Бог» и «посланный Тобою» (то есть, Сын) это две отдельные личности. Это, в свою очередь, сделало бы фразу «в Сыне Его Иисусе Христе» дополнительным утверждением, равносильным тому, что «мы есть в том, кто есть истинный и в Сыне Его Иисусе Христе». Проблема в том, что в греческом тексте нет союза «и».

(2) Возможно, все эти три утверждения относятся к Иисусу Христу, включая то, что «Сей есть истинный Бог». Ввиду уточняющего характера фразы «в Сыне Его Иисусе Христе» (где «Его» может означать Божьего Сына) даже часть предложения «дал нам разумение, чтобы мы познали его, кто есть истинный», может относиться к откровению Христа о Себе как равноправной ипостаси истинного божества. Не следует удивляться тому, что Иоанн называет Иисуса Христа Богом, поскольку это центральная тема Евангелия от Иоанна. Впервые он говорит об этом в прологе, что «Слово было Бог» (1:1). Во-вторых, прочтение «единый Бог» (Ин. 1:18, моногенес теос), которое имеет все основания считаться верным, также подтверждает это. И, наконец, кульминация евангелия, когда Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28), называя Иисуса «Богом». Об Иисусе как о Боге говорится и в других отрывках Нового Завета (например, Евр. 1:8; вероятно, Рим. 9:5; Тит. 2:13). Тогда мы получаем на выходе следующее: «Сын Божий, пришёл и дал нам разумение, чтобы нам познать того, кто есть истинный» (Сын Его Иисус), и «мы — в Нём, который есть истинный», то есть «в Сыне Его (Бога) Иисусе Христе. Сей (Сын) есть истинный Бог и жизнь вечная».

(3) Третья возможная интерпретация заключается в том, что «познали Его, кто есть истинный» и «мы — в Нём, который есть истинный», относятся к Богу Отцу, а затем Иоанн добавляет ещё одну истину о том, что мы «в Сыне» этого Отца и этот Сын и является «истинным Богом и жизнью вечной».

Божественность Иисуса Христа и правомерность называть Его Богом не зависят от толкований этого отрывка. Независимо от интерпретации (2) или (3) утверждение «Сей есть истинный Бог» означает Иисуса Христа, на что указывает тот факт, что Иоанн добавляет дополнительное описание «Сей есть… жизнь вечная». В контексте 1 Ин. это описание именно Иисуса Христа. Не следует забывать, что в самых первых предложениях (1:2), говоря о воплощении и явлении Иисуса Христа, Иоанн твёрдо заявляет: «Жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». Иоанн твёрдо стоял на этом утверждении и ни разу не дал повода усомниться в его однозначности и заподозрить двойной смысл. В 2:25 он говорит об обещанной вечной жизни, показывая, что эту жизнь обретают пребывающие в Сыне и в Отце. В 3:15 он отвергает возможность такой жизни в убийце. Но уже в 5:11 он ясно и чётко отождествляет эту жизнь с Сыном: «Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его». Именно в этом контексте следует понимать «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Это представляется кульминацией учения Иоанна о личности и делах Иисуса Христа в настоящем послании, подобно тому, как восклицание Фомы «Господь мой и Бог мой» является кульминацией Евангелия от Иоанна.

ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПРОТИВ ИДОЛОПОКЛОНСТВА

«Дети! Храните себя от идолов. Аминь» (1 Ин. 5:21).

Стих 21. В последней фразе истинный Бог противопоставляется идолам. Иоанн призывает: «Дети! Храните себя от идолов». Ранее в этом послании Иоанн не упоминал идолов. Возможно, говоря об истинном Боге, он подумал о районе вокруг Эфеса, где, вероятно, жили его читатели (хотя подобная ситуация наблюдалась в любом месте греко-римского мира), и где процветал культ поклонения идолам, представлявший одну из основных угроз безопасности христиан. В глазах Иоанна посещение празднеств в честь языческих богов в их храмах было ничем иным как идолопоклонством, что можно ясно увидеть из книги Откровения, где резко осуждаются те, кто подобно женщине по имени Иезавель, учили, что в участии в таких празднествах не было греха (Откр. 2:14, 20). Сравните учение Павла об этом (1 Кор. 10:14–22).

Хотя ранее в послании об этом не говорилось, возможно, что лжеучителя учили чему-то похожему на то, чему учила Иезавель, которая называла себя пророчицей. Ввиду отсутствия информации нельзя утверждать что-то однозначно. Возможно, эта тема идолов логически возникла как противоположность истинному Богу, так как апостол понимал опасность искушений, которым языческое окружение подвергало христиан. В любом случае, прощальным предостережением для знающих истинного Бога было хранить себя от ложных богов, от идолов.

Церковь Христа